Самоанализ деятельности по управлению качеством образования

Разделы: Работа с дошкольниками, Администрирование школы


Современная ситуация развития общества, модернизация и реформирование Российского образования требуют новых педагогических кадров,  владеющих психолого-педагогическими знаниями, понимающих особенности развития дошкольников, являющихся профессионалами. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам детей, открытые ко всему новому педагоги – ключевая особенность современного дошкольного образовательного учреждения.
Все знают, что последние несколько лет российское образование находится в постоянном режиме реформирования. Это  общая характеристика времени. Главным лицом реформы является – педагог.
В последнем послании президента России Д. Медведева Федеральному собранию ключевой темой стала «модернизация», основанная на ценностях и институтах демократии. Только через этот процесс, по мнению главы государства, можно вывести Россию в число мировых лидеров, в том числе и сферу  образования. Президент был конкретен в своем обращении, он сказал: «Стране нужны умные, свободные, ответственные люди».
Реализация планов долгосрочного развития всех сфер Российской Феде-рации требует инвестиции в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие важные качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В условиях глобального рынка, в котором участвует и Россия, такие качества востребованы не только отдельными гражданами, но и целыми творческими коллективами.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определила основными целями развития образования - повышение качества образования, как главную задачу российской образовательной политики.
Именно поэтому в последние годы  в городской системе образования проходили значимые изменения.  Начата модернизация управления городским качеством образования. Важным направлением модернизации является обеспечение качества образования. В рамках муниципальной образовательной системы города Нижневартовска, решением городского педагогического совета,   был определен основной системообразующий фактор развития образования на муниципальном уровне и  взято за основу понятие «качество образования».
В условиях модернизации современного образования предъявляются новые требования к управлению обновляющейся образовательной системы.
Достижение качества в системе нашего дошкольного образовательного учреждения   потребовало от меня,  как  заместителя заведующего по воспитательной и методической работе  пересмотреть подходы к управлению качеством образования (по целям и результатам). Оно направлено  на достижение не любых, не случайных, а вполне определенных, заранее спрогнозированных, с возможной степенью точности результатов образования. Это возможно при наличии способностей заместителя заведующего проектировать систему управления.
На августовском педагогическом совещании работников образования - 2009 «Профессиональная педагогическая элита и современное образование» начальником департамента образования города Нижневартовска Н.П.Коробовой был поставлен один из принципиально важных вопросов, без решения, которого невозможно говорить о серьезных изменениях в образовании нашего города. Она сказала: «Современное общество испытывает потребность в людях с развитыми творческими способностями».
Да, я совершенно согласна, стране, нашему округу  и городу нужны компетентные педагоги- профессионалы. Однако в системе образования в данном направлении существует проблема, причем следует отметить, что эта проблема не является специфической для нашего дошкольного образовательного учреждения, она характерна для других северных городов и всего Ханты-Мансийского округа.
Меня глубоко поразили приведенные результаты социологического исследования директора департамента образования и науки Югры Аллы Грибцовой, опубликованные  в газете Новости Югры от 29 августа 2009 года. В статье «Центром реформы должен быть ребенок» она отметила: «По моей инициативе было проведено исследование, которое показало, что если мы ничего не предпримем, то  в 2012- 2014 годах у нас будет жесткий кадровый провал. Его данные показали, что когда опытные педагоги станут уходить, им  не придут на смену педагоги, имеющие опыт и готовые взять на себя ответственность. Неумолимые цифры показывают, что в Югре 26% педагогов глубоко пенсионного возраста. Иными словами,  в образовательных учреждениях работают педагоги старше 55 лет. Если завтра они уйдут, у нас образуются вакансии, которые заменить не кем». (Цитаты из статьи «Центром реформы должен быть ребенок» А.Грибцова).
Это направление, обеспечение образовательных учреждений профессиональными педагогическими кадрами,  А. Грибцовой  было объявлено приоритетным, потому что Югре  нужны грамотные профессиональные педагоги.
Анализируя ситуацию по нашему дошкольному образовательному учреждению, я прихожу к выводу - нам необходимы грамотные педагоги, чтобы  в последующий период своего развития обеспечить:

  •  сохранение имиджа дошкольного учреждения;
  •  поиск новых механизмов достижения качества и, таким образом, способствовать постоянному продвижению и развитию  самого учреждения.

          Я думаю, нам (педагогическому коллективу, управленческой команде) это по силам, так как у нас в активе имеются программно- целевой документ Программа «Развитие ДОУ»  на 2007-2011 годы», образовательная программа на учебный год, программа действий педагогов по реализации программы «Развитие образования города Нижневартовска на 2007 – 2011 г.г.» и программы «Развитие ДОУ», рабочие учебные программы у каждого педагога.
Из выше изложенного для самоанализа своей управленческой деятельности я взяла два направления  и считаю их актуальными для нашего образовательного учреждения.

Цель самоанализа:
Представить для оценки систему управленческой деятельности качеством образования по направлениям:
1. Обеспечение дошкольного учреждения квалифицированными педагогическими  кадрами.
2.Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов.

Результаты самоанализа будут использованы для разработки Программы «Развитие дошкольного образовательного учреждения  на 2011-2015 годы» и будут рассматриваться как промежуточные результаты деятельности ДОУ в  межаттестационнный период (нашему дошкольному образовательному   учреждению предстоять пройти процедуру лицензирования и аккредитации в 2010  учебном году), а также будут являться «отправной точкой» в продолжение повышения квалификации и совершенствовании качества моей управленческой деятельности.

Раздел 1.
Самоанализ управленческой деятельности по направлению: обеспечение дошкольного учреждения квалифицированными кадрами.

     «Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни –необходимое условие модернизации системы образования России». (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года). Качество образования в ДОУ в большой степени зависит от уровня профессионализма педагогического коллектива, чем выше профессиональные  качества педагога, тем выше качество образования. Анализ кадрового состава педагогов в течение 2007 - 2009 годов показывает, что положительная динамика количественных и качественных показателей (прохождение курсов повышения квалификации, аттестация педагогов, образовательный уровень) может выявить противоречие:  в течение учебного года с педагогами проводится системная методическая работа, педагоги проходят курсовую подготовку, аттестуются. Профессионализм педагогов качественно растет. Но  состав педагогов в учебном году по разным причинам меняется (увольнение, уход в декретный отпуск, выход из декретного отпуска, прием на работу новых педагогов, окончание срока действия квалификационной категории и т.д.), в связи с этим изменяется и профессиональный уровень педагогического коллектива. Пока новый педагог достигнет достаточно качественного профессионального уровня, проходит много времени, не менее 3-х лет. Не все педагоги бывают заинтересованы в повышении квалификации. В ходе мониторинга качества образования за 2007-2008 учебный год у 20% педагогов была выявлена низкая мотивация к повышению квалификации через аттестацию, у  15 % - через курсовую подготовку. Большинство педагогов шли на курсы повышения квалификации потому что, их направляло дошкольное образовательное учреждение. Бытовало мнение, что курсы «ничего не дают». Были случаи, когда тема аттестационной работы выбиралась исходя из наличия методической литературы. Воспитатели боялись аттестации. Прохождение курсов повышения квалификации, участие в методической работе – эти формы повышения квалификации большинство  педагогов не связывало между собой. Поэтому была сформулирована проблема, поставлена цель.

Проблема:
Постоянное,  системное воспроизведение профессиональных кадров невозможно без создания системы повышения квалификации в дошкольном образовательном учреждении.

Цель:
Создать в дошкольном учреждении систему повышения квалификации педагогических кадров.

На основе анализа ситуации, сложившейся в учреждении, изучения управленческой и методической литературы, моего личного опыта  работы в должности заместителя заведующего по воспитательной и методической работе, я  разработала модель системы повышения квалификации. Элементами системы непрерывного повышения квалификации являются: курсовая подготовка, методическая работа, аттестация, обучение в высших, средне - специальных учебных заведениях, самообразование. Все элементы системы было необходимо объединить одним  связующим звеном. Этим звеном стала организация системной работы педагогов по самообразованию.
Была выстроена логическая цепочка: педагог, на основе рефлексии своей деятельности, выбирает тему для самообразования – подает заявку на прохождение курсов повышения квалификации, проходит курсы – повышает теоретический уровень, нарабатывает практический материал по теме самообразования – участвует в методической работе – обобщает наработанный материал – проходит процедуру аттестации.

Модель системы повышения квалификации в МБДОУ ДСКВ № 88

В рамках реализации модели системы повышения квалификации, я разработала комплекс управленческих действий и методических мероприятий, направленных на функционирование самой системы .

Управленческие действия Методические мероприятия
1 Разработан перспективный план повышения квалификации педагогов , который корректируется ежегодно.  

Инструктивно- методические совещания «О подготовке к процедуре аттестации».

2 Разработан перспективный план прохождения аттестации (корректируется ежегодно).
3 Рассмотрение вопросов повышения квалификации на совещаниях.  
4 Ежегодно издается  приказ «Об утверждении списка слушателей педагогов МБДОУ ДСКВ № 88 городских методических объединений и городских методических центров на учебный год». Проведение анализа посеще-ния педагогами МБДОУ ДСКВ № 88 «Одуванчик» ГМО и ГМЦ за учебный год.
Выступление на совещании с информационной справкой по анализу посещения педагогами ГМО и ГМЦ за учебный год.
5 Разработано и утверждено Положение о методической работе в МБДОУ ДСКВ №88
«Одуванчик».
 
6 Разработана структура «Портфолио». Педагог заполняет своё «Портфолио», представляет его на педагогическом совете, инструктивно- методическом совещании
7 Разработан  и ведется мониторинг  курсовой подготовки педагогов .  
8 Ежегодно утверждаются темы по самообразованию педагогов. Проведение контроля по работе педагога над  темой по самообразованию.

  Мною, заместителем заведующего по воспитательной и методической работе были определены приоритеты в формировании педагогического коллектива:
- педагогический коллектив должен быть максимально с высшим образованием;
- педагогов, желающих получить высшее образование поддерживать;
- содействовать курсовой подготовке и прохождению успешной аттестации педагогов.
С целью системного управления повышением квалификации педагогических кадров мною разработано содержание этой деятельности.

Содержание деятельности по управлению повышением квалификации педагогических кадров.

Функции управления Заместит. заведующего по ВМР Педагог
Информационно- аналитическая Собирает и обрабатывает  информацию о повышении квалификации педагогов. Анализирует профессиональный  уровень педагогических кадров. Подает заявку на прохожде-ние курсов повышения квалификации. Подает заявление на аттестацию. Сообщает тему самообразо-вания
Мотивационно - целевая Мотивирует педагогов на повышение квалификации. Ставит цели и задачи повы-шения квалификации. Определяет проблему, выби-рает тему самообразования.
Планово- прогностическая Прогнозирует и планирует повыше-ние квалификации педагогами. Планирует прохождение курсов повышения квалификации педагогами. Планирует повышение квалификации:
- прохождение курсов
- прохождение аттестации,
-процесс самообразования, - участие в методической работе, участие в работе ГМО, ГМЦ
Организационно- исполнительская  Организует  методическую работу с учетом дифференцированного подхода к профессиональному уровню педагогов. Участвует в методической работе, в мероприятиях годового плана.
Контрольно- оценочная Осуществляет контроль за прохож-дением курсов повышения квалификации педагогами Осуществляет рефлексию своего профессионального уровня
Регулятивно - коррекционная Вносит  коррективы в план методической работы, в план повышения квалификации. Регулирует и корректирует свою деятельность по повышению квалификации

  Эта модель дает возможность сохранять созданную систему.
Для эффективного функционирования системы повышения квалификации педагогов я стараюсь планировать свои управленческие действия, чтобы обеспе-чить заинтересованность педагогов в продуктивной работе, удовлетворенность от личного роста и развития творческого потенциала, прохождения курсовой подготовки. Стараюсь содействовать и поддерживать благоприятный социально- психологический климат в коллективе.
Я, как один из  субъектов управления качеством образования предлагаю заведующему дошкольного образовательного учреждения  использовать  различные формы поощрения (стараясь подбирать оптимальные для каждого сотрудника), с целью стимулирования творческого поведения педагогов. Это - премирование, благодарность в приказ по ДОУ, публичная похвала на собрание, рекомендую педагога как консультанта, специалиста, у которого можно получить помощь, включаю в состав творческих групп, в проведение инспекционного контроля, демонстрирую свое уважение к педагогу, обеспечивающему высокие результаты качества образования, поддерживаю инициативу педагога.

По результатам анкетирования за 2008 – 2009 учебный год - 67% педагогов стимулирующим фактором для качественного труда определили микроклимат в коллективе, атмосферу открытости и доверия, доброжелательного и уважительного отношения коллег в коллективе. 42% - предоставление свободы в создании условий для овладения новым опытом и личного развития.
Проведенное анкетирование педагогов «Удовлетворенность рабо­той» (автор В.А.Романова), показало следующие  результаты  - 100% пе­дагогов считают условия труда и отдыха в ДОУ приемлемыми:
- 92% полностью удовлетворены порядком и их организованностью в детском са-ду, 85% взаимоотношениями в коллективе,1 педагог - 4% не удовлетворен зарп-латой (причина - педагог не аттестован, не участвует в городских мероприятиях, конкурсах, маленький стаж работы);
Ежегодно в дошкольном образовательном учреждении проводится изучение синдрома психологического выгорания (автор Бойко В.В.) На протяжении 3 лет синдрома выгорания нет у 95% педагогов. Это положительный результат. У 5% педагогов  проявляется по 1-2 симптома. Эти педагоги   в течение учебного года  увольняются.
За период с 2007 года по 2009 годы прослеживается значительная динамика в повышении квалификации и профессиональном росте педагогов. Образовательный уровень   педагогов на протяжении 3-х лет имеет тенденцию к небольшому росту. Возросла доля педагогов с высшем образованием на 4 %. Обучаются в высших  и средне - специальных учебных заведениях – 3 человека.  В дошкольном учреждении в настоящее время работает 1 молодой специалист: воспитатель. Стабильно сохраняется количество педагогов, имеющих высшую, первую квалификационную категорию. Увеличение количества педагогов, не имеющих квалификационную категорию, произошло за счет ухода на пенсию педагогов с высшей и первой квалификационной категории, поступлением  в дошкольное образовательное учреждение новых педагогов.

Вывод:  за представленный в самоанализе периоды в дошкольном образовательном учреждении прослеживается динамика в повышении квалификации и профессиональном росте педагогических кадров. Моя деятельность,  заместителя заведующего по воспитательной и методической работе по управлению качеством образования является эффективной.  В дошкольном образовательном учреждении создана система повышения квалификации педагогов. Несмотря на  ежегодный процент текучести педагогических кадров, в течение 2007-2009 годов, количество педагогов прошедших курсовую подготовку не уменьшается, а ста-бильно повышается.
В дальнейшей управленческой деятельности по обеспечению ДОУ квали-фицированными кадрами необходимо:
- совершенствовать систему профессиональной подготовки педагогов;
- продолжить работу с «Портфолио», как мотивирующим фактором повышения квалификации педагогов;
- подготовить педагога для участия в городском конкурсе профессионального мастерства
« Воспитатель года»;
- подготовить педагога для участия в конкурсе на грант Губернатора ХМАО – Югра;
- мотивировать педагогов, имеющих высокий профессиональный       уровень, на работу в инновационном режиме;
- в программе «Развитие ДОУ» на следующий период определить количественные показатели повышения квалификации педагогов ДОУ, но  не ниже заданных в программе «Развитие образования города Нижневартовск на 2007 – 2011 годы», тем самым обеспечить ее реализацию;
- содействовать педагогам дошкольного образовательного учреждения в возможности представления своих достижений педагогической общественности города, через участие в конкурсах различного характера.

Продолжение статьи

Презентация