Каждый человек рано или поздно понимает, что самое главная ценность в жизни - это собственное здоровье. Но как ни парадоксально, эта банальная истина становится ясной именно в те минуты, когда наш организм одолевают всевозможные недуги.
Немецкий философ Артур Шопенгауэр сказал: "Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья". Эту простую истину знали и понимали спартанцы, древние греки, римляне. Они закалялись и приобретали мужество и храбрость в повседневной борьбе с суровой природой.
Часто школьники ошибочно полагают, что здоровье и долголетие человека - дар случайный. Это неверно, и доказательством тому служат многочисленные судьбы людей, сделавших своим жизненным кредо здоровый образ жизни. Борьба за здоровье и продление жизни требует соблюдения выработанных наукой и народной мудростью профилактических мероприятий. В связи с этим особое значение в современной школе XXI века приобретает целенаправленное формирование понимания здоровья как важной человеческой ценности на ранних этапах развития личности.
В 2009-2010 учебном году педагоги-психологи Детского оздоровительно-образовательного (социально-педагогического) центра города Владимира провели исследование в школах г. Владимира на тему "Отношение к здоровью". В основе предложенной учащимся анкеты положен опросник "Отношение к здоровью" и его интерпретация, опубликованный в "Практикуме по психологии здоровья", под редакцией заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора психологических наук, профессора Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2005.- (Серия "Практикум по психологии"). Цель данного исследования - выявление отношения школьников к своему здоровью.
Понятие "отношение к здоровью" представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определяющими оценку индивидом своего физического и психического состояния. Категория "отношения" - одно из центральных понятий в концепции "психологии отношений", зародившейся еще в начале 20-го века в школе В.М. Бехтерева. Первоначально она была очерчена А.Ф. Лазурским и С.П. Франком в опубликованной ими в 1912 г. "Программе исследований личности и ее отношение к среде". Преждевременная смерть А.Ф. Лазурского не позволила ему придать этой теории законченный вид. В дальнейшем психология отношений развивалась В.Н.Мясищевым. Основное положение данной концепции заключается в том, что психологические отношения человека представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Иными словами, при психологическом анализе личность предстает перед исследователем как система отношений, которые рассматриваются как психическое выражение связи субъекта и объекта.
Согласно этой концепции, отношение к здоровью может быть описано с помощью трех компонентов. Следует отметить, что указанные В.Н.Мясищевым эмоциональный, познавательный и волевой компоненты отношения соответствуют выделяемым в современной психологии трем сферам психического - эмоциональной, когнитивной и мотивационно-поведенческой.
Формирование отношения к здоровью - процесс весьма сложный, противоречивый и динамичный, который обусловлен двумя группами факторов:
- внешними (окружающая среда, в том числе особенности социальной микро- и макросреды, а также профессиональной среды, в которой находится человек);
- внутренними (индивидуально-психологические и личностные особенности человека, а также состояние его здоровья).
Возникшее отношение не остается неизменным, оно непрерывно изменяется с приобретением нового жизненного опыта. Изменчивость отношения - правило, а не исключение. Вместе с тем коррекция неблагоприятных аспектов того или иного отношения - длительный и подчас весьма болезненный для личности процесс, сопряженный с преодолением внутренних конфликтов и негативных эмоциональных переживаний. В связи с этим особое значение приобретает целенаправленное формирование правильного отношения к здоровью как ценности на ранних этапах развития личности (особая роль отводится семейному воспитанию и обучению в школе).
Отношение человека к своему здоровью, с одной стороны, отражает опыт индивида, а с другой стороны - оказывает существенное влияние на его поведение. Следовательно, отношение к здоровью может быть рассмотрено, как одна из основных "мишеней", на которую следует направить воздействие специалиста, практикующего в сфере психологии здоровья.
В опросе приняли участие учащиеся 10 - 11 классов в количестве 375 человек из 14 школ города Владимира: №1, 5, 8, 10, 13, 14, 19, 20, 32, 37, 40, 41, 48 и Лицея-интерната №1.
Наиболее актуальными ценностями, важными в данный момент для учащихся, стали: здоровье (256 чел.) -68,3% и верные друзья (231 чел.)- 61,6%. Ценность "здоровье" выбрали приоритетной 8 школ из 14-ти: №1,13,20,32,40,41,48, лицей-интернат. Ценность "верные друзья" была выбрана учащимися 6 школ: № 5;8;10;14;19;37. Наименее актуальными ценностями, согласно данным опроса, стали: материальное благополучие; интересная работа (карьера), признание и уважение окружающих и независимость (свобода).
Для того, чтобы добиться успеха в жизни, 72,3% респондентам (271 чел.) необходимо хорошее образование; а 64,8% (243 чел.)- упорство и трудолюбие. "Хорошее образование" как путь к достижению успеха в жизни избрали учащиеся 9 из 14-ти школ. Одна треть опрошенных считает, что здоровье необходимо для достижения успеха в жизни. Наименее значимыми для достижения успеха респонденты сочли: нужные связи, материальный достаток и везение (удачу).
Наибольшее влияние в области здоровья на участников опроса оказывают врачи (224 чел.-59,7%), радио, телевидение (209 чел.-55,7%), друзья, знакомые (192 чел.-51,2%). С точки зрения респондентов, на состояние их здоровья оказывают особое влияние такие факторы как экологическая обстановка (221 чел.-56,3%) и образ жизни (204 чел.-54,4%). Менее популярными факторами оказались: особенности питания, вредные привычки, недостаточная забота о своём здоровье, качество медицинского обслуживания, профессиональная деятельность (работа), материальное благосостояние.
Когда у опрашиваемых со здоровьем всё благополучно, они чувствуют себя преимущественно: спокойными (234 чел.- составляет 62,4% от общего количества участников), счастливыми (167 чел.-44,5%), довольными (156 чел.-41,6%).
Когда же узнают об ухудшении своего здоровья, они чувствуют себя чаще всего: расстроенными (отметили 184 чел., что составляет 49,2%); озабоченными (151 чел.-40,3%); встревоженными и сильно нервничающими (121 чел.-32,3%). Реже респонденты испытывают такие чувства, связанные с ухудшением своего здоровья, как: подавленность (отметили 100 чел.-26,7%);страх (84 чел.-22,4%); раздражённость (83 чел.-22,1%); спокойствие (72 чел.-19,2%); сожаление (47 чел.-12,5% ); стыд (19 чел.-5,1%); чувство вины (13 чел.-3,5%).
Для поддержания своего здоровья участники опроса избегают вредных привычек (208 чел.-55,5%), занимаются физическими упражнениями (201 чел.-53,6%), заботятся о режиме сна и отдыха (130 чел.-34,7%), одна треть посещают спортивные секции (126 чел.-33,6%.). Если участники опроса заботятся о своём здоровье недостаточно либо нерегулярно, то причинами этого обычно становятся: недостаток времени (отметили 208 чел. из 375, что составляет 55,5%) и недостаток силы воли (127 чел. - 33,9%). В первую очередь недостаток времени для заботы о своём здоровье испытывают учащиеся следующих школ: №1, Лицей-интернат №1, №8, 10, 13,14,19, 20, 32, 37, 40, 41, 48. Менее значимыми остались такие причины, по которым участники недостаточно или нерегулярно заботятся о своём здоровье: 1) есть более важные дела - 92 чел. - 24,5%. 2)нет компании, а одному скучно - 81 чел. - 21,6%; 3)не знаю, что нужно для этого делать - 66 чел. - 17,6%; 4)необходимы большие материальные затраты - 56 чел. - 14,9%; 5)не хочу себя ни в чём ограничивать - 53 чел. - 14,1%;
На вопрос "Если вы чувствуете недомогание, то :", участники опроса выбрали следующие варианты: в первую очередь большинство из них сами принимают меры, исходя из прошлого опыта (244 чел, что составляет 65,1% от всех опрошенных); обращаются за советом к друзьям, родственникам, знакомым 225 чел. - 60%; обращаются к врачу 202 чел. - 53,9%. Наименьшее число опрошенных стараются не обращать внимания на недомогание, если его и чувствуют: 76 чел. - 20,3%.
Последний вопрос "Что такое здоровье?" вызвал различные мнения респондентов, но большинство из них пришли к выводу, что здоровье - это: физическое благополучие (полноценность) - отметили 85 чел. - 22,7%; психологическое (моральное, духовное, душевное) благополучие - 79 чел. - 21,1%; состояние организма - 58 чел. - 15,5%; отсутствие болезней - 58 чел. - 15,5%; хорошее самочувствие - 45 чел. - 12%. А также среди ответов были следующие: здоровье - это социальное благополучие; образ жизни; занятия спортом; отсутствие вредных привычек; ведение здорового образа жизни; главное в жизни; это жизнь; счастье, счастливая жизнь; хорошее настроение; предмет заботы; гармония всех составляющих.
Выводы.
Учащиеся города проявили высокую степень осведомленности и компетентности в сфере здоровья, знают основные факторы риска, им присуще понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни (когнитивный уровень). В этом есть заслуга не только самих ребят, родителей и педагогов школ, но и специалистов Детского оздоровительно-образовательного (социально-педагогического) центра, так как они целенаправленно и систематически осуществляют просветительскую деятельность среди учащихся в 48 школ города. На ценностно-мотивационном уровне ученики определили высокую значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терминальных), показали достаточно высокую степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья. На поведенческом уровне учащиеся в недостаточной степени показали соответствие своих действий и поступков требованиям здорового образа жизни, объясняя нерегулярность заботы о своем здоровье недостатком времени и силы воли. На данном примере учащихся школ мы наблюдаем некую трансформацию, носящую парадоксальный характер отношений современной молодежи к здоровью, т.е. несоответствие между потребностью обладать хорошим здоровьем, с одной стороны, и теми усилиями, которые человек предпринимает для сохранения и укрепления своего физического и психологического благополучия - с другой. По-видимому, причина такого несоответствия заключается в том, что очень часто здоровье воспринимается людьми как нечто, безусловно данное или само собой разумеющееся, потребность в котором хотя и осознается, но ощущается лишь в ситуации дефицита. Иными словами, при полном физическом, психическом и социальном благополучии потребность в здоровье как бы не замечается человеком, приобретая характер актуальной жизненной необходимости в случае его потери или по мере утраты. Таким образом, становится очевидным, что одной из главных задач педагогов, осуществляющих просветительскую работу среди подрастающего поколения, является формирование и воспитание действенного отношения к своему здоровью.