Бинарный урок русского и английского языков по теме "Имя прилагательное"

Разделы: Русский язык, Иностранные языки


Цель урока: углубить понятие о роли имени прилагательного в речи, формирование умения использовать в речи имена прилагательные.

Задачи: на основе знаний двух языков (английского и русского) отработать умение правильного использования в речи имен прилагательных; определить роль имен прилагательных в речи; определить синтаксическую функцию имен прилагательных в предложении; развить у детей эстетический вкус и интерес к изучению языков.

Вид: урок формирования коммуникативно-деятельных умений и навыков.

Тип: урок-творчество.

Оформление: выставка детских рисунков и творческих работ, музыкальное сопровождение.

Техническое оснащение: компьютер, магнитофон, интерактивная доска, мультимедийный диск, магнитная доска.

Используемые медиаматериалы: презентация РоwerPoint со слайдами творческих работ (стихотворений ) учащихся, слайды с видами зимней природы и опорной лексикой для написания сочинения-миниатюры, мультимедийный диск “Sing and Learn” с караоке на англ. языке, звукозапись произведения И.С.Баха “Мелодия на струне соль”

Приложения: презентация (таблица со стихотворением Г.Грина на английском языке и его переводом, творческие работы – стихотворения детей на тему “Здравствуй, Зимушка-Зима!”, слайды-открытки с видами зимней природы и опорной лексикой для написания сочинения-миниатюры).

ХОД УРОКА

1. Учитель формулирует тему.

Вступительное слово учителя по русскому языку:

- Ребята, сегодня у нас урок творчества. Все ученики сегодня разделены на три творческих группы. Мы будем закреплять тему “Имя прилагательное”, отрабатывать умение правильного использования прилагательных в речи. Определим их синтаксическую функцию, повторим их морфологические признаки.

(На интерактивной доске записаны число и тема урока на русском и английском языках)

- Запишите число и тему урока.

2. Творческая разминка.

Учитель русского языка:

- Сейчас вы послушаете стихотворение на английском языке, которое прочитают ваши одноклассники. Ваша задача - определить, о каком времени года рассказывается в этом стихотворении.

(Ученик читает стихотворение на английском языке )

Вопрос учителя:

- О каком времени года здесь идет речь?

- А теперь послушайте творческий перевод этого стихотворения на русский язык.

(Читает ученица)

(Текст стихотворения на английском и русском языке помещен на интерактивную доску в виде слайда)

Falling Snow

See the pretty snowflakes,
Falling from the sky;
On the walls and house- tops
Soft and thick they lie;
On the window-ledges,
On the branches bare,
See how fast they gather,
Filling all the air.
Look into the garden,
Where the grass was green.
Covered by the snowflakes,
Not a blade is seen.
Now the bare black bushes
All look soft and white.
Every twig is laden
What a  pretty sight!

Graham Green

Падающий снег

Посмотри на прелестных снежинок полет!
На чернеющих ветках пушистый налет.
Свежий воздух собой заполняя,
Стены, крыши домов заметая,
В зимнем танце снежинки кружат,
С неба падают, быстро летят.
Где густая трава зеленела в саду,
Одиноко чернели кусты на виду,
Все теперь утопает в глубоком снегу.
И поверить глазам я своим не могу.
Что за дивный волнующий вид!
Пышным облаком сад весь накрыт.

Литературный перевод
А.Рогозиной

Учитель: Скажите, слова какой части речи помогают сделать текст этого стихотворения таким эмоциональным и красочным?

(Ответы детей)

3. Выборочная работа.

Учитель: Выпишите из этого текста прилагательные. Первая и третья группа – из русского текста, вторая группа – из английского. Подчеркнутые слова прилагательными не являются.

(Дети находят и зачитывают прилагательные)

4. Вопросы учителя.

- Как вы нашли прилагательные в тексте?

- На какие вопросы отвечают прилагательные?

- Что обозначает прилагательное?

- Как изменяются прилагательные?

- К какой части речи относятся прилагательные?

- Как правильно написать окончание прилагательного?

- Каким художественным средством является прилагательное в переносном значении? (ответ: эпитетом)

- Придумайте несколько эпитетов с такими прилагательными на тему “зима”.

5. Определение синтаксической функции прилагательного.

- Какова синтаксическая функция прилагательного (каким членом предложения оно является?)

- Запишите два предложения:

(с полным прилагательным) Вдали виднелся зимний лес.

(с кратким прилагательным) Красив лес в зимнем уборе.

6. Учитель английского языка:

- Какие прилагательные Вы нашли в тексте?

(Дети называют прилагательные по-английски и с переводом)

- А как вы их нашли?

(По значению и по вопросу: какой?)

- А что обозначают прилагательные?

(Признак предмета)

- Приведите примеры.

(Дети приводят примеры)

- Запомните: в английском языке имя прилагательное не изменяется по родам и числам.

- Давайте определим с Вами синтаксическую функцию прилагательного (каким членом предложения оно является)?

(Ответы учеников)

- Запишите два предложения

It is a cold day.

It is cold today.

- Обратите внимание на то, что в английском языке, как и в русском, прилагательные могут быть не только определениями, но и сказуемыми после глагола-связки to be.

7. Работа с лексикой (на интерактивной доске). Учитель английского языка говорит:

- Составьте словосочетания с написанными на доске существительными (на английском языке с опорной лексикой).

Match the adjectives and the nouns and write word combinations:

ADJECTIVES

Frosty, bare, blue, cold, white, pretty, strong, deep

NOUNS

… days, … snowflakes, ... snow, … drifts, …. sky,

… trees, … wind, … weather.

Задание: подобрать прилагательные к данным существительным в нужной форме.

В … лесу, … небо, на … елях и … берёзах,

… снегом, … снежинки, в … сугробах, на … тропинках

Работа у доски. Учащиеся вставляют нужные прилагательные.

8. Проверка домашнего задания. Дети читают стихи о зиме, которые сочинили дома. (Литературная композиция из стихотворений, написанных детьми – презентация, см. приложение 1)

9. Просмотр слайдов с зимней природой под музыку.

Учитель: А сейчас мы с вами совершим виртуальную прогулку по зимнему лесу, посмотрим на зимние пейзажи, послушаем музыку И.С. Баха “Мелодия на струне соль” и представим, что мы вдыхаем морозных воздух, любуемся искрящимся снегом.

10. Написание творческой работы (сочинения-миниатюры) на тему “Природа зимнего леса”

Учитель: Ребята, вы должны написать небольшую творческую работу на тему “Природа зимнего леса”, используя те знания и навыки, которые вы получили на нашем уроке.

Первая и третья группа пишет на русском языке, вторая – на английском (см. приложение 2).

11. Чтение творческих работ на русском и английском языках.

12. Подведение итогов урока, выставление оценок.

13. Исполнение песни, посвященной Рождеству, на английском языке.

(Караоке на мультимедийном диске).