Урок развития речи

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • научиться “читать” произведения живописи;
  • совершенствовать устную речь учащихся; формирование нравственных основ.

Задачи:

образовательные:

  • сформировать у учащихся умения вести исследование с опорой на алгоритм действий, анализировать, делать выводы;

развивающие:

  • развивать коммуникативные компетентности учащихся;
  • развивать информационно-познавательный интерес учащихся к предмету;
  • развивать критическое мышление, внимание, память, самостоятельность, способность к рефлексии, обеспечение системности умения.

воспитательные:

  • формирование вечных ценностей и умения распознавать вечное и временное, воспитание патриотизма через связь с прошлым; воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства;
  • развивать критическое мышление, внимание, память, самостоятельность, способность к рефлексии, обеспечение системности умения;
  • создание ситуации успеха каждому ученику.

Оборудование: компьютер, слайды, картина Поленова “Московский дворик” и репродукции картины на каждой парте, Толковый словарь Ожегова, Толковый словарь Даля, аудиодиск “Классика для релаксации”.

Ход урока

Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе – гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрутите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок.
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу,
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.

Тема нашего урока: “Гармония души и природы”. (По картине В.Д Поленова “Московский дворик”)

Словарная работа:

Учитель: Мы говорим о гармонии, а как вы понимаете это слово? (Учащиеся отвечают). Давайте заглянем в Толковые словари Даля и Ожегова и сравним наше восприятие слово “гармония” с тем, как толкуется оно в словарях. Читаем “птичьим базаром” по вариантам: I вариант – у Даля; II – у Ожегова.

(Ученики совместно с учителем делают вывод, что “гармония – это соответствие, созвучие, соразмерность и … благостройность”. На доске слайд с презентацией словарной статьи слово ”гармония”)

Задача нашего урока: научиться читать картины. Мы привыкли любоваться картиной, размышлять над ней, а сегодня попытаемся прочитать, что же автор хочет нам сказать произведением живописи.

Но, перед тем, как мы обратимся к картине, узнаем о самом художнике, Василии Дмитриевиче Поленове.

Подготовленный доклад ученика:

Василий Дмитриевич Поленов принадлежал к тем редким натурам, которые, подобно магниту, объединяют вокруг себя всех, сплачивают людей не силой и волей, а мягкостью и доброжелательством. Он был высокого роста, красивый, деятельный, спокойно рассудительный, вокруг него всегда царила дружелюбная атмосфера.

В 1872 году от Академии художества В.Д. Поленов получил заграничную командировку на шесть лет. Он путешествовал по Европе, в Германии основательно изучал произведения немецких художников.

Затем В.Д. Поленов переехал в Италию, изучил музеи Рима, Флоренции, Неаполя и Венеции, копировал некоторые произведения мастеров Возрождения, в то же время и сам писал с натуры. Колорит его заграничных произведений хоть и был богат и разнообразен, но все же в это время на его картины еще не пролился живой свет “открытого воздуха”, уже ставший завоеванием импрессионистов.

После возвращения в Россию В.Д. Поленов поселился в Москве.

Отличительным качеством новых работ В.Д. Поленова стало появление в них света и воздуха, которые так поразили критиков и ценителей искусства в его “Бабушкином саде”, “Лете” и, конечно же, в “Московском дворике”.

Этюд к картине “Московский дворик” художник писал из окон своей московской квартиры (на углу Малого Толстовского и Трубниковского переулков). Этой картиной В.Д. Поленов дебютировал на Выставке художников-передвижников в 1878 году. Посылая ее в Петербург, он писал И.Н. Крамскому: “К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картина моя изображает дворик в Москве в начале лета”.

Однако именно эта “картина” принесла В.Д. Поленову известность и славу. Подобно саврасовским “Грачам”, “Московский дворик” говорил зрителю о чем-то близком и родном, что с детства живет в сознании каждого человека.

Как писала искусствовед Т.В. Юрова, В.Д. Поленов вложил в полотно всю силу своей любви к людям и к жизни, именно эта любовь делает поэтическими самые обычные прозаические вещи. В картине В.Д. Поленова все дышит поэзией правды: и белоголовые ребятишки, и корявые березы с вьющимися над ними галками, и пушистый ковер молодой травы, и даже покосившиеся хозяйственные пристройки.

“Московский дворик” В.Д. Поленова – одна из любимейших картин всякого русского человека. Не случайно этот пейзаж был дорогим воспоминанием о далекой России для И.С. Тургенева, доживавшего свои дни в Париже.

Описание картины (совместная работа учителя и учеников).

(Открытки с репродукцией картины раздаются на каждую парту, на доске написана тема и слово “ План ”, пунктами которого станут вопросы, предлагаемые детям). На протяжении всей беседы по картине звучит музыкальный фон Ф.Мендельсона “Приятное воспоминание”.

Учитель: Что изображено на картине? Опишите свое общее впечатление.

Перед нами небольшой московский дворик (именно московский, а не деревенский, как может показаться с первого взгляда).

Учитель: Похож он на современные московские дворы и детские площадки?

Нет, они покрыты асфальтом, усыпаны серым песком, а здесь дворик чистый, поросший зеленой травой, исчерченный тропинками… Он уютен, тих, залит ярким солнечным светом, от него веет спокойствием, умиротворенностью…

Учитель: Теперь рассмотрим картину поподробнее.

Что изображено на переднем плане в центре композиции?

Перед нами на переднем плане и справа можно ясно различить крупные головки полевых цветов ( ромашек ).

Учитель: Что они напоминают нам? На кого они похожи?

На играющих тут же белоголовых ребятишек.

Попробуем описать, что мы видим на картине слева. Перед нами крышка старого колодца или погреба, лопухи, репейник, растущие перед покосившимся забором. Сквозь ветви тенистого сада можно рассмотреть фасад белого дома с колоннами. Боковая часть этого особняка выходит во дворик.

Учитель: Что находится в глубине двора?

Здесь стоит полуразвалившийся (не полуразрушенный, как могут говорить дети ) сарай, на его ветхой крыше выросли кусты. Рядом виднеется колодец. Перед сараем гуляют куры, женщина выносит ведро или собирается кормить их…

Учитель: Что изображено справа? (Справа изображена лошадь)

Учитель: Что она делает? Видим ли мы кучера?

Нет, пригревшись на солнышке, лошадь стоит неподвижно, ее уши спокойно опущены, чувствуется, что она терпеливо ждет своего хозяина… Еще справа видно, как сушится на веревке белье.

Учитель: Что мы видим вдалеке, на заднем плане за сараем?

Вдалеке на заднем плане за сараем белеют крыши невысоких московских домов. Значит, таких двориков здесь множество…

Почему в столичном городе (а Москва, как известно, после Петербурга была до 1918 года второй столицей России) сохранились столь скромные, почти что сельские дворики, такие уютные, милые, провинциально-русские?..

Экскурс в историю:

Здесь учитель может сделать небольшое отступление и поведать детям о том, как возникали и росли города на Руси.

Слово город (град) первоначально означало укрепление. Срубить, поставить город – значит обнести какое – либо место оградой (тыном, плетнем, частоколом, остогом, деревянной или каменной стеной).

Вокруг этого военного укрепления селился (“садился”) разный люд (купцы, мастеровые, мелкие торговцы, крестьяне и т.д.). Так возникали городские посады, жители которых не порывали окончательно с сельскохозяйственными занятиями.

Во время вражеских нашествий жители посада укрывались в граде (кремле). Когда посады значительно увеличивались, и старый город не мог вместить всех ищущих защиты, посад обносился новым поясом укреплений. Поэтому внутри города застройка могла складываться из разного рода усадеб, окруженных садами, огородами, даже лугами, оврагами. Опасность пожаров не позволяла, поэтому слишком тесно ставить строения. Всюду видны были главные здания терема, храмы), образующие основу ориентации.

Таким образом, город средневековой Руси был слит с природой и сельским окружением.

Русский средневековый город не противопоставлялся природе. Его укрепления и строения органично вписывались в ландшафт, а не выглядели чем-то искусственным, враждебным природе.

После экскурса в историю становится более понятным, почему дворик в одном из арбатских переулков напоминает деревенский лужок и вызывает ощущение настоящего деревенского приволья.

Кульминация урока:

Учитель: Продолжим внимательно изучать картину В.Д.Поленова. Что художник изобразил на фоне голубого неба?

Венчает композицию изумительно красивый белокаменный храм с пятью луковичными главами. Храм соединен с изящной шатровой колокольней. Купола сияют мягким золотым и серебристым светом. Без изображения храма (его можно предложить закрыть ладошкой) дворик утратит свое неизъяснимое очарование, лишится нежной красоты…

(Можно сказать детям, что это реально существующий храм Спаса Преображения на Песках и находится он в районе Арбата.)

По ясному светло-голубому небу бегут легкие перистые облака. Солнечный день, но не жаркий, солнце светит ласково. Картина насыщена светом и воздухом. Взгляд воспринимающего скользит от земли к небу и наполняется радостным восхищением.

Учитель: Какой день выбрал художник для изображения – торжественный, праздничный, или обычный, будний?

Художник выбрал для изображения обычный будничный день, предметы на картине (лопухи, сарай, репейник, белье и т.д.) самые непритязательные, все герои заняты повседневными делами. Тем не менее, картина излучает радость, дышит тишиной и умиротворенностью, создает ощущение тихого праздника.

Умиление вызывает естественность существования обитателей этого мирного дворика, гармония, в которой пребывают человек и природа.

Благословение Божие на этом уютном и гармоничном мире.

Согласны ли вы, что тема нашего урока “Гармония души и природы” связана с настроением картины Поленова “Московский дворик”? Почему?

Как выглядел бы этот дворик сегодня? Остался бы лужок? Сарай? Дом? Нет, в нашу эпоху произошли большие изменения. Совершенно иначе выглядят московские дворы и улицы.

Учитель: А что сейчас сохранилось из того, что мы видим на картине?

Конечно. Это храм. Он остался и сохранил свою возвышенную красоту. Можем ли мы удостовериться в этом? Да, если вы будете в Москве, то можно разыскать храм, сходить к нему…

Учитель (звучит колокольный звон “Благовест”): Храм – дом Божий, вечен, вера в Бога всегда живет в человеке, в то, без чего человек не может жить. И картина В.Д.Поленова “Московский дворик” напоминает нам об этом.

Рефлексия урока: Ребята, понравился вам такой урок? Выберите знак, соответствующий вашему восприятию урока (слайд) .

? – любопытно, но остались вопросы

! – это интересно.

… – необходимы пояснения. (Учащиеся сдают учителю листочки с изображением знака)

Напутственное слово:

Учитель: Теперь каждый из вас напишет сочинение по картине Поленова “Московский дворик” на тему “Гармония души и природы”. Мы не заостряли внимание на ребятишках, изображенных на картине. Надеюсь, вы опишите их без моей помощи. Еще раз внимательно рассмотрите все на картине, двигаясь от переднего плана и центра композиции по часовой стрелке вверх. Не забудьте написать о чувствах, которые вызывает у вас полотно Поленова. Божией помощи вам и вдохновения!

Литература

  1. Толковый словарь Даля.
  2. Толковый словарь Ожегова.
  3. Православная культура в школе. Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. ООО “Издательский дом Покров”, Москва, 2004 год, №4.
  4. Духовно-нравственные основы демографического развития России. Самарский регион. Самара, 2005 год.
  5. Серия “Великие художники”. Том 31. “Василий Дмитриевич Поленов”, Изд-во “ Директ-Медиа”, Москва, 2010 год.

Приложение I

План к сочинению по картине Поленова “Московский дворик”.

1) Что изображено на картине (общее впечатление)?

2) Похож этот дворик на современные дворы и детские площадки?

3) Что изображено на переднем плане в центре композиции?

4) Что находится в глубине двора?

5) Что изображено справа?

6) А что мы видим вдалеке, на заднем плане, на фоне голубого неба?

7) А сохранилось ли что-нибудь из того, что мы видим на картине и в наши дни?

8) Опишите свои чувства, эмоции, которые вызывает у вас картина.