Цель урока: углубить понятие о роли имени прилагательного в речи, формирование умения использовать в речи имена прилагательные.
Задачи: на основе знаний двух языков (английского и русского) отработать умение правильного использования в речи имен прилагательных; определить роль имен прилагательных в речи; определить синтаксическую функцию имен прилагательных в предложении; развить у детей эстетический вкус и интерес к изучению языков.
Вид: урок формирования коммуникативно-деятельных умений и навыков.
Тип: урок-творчество.
Оформление: выставка детских рисунков и творческих работ, музыкальное сопровождение.
Техническое оснащение: компьютер, магнитофон, интерактивная доска, мультимедийный диск, магнитная доска.
Используемые медиаматериалы: презентация РоwerPoint со слайдами творческих работ (стихотворений ) учащихся, слайды с видами зимней природы и опорной лексикой для написания сочинения-миниатюры, мультимедийный диск “Sing and Learn” с караоке на англ. языке, звукозапись произведения И.С.Баха “Мелодия на струне соль”
Приложения: презентация (таблица со стихотворением Г.Грина на английском языке и его переводом, творческие работы – стихотворения детей на тему “Здравствуй, Зимушка-Зима!”, слайды-открытки с видами зимней природы и опорной лексикой для написания сочинения-миниатюры).
ХОД УРОКА
1. Учитель формулирует тему.
Вступительное слово учителя по русскому языку:
- Ребята, сегодня у нас урок творчества. Все ученики сегодня разделены на три творческих группы. Мы будем закреплять тему “Имя прилагательное”, отрабатывать умение правильного использования прилагательных в речи. Определим их синтаксическую функцию, повторим их морфологические признаки.
(На интерактивной доске записаны число и тема урока на русском и английском языках)
- Запишите число и тему урока.
2. Творческая разминка.
Учитель русского языка:
- Сейчас вы послушаете стихотворение на английском языке, которое прочитают ваши одноклассники. Ваша задача - определить, о каком времени года рассказывается в этом стихотворении.
(Ученик читает стихотворение на английском языке )
Вопрос учителя:
- О каком времени года здесь идет речь?
- А теперь послушайте творческий перевод этого стихотворения на русский язык.
(Читает ученица)
(Текст стихотворения на английском и русском языке помещен на интерактивную доску в виде слайда)
Falling Snow See the pretty snowflakes, Graham Green |
Падающий снег Посмотри на прелестных снежинок
полет! Литературный перевод |
Учитель: Скажите, слова какой части речи помогают сделать текст этого стихотворения таким эмоциональным и красочным?
(Ответы детей)
3. Выборочная работа.
Учитель: Выпишите из этого текста прилагательные. Первая и третья группа – из русского текста, вторая группа – из английского. Подчеркнутые слова прилагательными не являются.
(Дети находят и зачитывают прилагательные)
4. Вопросы учителя.
- Как вы нашли прилагательные в тексте?
- На какие вопросы отвечают прилагательные?
- Что обозначает прилагательное?
- Как изменяются прилагательные?
- К какой части речи относятся прилагательные?
- Как правильно написать окончание прилагательного?
- Каким художественным средством является прилагательное в переносном значении? (ответ: эпитетом)
- Придумайте несколько эпитетов с такими прилагательными на тему “зима”.
5. Определение синтаксической функции прилагательного.
- Какова синтаксическая функция прилагательного (каким членом предложения оно является?)
- Запишите два предложения:
(с полным прилагательным) Вдали виднелся зимний лес.
(с кратким прилагательным) Красив лес в зимнем уборе.
6. Учитель английского языка:
- Какие прилагательные Вы нашли в тексте?
(Дети называют прилагательные по-английски и с переводом)
- А как вы их нашли?
(По значению и по вопросу: какой?)
- А что обозначают прилагательные?
(Признак предмета)
- Приведите примеры.
(Дети приводят примеры)
- Запомните: в английском языке имя прилагательное не изменяется по родам и числам.
- Давайте определим с Вами синтаксическую функцию прилагательного (каким членом предложения оно является)?
(Ответы учеников)
- Запишите два предложения
It is a cold day.
It is cold today.
- Обратите внимание на то, что в английском языке, как и в русском, прилагательные могут быть не только определениями, но и сказуемыми после глагола-связки to be.
7. Работа с лексикой (на интерактивной доске). Учитель английского языка говорит:
- Составьте словосочетания с написанными на доске существительными (на английском языке с опорной лексикой).
Match the adjectives and the nouns and write word combinations:
ADJECTIVES
Frosty, bare, blue, cold, white, pretty, strong, deep
NOUNS
… days, … snowflakes, ... snow, … drifts, …. sky,
… trees, … wind, … weather.
Задание: подобрать прилагательные к данным существительным в нужной форме.
В … лесу, … небо, на … елях и … берёзах,
… снегом, … снежинки, в … сугробах, на … тропинках
Работа у доски. Учащиеся вставляют нужные прилагательные.
8. Проверка домашнего задания. Дети читают стихи о зиме, которые сочинили дома. (Литературная композиция из стихотворений, написанных детьми – презентация, см. приложение 1)
9. Просмотр слайдов с зимней природой под музыку.
Учитель: А сейчас мы с вами совершим виртуальную прогулку по зимнему лесу, посмотрим на зимние пейзажи, послушаем музыку И.С. Баха “Мелодия на струне соль” и представим, что мы вдыхаем морозных воздух, любуемся искрящимся снегом.
10. Написание творческой работы (сочинения-миниатюры) на тему “Природа зимнего леса”
Учитель: Ребята, вы должны написать небольшую творческую работу на тему “Природа зимнего леса”, используя те знания и навыки, которые вы получили на нашем уроке.
Первая и третья группа пишет на русском языке, вторая – на английском (см. приложение 2).
11. Чтение творческих работ на русском и английском языках.
12. Подведение итогов урока, выставление оценок.
13. Исполнение песни, посвященной Рождеству, на английском языке.
(Караоке на мультимедийном диске).