Концептуальное обоснование программы.
Современное состояние общества характеризуется усилением внимания к неповторимой индивидуальности отдельно взятой личности. В этой связи социальный заказ к системе образования сегодня формируется как необходимость своевременного выявления и развития потенциалов личности человека, уровня его интеллекта, степени креативности, начиная с самого раннего детства.
Педагогический коллектив МОУ Борисоглебской ООШ № 9 считает, что все дети обладают творческим началом и потенциалом к развитию своих способностей. Главное – создать необходимые условия, соответствующую развивающую, творческую образовательную среду, способствующую самораскрытию. Самореализации каждого учащегося.
Ежегодный мониторинг качества обученности и качества знаний учащихся школы, их достижения разного уровня подтверждает правильную стратегию работы педагогического коллектива по созданию единого интеллектуального пространства в стенах школы.
Современная школы – это школа, где от накопления ЗУН каждый участник образовательного процесса приходит к использованию и приращению индивидуального и общественного интеллекта.
Современная школа – это школа, реализующая как программы базового образования, так и расширенного, углубленного образования по различным предметам и предметным областям, имеющая развитую систему элективных и развивающих курсов, дополнительного образования, профориентационной работы.
Множество специальных исследований проведено с целью, выяснить помогает ли в творчестве умение мыслить логически. Единого ответа на этот вопрос пока нет.
Известный российский психолог В.Н.Дружинин, анализируя подходы большинства отечественных и зарубежных специалистов к проблеме соотношения “интеллекта” и “креативности”, выделяет три основные позиции:
- Отказ от какого бы то ни было разделения этих функций. Эта точка зрения характерна для большинства отечественных ученых. Из широко известных зарубежных исследователей, придерживающихся данного подхода, можно назвать Г.Ю.Айзенка.
- Между интеллектом и креативностью существуют пороговые отношения. Для проявления креативности нужен интеллект не ниже среднего.
- Интеллект и креативность – независимые, ортогональные способности.
При разработке программы мы придерживались первой точки зрения, а потому считаем, что именно школа с ГПД способна решать задачи развития интеллекта и творчества учащихся. В условиях такой школы выстраивается серьезная работа по взаимодействию всех звеньев образовательного процесса “ученик-учитель-воспитатель-родитель”.
Режим работы школы реализует полную интеграцию основного и дополнительного образования. Для каждого класса, отдельного учащегося выстраивается индивидуальная траектория образовательного процесса, где сочетается общеобразовательная подготовка, подготовка повышенного уровня по наиболее интересующим предметам и образовательным областям, дополнительное образование, досуг, индивидуальная развивающая работа.
В системе дополнительного образования учащимся предоставляется возможность расширить и углубить знания по учебным предметам, организовать их внеурочную творческую деятельность. Вся работа направлена на развитие критического, проектного мышления, творческого потенциала и способностей.
Цель программы – развитие интеллектуальных способностей личности с учетом ее собственных ресурсов на основе использования созданных в школе благоприятных и максимально разнообразных условий.
Задачи программы:
а) в отношении образовательной среды:
- Создание благоприятных условий для удовлетворения интеллектуальных потребностей учащихся;
- Разработка и внедрение новых педагогических технологий оптимизации и интенсификации учебного процесса;
- Обновление и расширение содержания учебного процесса;
- Включение в вариативную часть учебных планов спецкурсов, факультативов;
- Расширение системы дополнительного образования;
- Сотрудничество с учебными заведениями города по подготовке развития учащихся
б) в отношении педагогов:
- Создание условий для творческого роста, самопринятия, профессионального личностного саморазвития;
- Оказание профессиональной помощи и поддержки педагогам, работающим в направлении развития интеллектуальных способностей личности ребенка;
- Повышение педагогической компетентности в вопросах интеллектуальной и творческой одаренности;
- Наполнение работы с одаренными учащимися новым содержанием;
- Формирование мотивации саморазвития в отношении учебно-воспитательного процесса;
- Развитие навыков и умения, обеспечивающих эффективное обучение и учение.
в) в отношении учащихся:
- Повышение уровня и качества обученности;
- Углубление знаний в различных областях наук;
- Расширение категориального и понятийного словаря учащихся;
- Выстраивание индивидуальной траектории учебно-воспитательного процесса для каждого учащегося;
- Своевременное выявление и оценка возможностей и способностей детей;
- Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;
- Обучение психологическим навыком планирования, саморегуляции и самоконтроля в учебных ситуациях.
Основными формами реализации программы являются: тематические, проблемные семинары, совещания; организационно-деятельностные игры, аукционы идей, групповые индивидуальные консультации учащихся, родителей, педагогов; творческие отчеты, КТД, интеллектуальные игры, викторины и т.д.
Сроки реализации программы:
2009–2012 учебные годы.
Мероприятия по реализации программы
№ | Программные мероприятия | С кем проводится | Сроки | Ответственные |
1. Модуль |
||||
1 | Разработка и внедрение комплексных карт развития ребенка, паспорта достижений ученика, учителя, школы | Педагогический коллектив |
2009 г. | Администрация
Психолог |
2. | Разработка Положения о школьном интеллектуальном марафоне; Положения о проведении школьного тура олимпиад | Педагогический коллектив |
2009 г. | Администрация |
3. | Создание банка диагностических методик, позволяющих отслеживать развитие учащихся, своевременно выявлять и оценивать способности | Педагогический коллектив |
2009 г. | Психолог |
4. | Разработка Положения о школьном конкурсе “Классный класс” | Педагогический коллектив |
2009 г. | Администрация |
2. Модуль |
||||
а) Учебная и внеучебная развивающая деятельность |
||||
1. | Проведение предметных недель | Учащиеся | Ежегодно | Учителя – предметники |
2. | Проведение месячника “Мир знаний” | Учащиеся | Ежегодно | Учителя |
3. | Конференция увлечений “Умник” | Учащиеся | Ежегодно | Учителя, воспитатели |
4. | Проведение школьного тура предметных олимпиад | Учащиеся | Ежегодно | Учителя – предметники |
5. | Организация работы “Малой академии” | Учащиеся | Ежегодно | Администрация, педагоги |
6. | КТД “Калейдоскоп творчества” | Учащиеся | Ежегодно | Педагоги |
7. | Работа элективных курсов, кружков по интересам | Учащиеся | Ежегодно | Учителя – предметники, воспитатели |
8. | Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность в рамках научного общества учащихся “Поиск” | Учащиеся | Ежегодно | Администрация, педагоги |
б) Методическая работа |
||||
1. | Обсуждение проекта концепции программы “Интеллект” на
заседании педагогического совета, на заседаниях творческих групп, на
заседаниях методических объединений. Внесение предложений по корректировке программы |
Педагогический коллектив | 2009 г. | Администрация |
2. | Обеспечение условий для систематического повышения мастерства учителей, работающих с одаренными детьми, через проблемные и обучающие семинары | Педагогический коллектив | Постоянно | Администрация |
3. | Корректировка программ факультативных и элективных курсов, кружков по интересам | Педагогический коллектив, руководители МО | Постоянно | Администрация |
4. | Проведение открытой защиты собственных проектов по организации работы с одаренными детьми | Педагогический коллектив | Постоянно | Администрация |
5. | Выпуск школьного информационного вестника о результатах участия класса и одаренных учащихся в школьных, городских мероприятиях | Педагогический коллектив | Постоянно | Администрация |
6. | Разработка программ курсов, факультативов с учетом индивидуальных способностей одаренных детей | Педагогический коллектив | Постоянно | Администрация |
3. Психолого-психологическое сопровождение УВП. |
||||
1. | Внедрение практики ранней диагностики учащихся с целью выявления уровня интеллекта, творческого развития | 1–9 классы | Ежегодно | Педагоги |
2. | Диагностика уровня сформированности общеучебных навыков и умений школьников | 1–9 классы | Ежегодно | Педагоги |
3. | Развивающий курс “Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников” | 2–4 классы | Ежегодно | Психолог |
4. | Реализация программы “Развитие творческого потенциала личности учащегося” | 1-е классы | Ежегодно | Психолог |
5. | Самооценка мотивации одобрения | Педагоги | Ежегодно | |
6. | Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах | 5–9 классы | Ежегодно | |
7. | Работа психолого-педагогической студии “Тренинг педагогической осознанности” | Педагоги | 1 раз в четверть | Психолог |
8. | Организация постоянно действующего семинара для педагогов, направленного на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки | Педагоги | Постоянно | Администрация |
9. | Курс занятий “Путь к успеху” | 8–9 класс | Ежегодно | Психолог |
Ожидаемые результаты:
а) в отношении учащихся:
- осознанные познавательные интересы и стремления их реализовывать;
- способность использовать знания на практике;
- интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования;
- рациональная организация труда, самообразование, исследовательской работы
б) в отношении педагогов:
- мотивация самообразования, саморазвития;
- постоянное повышение профессионального уровня;
- владение современными информационно-коммуникационными образовательными технологиями;
- творческий поиск, инициатива, воплощение новых идей.
Основные понятия используемые в программе.
Личность – субъект деятельность (по А.Н.Леонтьеву).
Индивидуальность – уникальность, неповторимость каждого человеческого существа.
Интеллект – (от лат.Intellektus) относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условием успешности в данной деятельности и динамике овладения ЗУН.
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей; реализация человеком собственной индивидуальности.
Самореализация – проявление своего творческого потенциала в учебных заданиях и учебных ситуациях.
Саморазвитие – специфический процесс, целенаправленное изменение себя как субъекта учения ради собственного совершенствования.
Сопровождение – это система комплексной работы педагогов, психологов и других специалистов, цель которых – помочь ребенку сделать осознанный жизненный выбор на всех этапах его жизненного пути.
Признаки современной педагогической парадигмы:
- ценность креативного, творческого мышления,
- широкое использование ИКТ в обучении,
- стремление личности к самооценке и самореализации,
- широкое использование проектного метода обучения (акцент на проектное мышление),
- “обучение в сотрудничестве”
Литература:
- Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. – М., 1981.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М., 1973.
- Волков И.П. Много ли в школе талантов. – М., 1989. Вопросы психологии способностей школьников / Под ред. Крутецкого В.А. – М., 1964.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М., 1991.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М., 1981.
- Концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006–2011 годы. – Воронеж: ВОИПКРО, 2005.
- Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. – М., 1995.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М.,1968.
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы.– М., 1984.
- Петровский А.В. Способности//Введение в психологию.– М., 1995.
- Проблемы способностей/Под ред. В.Н. Мясищева. – Л., 1962.
- Программа “Одаренный ребенок”. Осн. положения: Венгер Л.А. и др. – М.,1995.