Цель: формирование у педагогов мотивации для оказания помощи учащимся 5 класса, адаптирующимся в среднем звене.
Задачи:
- помочь педагогам в осознании трудностей, возникающих у учащихся 5 классов в процессе адаптации;
- познакомить с мерами профилактики дезадаптации;
- пробудить желание педагогов оказывать учащимся помощь в адаптации к среднему звену.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вступительное слово. Все участники сидят по кругу.
Сегодня мы проводим семинар-тренинг "Как помочь 5-классникам адаптироваться в среднем звене". Нам хотелось бы, чтобы то, что мы обсудим сегодня, было бы полезно и пригодилось в работе.
2. Игра-разминка. Предлагается всем (по кругу) посмотреть на соседа справа и увидеть в нём что-то необычное, особенное, удивительное, то, чего раньше не видел, и сказать ему об этом: "Сегодня здесь я увидел в тебе (вас) :" [1]
3. Актуализация "Воспоминания"
- Вспомните те далёкие времена, когда вы из начальной школы перешли в среднее звено. Что было труднее всего? (Разные требования учителей, разница эмоционального восприятия учителей - добрая, строгая, злая).
4. "Многотрудные 5-ые классы" Перед вами пятиклассники. Вспомните первые месяцы - сентябрь, октябрь. И отвечайте первое, что придёт в голову в связи со словом "пятиклассник" (по кругу).
5. Коллаж-портрет "Образ 5-классника". У каждого из нас есть образ 5-классника. И каждый имеет представление о ком и о чём идёт речь. Сейчас мы создадим образ 5-классника при помощи этих карточек. Можно подставлять слово "не".
Всё было с частицей "не": внимательные, самостоятельные, старательные, дисциплинированные, послушные, активные, грамотные, хорошо читающие, хорошо решающие, коммуникативные, хорошо пересказывающие.
Итак, у нас возник образ "чайника". Так, мы, педагоги, воспринимаем 5-классников. (На доску прикрепляется изображение чайника, на него - пиктограмма, изображающая эмоцию неуверенного, испуганного, тревожного ученика)
Теперь посмотрите, как они воспринимают нас, педагогов: СЛАЙД-2
5-а, % | 5-б, % | 5-в, % | 5-г, % | 5-д, % | 5-е, % | 5-и, % | 5-ж, % | |
Справедлив. | 21 | - | 5 | 16 | 12 | 10 | 11 | 20 |
Дружелюбн. | 30 | 20 | - | 12 | 20 | 20 | 11 | - |
Доброжелат. | 33 | 40 | 45 | - | 12 | 25 | 30 | 20 |
Строгость | 8 | 10 | 25 | 24 | 40 | 5 | 12 | - |
Враждебн. | - | 20 | 10 | 24 | - | 20 | 12 | 60 |
Страх | 8 | 10 | 15 | 24 | 16 | 20 | 24 | - |
- Что бы вы почувствовали, если бы оказались в этом числе? Что должно проявляться в поведении учителя? (На этот вопрос можно не отвечать)
6. Информация "Калейдоскоп интересных мнений". Выдержки из письменных высказываний детей об учителях: СЛАЙД-3
- не успеваю запоминать имена учителей;
- хочу отдохнуть от школы;
- сильно торопят учителя;
- открываю что-то новое;
- самое трудное постоять за себя ответом;
- нет времени на свои дела;
- обзываются старшеклассники;
- нет времени на себя и на еду;
- стал взрослым;
- сейчас всё сложнее;
- хочу других учителей;
- сейчас легче, никто не заставляет
так усердно трудиться;
- я стал умным, сильным, глупым;
- сейчас я двоечник, иногда я балуюсь;
- сейчас труднее и сложнее. Скучаю, разные мысли в голове;
- теперь я умею делать всё по- взрослому;
- хуже учусь, сейчас самое трудное - домашнее задание;
- сейчас лучше, иногда боюсь, чувства плохие и хорошие;
- сейчас больше уроков;
- очень трудно, очень много уроков;
- хочу каникулы. Стало труднее, бываю неуверен, торопят учителя;
- много трудностей. Стали взрослее;
- умею себя лучше контролировать;
- торопят на уроках;
- хуже учусь, чувствую усталость;
- хочу, чтоб технология была несколько раз в неделю;
- уже взрослая, хочу побольше гулять, торопят мысли в будущее;
- жизнь стала лучше, трудно ходить по школе. Бывает, меня учителя не замечают;
- стало сложно, но я справляюсь.
7. Минутка "Переключение" (расслабление, отдых, передышка)
Игры: "Нос, пол, потолок" [2] , "Слон, пальма, крокодил" [3].
- Понравился отдых? Нужны ли такие паузы на уроках?
Знаете ли вы? Информация "Динамика работоспособности" СЛАЙД-4
3-5 минут - врабатывание, 15-20 минут - оптимум, с 20-й минуты - утомление.
Вспомните приёмы, какие вы используете на уроке, чтобы снизить утомление сообразно с природными биоритмами. Хотя учителя обычно не находят времени для пауз на уроке.
9. Мы подошли к главному: 5-классника - "чайника" мы должны превратить в уверенного любознательного ученика.
Какого 5-классника вы хотели бы получить из начальной школы?
10. Упражнение "Идеальный 5-классник".
(Силуэт 5-классника. На нём педагоги пишут качества идеального ученика-пятиклассника)
Педагоги зачитывают написанные качества, силуэт ученика вывешивается на доску.
Немного официальной научной информации [4]:
Цели и результаты образования в начальной школе:
1) Вся работа в 4 классе проходит в атмосфере доброжелательности, готовности прийти на помощь, индивидуального подхода, активной позиции родителей.
2) Особенную важность составляют следующие ОУН: а) осмысленно читать тексты, соответствующие возрасту; выделять в тексте главную мысль; пересказывать текст; искать информацию в учебнике, словаре, справочнике (в том числе с использованием компьютера); б) выполнять работу по несложному алгоритму; доводить начатое дело до конца; в) сравнивать; г) видеть границу между известным и неизвестным; д) находить ошибки в своей и чужой работе; е) вступать в учебное общение.
В 5 классе:
Кроме того, что мы указали для 4 класса, учителя 5-х классов учитывают качества, которые также формируются (должны быть сформированы) в начальной школе - это умение учащихся работать самостоятельно, инициативность (или активность познавательной деятельности), умение рассчитывать собственные силы, развитие у учащихся учебной деятельности как ответственного, независимого от посторонних влияний поведения. Учитывают также заложенные в начальной школе основы контрольно-оценочной самостоятельности, желание и умение учиться.
Противоречия: откуда они появляются?
1 - Наблюдения показывают, что на последнем году обучения в начальной школе происходит существенное приращение объёма ЗУН, но не происходит выраженных сдвигов в развитии детей: не владеют в достаточной мере техникой чтения, грамотным письмом, не достаточно владеют техникой самостоятельных и творческих заданий, недостаточно развиты навыки сотрудничества (т.е. не достаточны умения- см. 5 класс)
2 - Психологические особенности: 5 класс - это начальный этап полового созревания. В связи с этим изменения происходят и в познавательной сфере: замедляется темп работы, большая отвлекаемость, неадекватность реакции на замечания, часто вызывающее поведение, раздражительность, капризы, частая смена настроения. От этого замечания, наказания, снижение успеваемости, конфликты во взаимоотношениях (учителя, одноклассники).
3 - Организационно-педагогические особенности: переход из начальной школы в среднюю происходит рывком - вместо одного учителя, который один строил с каждым ребёнком и его семьёй отношения, появляется много предметников, отношения которых с учеником и его родителями касаются только в определённых ситуациях по поводу оценок и поведения на уроке.
4 -Вместо одного кабинета появляется кабинетная система, вместе с ней - явление "беспризорности" (неприкаянности, бродяжничества) детей в школе.
5 - На учёте в школе в прошлом учебном году состояла 71 семья как неблагополучная. В этом году - уже 74. И в каждой не по одному ребёнку.
СЛАЙД-5
Эти противоречия создают трудности переходного периода - трудности адаптации:
По мнению детей:
нет своего класса; много учителей трудно запомнить; много кабинетов - трудно искать нужный, переутомление, сонливость, неуспеваемость, какие-то предметы считают очень трудными, боятся (не любят) некоторых учителей и их предметы, не доверяют никому из учителей (т.е. не видят в учителе заинтересованности, сопереживания, участия)
По мнению педагогов: многие плохо читают; не умеют пересказывать; многие плохо знают таблицу умножения; плохо отличают известное от неизвестного; неграмотно пишут; нет самостоятельности, ответственности, т.к. часто многие не готовят д/з; большие классы (много детей), проблемы собственного выживания педагогов (большая нагрузка).
11. Заключительная часть. Мы сейчас перетряхнули, перебрали свой педагогический багаж, который залежался в кладовых. Попробуем сейчас ответить себе на наш главный вопрос: "Что я делаю для того, чтобы получился уверенный, любознательный 5-классник?"
Ответы каждый учитель записывает на вырезанных из цветной бумаги цветочных лепестках, которые прикрепляют вокруг "чайника".
Попросить педагогов на секунду закрыть глаза. В это время на изображении чайника появляется новая пиктограмма, изображающая уверенного, любознательного ученика.
Делаем вывод о получившемся "новом" пятикласснике.
СЛАЙД 6
Методические рекомендации [4]:
1 - Создавать эмоциональную обстановку на уроке, близкую к начальной школе (шутка, добрая ирония, доверительность, похвала, возможность посоветоваться, откровенно поговорить, создание ситуации успеха)
2 - Важно использовать новые (другие) формы организации обучения: игра (дидактическая, ролевая для сотрудничества), дискуссии (диспуты) для развития умения отстаивать своё мнение, приводить доказательства, аргументы, практические работы для развития умения ставить цель, мини-лекции для формирования умения концентрировать внимание, воспринимать со слуха достаточно большой текст.
3 - Развивать контрольно-оценочную самостоятельность школьника: сопоставлять работу с образцом, давать характеристику ошибок и предполагать их причины, определять границы своего знания, самостоятельно выбирать учебные задания.
12. Итог: вы создали образ почти идеального 5-классника, значит сумеете и в жизни нашего 5-классника - "чайника" переделать в 5-классника - ученика уверенного и любознательного.
Список использованной литературы.
- Газета "Школьный психолог" № 17 - 2008 г.;
- "Я и Мы" - тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся пятых классов, В. Родионов, М. Ступницкая;
- Газета "Школьный психолог" № 8 - 2007 г.;
- Письмо министерства образования РФ, департамент общего и дошкольного образования - 21.05.2004 № 14-51-140/13 "Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования - на основную".