Авторская программа "Конькобежный спорт. Обучение простому катанию на коньках"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Пояснительная записка

На основе Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательные учреждения самостоятельно с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности. Одной из особенностей программы образовательной области «физическая культура» в общеобразовательной школе является направленность на реализацию принципа вариативности, создающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с материально-технической оснащенностью учебного процесса, региональными климатическими условиями, профессионально-специализированной подготовленностью педагогических кадров.

Введение третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях г. Братска Иркутской области создало условия для изыскания новых форм проведения уроков физической культуры и послужило толчком к разработке программы «Конькобежный спорт. Обучение простому катанию на коньках».

Катание на коньках является эффективным средством улучшения здоровья и физической подготовленности учащихся. Проходя на воздухе, систематические занятия катанием на коньках оказывают положительное влияние на организм ребёнка. Прежде всего, можно отметить благоприятные изменения в развитии органов дыхания и дыхательной мускулатуры. Занятия конькобежным спортом значительно повышают устойчивость вестибулярного аппарата. У учащихся совершенствуется функция равновесия, что позволяет им легко и свободно маневрировать на льду, выполнять различные фигуры. Благодаря влиянию холодного воздуха улучшаются терморегуляторные процессы в организме и, следовательно, происходит закаливание, повышается сопротивляемость простудным заболеваниям, отмечается сокращение их продолжительности. Таким образом, катание на коньках при целенаправленном руководстве со стороны учителя способствует развитию основных видов движений и может оказать всестороннее влияние на физическое развитие и физическую подготовленность учащихся.

Настоящая программа создана на основе курса обучения катанию на коньках

Цель данной программы – обучение учащихся простому катанию на коньках.

Основные задачи обучения катанию на коньках до выхода на лёд:

  1. создать у учащихся предварительное представление о катании на коньках, научить их, как шнуруются ботинки, как нужно одеваться;
  2. научить занимающихся ходить на коньках, приседать, переносить вес тела с одной ноги на другую, балансировать на одном коньке;
  3. избегать падений.

Основные задачи при обучении на льду – научить:

  1. скольжению на двух коньках;
  2. скольжению на плоскости полоза;
  3. самостоятельному движению по прямой;
  4. движению по кругу;
  5. перебежке;
  6. торможению;
  7. другим упражнениям простого катания на коньках (скольжение в положении «ласточка», в глубоком приседе на двух ногах и на одной ноге, перебежка вправо, движение спиной вперёд, повороты на месте и на ходу, прыжки на двух коньках и другие);
  8. падениям.

Начальное обучение можно проводить на любых коньках. При обучении простому катанию на коньках важно привить учащимся такие навыки, которые способствовали бы овладению техникой скоростного бега в дальнейшем.

Программа предназначена для занятий с учащимися 2-11 классов и рассчитана на 140 часов. Обучение катанию на коньках можно начинать с любой возрастной категории. Для неумеющих кататься обучение следует начинать с программного материала 2-го класса.

Описание разделов программы

Учебный материал курса «Конькобежный спорт. Обучение простому катанию на коньках» распределен по девяти разделам: «Основы знаний», «Специальные или подводящие упражнения», « Самостоятельное передвижение на коньках», «Техника падений», «Виды торможений», «Техника бега по прямой», «Техника бега со старта», «Техника бега по повороту», «Упражнения простого катания на коньках».

Основы знаний

В содержательном плане первый раздел программы «Основы знаний» предусматривает ознакомление учащихся с курсом «Конькобежный спорт. Обучение простому на коньках», с историей развития конькобежного спорта, с правилами техники безопасности.

Целями и задачами раздела являются: сообщение теоретических сведений по следующим вопросам:

  1. Правила экипировки и шнуровки ботинок.
  2. Правила поведения на занятиях по конькам в целях предупреждения травматизма.
  3. Влияние занятий конькобежным спортом на организм.
  4. Значение занятий на коньках для совершенствования физической подготовленности.
  5. Правила самостоятельных занятий на коньках.
  6. Правила проведения разминки на конькобежных занятиях.
  7. Виды конькобежного спорта: скоростной бег на коньках, фигурное катание, шорт-трек.
  8. Правила соревнований по бегу на коньках. Основы техники бега со старта.
  9. Тактика прохождения спринтерских и стайерских дистанций.

Теоретические сведения сообщаются, главным образом, в классе на вводном уроке.

Также можно использовать перерывы для отдыха между выходами на лёд

Специальные или подводящие упражнения

Специальные или подводящие упражнения являются средствами обучения. Они

подразделяются на упражнения, выполняемые без коньков, на коньках на полу и упражнения, выполняемые на коньках на льду.

Специальные (подводящие) упражнения содержат отдельные элементы техники бега и воздействуют, в основном, на мышцы ног и спины. Эти упражнения особенно ценны для начинающих. Выполняя их, занимающиеся осваивают рабочую позу – посадку, совершенствуют равновесие и координацию движений.

Термин «посадка» для новичка означает рабочую позу: ноги слегка согнуты в коленях, тазобедренных и голеностопных суставах, спина наклонена до 45-50 градусов и округлена, слегка согнутые руки опущены, т. е. находятся «наготове».

Целями и задачами раздела являются:

  • научить учащихся принимать и сохранять правильное положение тела – рабочую посадку;
  • принимать и менять позы и положения конькобежца;
  • выполнять бесшаговые упражнения (без перемещения с одного места на другое);
  • выполнять упражнения с перемещением (с продвижением вперед или в стороны).

Самостоятельное передвижение на коньках

Целью раздела является формирование у учащихся первоначального представления о технике катания на коньках, обучение самостоятельному передвижению на коньках по льду.

Задачи раздела:

  • вызвать у учащихся интерес и желание кататься на коньках;
  • преодолеть «чувство страха» при движении по скользкой опоре на ограниченной площади поверхности;
  • развивать умение сохранять равновесие и правильное положение тела;
  • закрепить навыки параллельной постановки коньков;
  • разучить приемы переноса тяжести тела на опорную ногу;
  • закрепить навыки отталкивания коньком и скольжения на другом;
  • научить учащихся поочередному отталкиванию то одним коньком, то другим.

Техника падений

Цель раздела – научить учащихся избегать падений, делать их менее опасными.

Задачи:

  • учить приемам самостраховки;
  • учить умению группироваться в момент потери устойчивости на коньках.

Учащийся должен уметь группироваться в момент потери устойчивости на коньках. Для этого надо глубоко присесть, туловище наклонить вперед, руки опустить вниз до коньков, коньки слегка расставить. Важно, чтобы учащиеся мышечно прочувствовали технику правильного падения. Данное упражнение можно включать в каждое занятие после подводящих упражнений. Целесообразно учить приемам правильного падения: «рыбкой» и на бок. При падении «рыбкой» учащийся приседает, туловище и руки выносит вперед и скользит на животе, ноги вытягивает. Перед падением на бок надо сгруппироваться, сильно согнув ноги, туловище прижать к бедрам, руками охватить голень. Лучшее предупреждение от травм на льду в результате падений – тренировка в помещении и на снегу и, затем, на льду в основном периоде обучения: после разбега (по одному) учащиеся приседают, группируются и падают «рыбкой» или на бок то в одну то в другую сторону. До 20-30 повторений на 2-3 уроках.

Виды торможений

Обучение технике торможений проводиться сразу же после того, как учащиеся научились более или менее уверенно держаться на коньках на льду. Цель раздела – научить учащихся выполнять торможения различными способами.

Задачи:

  • освоить необходимое положение коньков при каждом виде торможений;
  • выполнять упор внутренним ребром одного конька;
  • выполнять упор после разбега внутренними ребрами обоих коньков;
  • научить поворотам на параллельных коньках на 90 и 180 градусов.

Техника бега по прямой

Разучив отдельные элементы техники, надо перейти к освоению техники бега по прямой в целом. Во время обучения упражнениям необходимо следить за тем, чтобы ученики всё время сохраняли правильную посадку, находясь в свободном скольжении, расслабляли свободную ногу, а, начиная отталкивание, ставили конёк свободной ноги рядом с коньком толчковой ноги.

Целью раздела является формирование новых двигательных навыков при катании по прямой.

Задачи раздела:

  • научить скользить в одноопорном, хорошо уравновешенном положении;
  • правильно отталкиваться, соблюдая необходимое направление толчка в сторону-назад;
  • сочетать отталкивание со скольжением на одном, на другом коньке, на двух вместе, соблюдая при этом правильную посадку и постановку коньков;
  • учить во время отталкивания и скольжения переносить тяжесть тела с одной ноги на другую;
  • научить выполнять разбег разными способами (короткими и длинными шагами);
  • учить переключаться с одного двигательного действия на другое (разбег и скольжение на двух ногах, разбег и выполнение различных фигур в одноопорном положении);
  • формировать навык скольжения на одном коньке после небольшого разбега в разных исходных положениях;
  • овладеть умением согласовывать движения рук и ног;
  • научить катанию по прямой с махами рук.

Движения рук во время бега позволяют быстрее выводить тело из равновесия. От возможности быстро выводить тело из равновесия перед каждым отталкиванием зависит быстрый темп шагов. Для этого нужно повторить движение рук вначале стоя на месте, затем в скольжении. Необходимо заострить внимание занимающихся на крайних положениях рук во время бега на коньках и на том, как движения рук согласуются с движениями ног.

Техника бега со старта

Цель раздела – научить учащихся технике бега со старта. Задачи:

  • разучить исходное положение около стартовой линии и на старте;
  • разучить движения на первых 7-10 шагах со старта;
  • научить отталкиванию внутренними ребрами сильно развернутых коньков;
  • акцентировать первый шаг и выведение таза вперед в хорошей координации с движениями рук;
  • разучить стартовый разбег с переходом на дистанционный стиль бега.

Бег со старта включает в себя стартовую позу, первые шаги, стартовый разбег и переход в дистанционный бег.

Ученик стоит правым или левым боком к линии старта, коньки расположены параллельно один другому, под углом 30-45 градусов к линии старта, ноги сильно согнуты, туловище приподнято, руки находятся близко у тела. Если ученик стоит левым боком, то правая рука отведена в сторону на уровне плеча, левая – опущена вниз.

Начинается бег со старта отталкиванием сильно развёрнутыми коньками на внутренних рёбрах. После сигнала стартёра необходимо: 1) повернуть туловище в направлении бега; 2) сделать ближестоящей ногой к стартовой линии шаг за неё, развернув для упора ногу носком кнаружи; 3) мощно оттолкнуться другой ногой; максимально вывести таз в направлении бега; 5) резко поменять положение рук – левую вдоль туловища назад и в сторону-вверх до уровня плеча; правую – вдоль туловища вперёд, до положения кисти рук на уровне груди.

Первые шаги со старта – короткие, туловище наклонено вперёд. Сильно согнутые в коленях ноги поставлены под центр тяжести тела; задники коньков находятся близко к средней линии бега, а носки – наружу от неё. Коньки поочерёдно ставятся вперёд надо льдом. Амплитуду движения рук увеличивают со второго – третьего шага.

Обучать технике бега со старта можно по элементам, а затем целостно: сначала стартовой позе, затем первым шагам со старта и, наконец, старту в целом.

Техника бега по повороту

Цель раздела – обучение учащихся технике бега по повороту.

Задачи:

  • научить стоять и скользить на наружном ребре левого конька;
  • научить отталкиваться правым коньком в сторону и кратчайшим путем приставлять его к левому коньку, который все время ставится по касательной к окружности на наружное ребро;
  • научить переносить правый конек через носок левого конька и наоборот.

Особенность техники бега по повороту заключается в том, что конькобежец бежит по кривой линии и вынужден в противовес центробежной силе создавать центростремительную, т. е. наклонятся внутрь поворота. Величина наклона зависит от скорости бега и радиуса поворота. Чем больше скорость бега, тем больше наклон, чем больше радиус поворота, тем меньше наклон. Посадка та же, что и в беге по прямой. Левый конёк ставится на наружное ребро по касательной к окружности. Отталкивание как правым, так и левым коньком направлено вправо.

Упражнения простого катания на коньках

Целью данного раздела является ознакомление учащихся с элементами техники, укрепление соответствующих групп мышц, развитие равновесия и координации.

Задачи:

  • совершенствовать приобретенные навыки и на основе их вырабатывать новые;
  • укрепление костно-мышечной системы голеностопного сустава;
  • закрепить навыки скольжения на одном коньке;
  • учить своевременно переключаться с одного движения на другое.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения курса программы «Конькобежный спорт. Обучение простому катанию на коньках» учебного предмета «Физическая культура» учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Знать и иметь представление: 

  • о роли и значении занятий катанием на коньках в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни;
  • об особенностях функционирования основных органов и структур организма при
  • катании на коньках;
  • об особенностях организации и проведения индивидуальных занятий на катке;
  • об особенностях обучения и самообучения двигательным действиям при катании на коньках;
  • о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
  • о культуре поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
  • об экипировке и использовании спортивного инвентаря на занятиях конькобежной подготовкой;
  • о правилах и условиях проведения соревнований;
  • о причинах травматизма на занятиях конькобежным спортом и правилах его предупреждения.

Уметь: 

  • определять дозировку физической нагрузки и направленность воздействия физических упражнений;
  • владеть своим телом при остановках, во время падений;
  • самостоятельно выполнять разминку до выхода на лед и на коньках на льду;
  • самостоятельно выполнять специальную настройку перед соревновательными дистанциями;
  • организовывать и проводить самостоятельные формы занятий;
  • уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий катанием на коньках.

Демонстрировать:  

  • правильное положение тела при катании на коньках;
  • упражнения для совершенствования отдельных элементов техники бега по прямой и повороту;
  • технику старта и стартового разгона;
  • виды торможений
  • упражнения простого катания на коньках;
  • бег на простых коньках на дистанции:
    100 м, 150 м, 300 м, 500 м, 1000 м (юноши) и
    100 м, 150 м, 300 м, 500 м (девушки)

Перечень приложений: