Программа "Географическое краеведение. Вознесенский край"

Разделы: География


Вознесенск наш растет, расширяется,
Светом, музыкой наполняется,
Этажи домов к небу ставятся.
И поэты есть и ученые,
Есть и пахари, в труд влюбленные.
Знаем, есть края красоты иной,
Но Вознесенский край нам навек родной.

1.1. Пояснительная записка

В рамках национально – регионального компонента нового стандарта общего образования в содержание географического образования включено изучение географии своего края, района, области, региона. Изучение малой родины, ее географических особенностей позволяет раскрыть воспитательный и развивающий потенциал географии – любовь к своему краю, развивает общую и географическую культуру, формирует позитивные отношения к природе.

Одним из приоритетных направлений в преподавании географии является усиление практической направленности географических знаний, широкое их применение в повседневной жизни, деятельностный характер и личностная ориентация образования. Местный материал, природно-экономические особенности своего района предоставляют больше возможностей в развитии этих направлений.

Этим определяется актуальность программы.
Особенность курса – в межпредметных связях.

Географическое краеведение – всестороннее изучение, учащимися территории своего края. Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, т.к. программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, проблемы экологии и экономики, истории заселения и хозяйственного освоения территории. Программа соответствует изучению “Начального курса географии” 6 класса. Особое внимание уделяется на локальный уровень, т.е. населенный пункт, в котором проживают школьники. На примере познания своей местности учащиеся изучают, наблюдают, описывают географическую действительность, создают географический образ своего края.

Предполагается, что краеведческая работа может осуществляться не только в течение учебного года, но и весенне-летнее время с преобладанием проведения занятий на местности.

В соответствии с основной целью образования результатом краеведческой работы является активное самостоятельное усвоение учащимися учебного материала и приобретение навыков, необходимых в жизни, а также подготовка к практической деятельности родного края.

Основная цель программы – воспитание и развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей на основе познания своего края.

Задачи курса “Географическое краеведение. Вознесенский край”:

  1. Изучить природные особенности своей местности: рельеф, горные породы, климат, воды, почвы, органический мир.
  2. Формировать практические навыки наблюдения за объектами природы на местном материале.
  3. Ознакомить учащихся с культурой и бытом своего народа.
  4. Научить применять накопленный краеведческий материл при изучении географии и во внеклассной работе.
  5. Воспитать чувство уважения и любви к своей родине, готовность участвовать в ее развитии, чувство ответственности за свой край.

Данный курс создает условия для организации и проведения работ исследовательского характера, что способствует развитию интереса, творческих способностей, личностному самоопределению учеников.

Программа курса “Географическое краеведение. Вознесенский край” разработана в соответствии с положением действующего государственного стандарта основного общего образования по географии и включает: содержание и структуру программы, требования к знаниям и умениям учащихся. Содержание программы представлено двумя крупными разделами: “Природа своей местности”, “Население и хозяйство своей местности”.

Учитель может организовать разнообразные формы самостоятельной деятельности учащихся поискового и исследовательского характера, полевые наблюдения, описания природы, творческие работы, анализ статистического материала. Собранные образцы почв, гербарии, фотографии, рисунки, костюмы можно разместить в школьном музее.

Сильной стороной программы является ее прикладная направленность. Реализация школьного компонента ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению.

Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своего населенного пункта с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, но и как бы переживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

Программа предусматривает различные типы уроков, соответствующие возрасту учащихся: комбинированные уроки, уроки объяснения нового материала, практические работы, экскурсии, творческие уроки.

Изучение этого курса рекомендуется начать со второго полугодия, т.к. в данном случае программа рассчитана на знания учащихся, полученные при изучении курса “Начальный курс географии. 6 класс”.

1.2. Содержание и структура программы

Введение – 3 ч.
Родной край – часть России, частица мира. Что такое свой край, своя местность, малая родина? Что изучают юные краеведы? Отечественные исследователи, педагоги, писатели об изучении родного края. Картографический метод: работа с картой с целью раскрытия пространственных сочетаний в природе и хозяйстве на изучаемой территории. Метод полевых наблюдений: исследование в полевых условиях с применением специальной аппаратуры и инструментов. Статистический метод: отбор и обработка количественных показателей. Визуальный метод: непосредственные наблюдения изучаемых явлений и предметов. Литературный метод: использование печатных источников об изучаемой территории. Практическая работа. №1. Знакомство с картами Нижегородской области. Работа с атласом Нижегородской области.

Раздел I
Природа своей местности – 21 ч.

Тема 1. Географическое положение Вознесенского края – 3 ч.

Вознесенский район – часть Нижегородской области. Географическое положение населенного пункта на карте страны, области, района. Площадь территории населенного пункта, конфигурация, протяженность по основным направлениям. Выделение главных географических объектов. Влияние географического положения на особенности развития населенного пункта. Определение по картам местоположения своего населенного пункта Виды карт: топографические, географические, туристические. План своей местности. Ориентирование на местности с помощью карты, компаса, местных признаков, по солнцу, звездами. Практические работы. № 2. Определение по картам географических координат своего края. Обозначение на контурной карте области местоположения своего населенного пункта по географическим координатам. №3. Построение плана местности пришкольного участка.

Тема 2. Особенности рельефа своей местности – 3 ч.

Основные формы рельефа своей территории, их происхождение и изменение. Местные горные породы и полезные ископаемые. Влияние рельефа местности на условия жизни, хозяйственную деятельность людей, на особенности природы. Практические работы. № 4. Измерение относительной высоты местности.№5.Знакомство с горными породами своей местности. Классификация полезных ископаемых. Творческая работа: Составление коллекции “Горные породы и полезные ископаемые моей местности”.

Тема 3. Климатические особенности своей местности – 3 ч.

Климатический пояс. Тип климата и его особенности. Климатические показатели. Погода зимой, весной, летом и осенью. Местные признаки погоды и ее прогноз. Предсказания природы. Приборы для метеорологических наблюдений и правила их использования. Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности жителей населенного пункта. Практическая работа. № 6. Обработка метеорологических наблюдений: составление графика температуры воздуха, розы ветров, диаграмм осадков.

Тема 4. Внутренние воды своей местности – 3 ч.

Основные речные системы, озера, пруды, болота, подземные воды, источники. Питание и режим рек. Распространение опасных явлений, связанных с водами. Проблемы малых рек. Хозяйственное использование своей местности. Охрана вод. Практические работы. № 7. Характеристика реки (озера, болота) по плану. № 8.Определение речной системы и составление схемы местных рек. Творческая работа: Выявление источников загрязнения вод своей местности, родники и их обустройство.

Тема 5. Особенности почв своей местности – 2 ч.

Типы почв. Свойства основных типов почв. Степень использования земель. Пути сохранения плодородия. Охрана. Практическая работа. № 9. Сбор образцов различных видов почв и составление коллекции. Творческая работа Разработка проектов улучшение почв своей местности.

Тема 6. Особенности растительного и животного мира своей местности – 3 ч.

Растительность. Видовой состав и его описание. Особенности произрастания растительности, ее использование в жизни людей. Охрана растительности своей местности. Животный мир. Разнообразие видового состава. Животный мир антропогенных регионов. Охрана животного мира своей местности. Практические работы. № 10.Экскурсия в природу с целью зарисовки и описания отдельных видов растений и животных. Сбор гербария местных растений для музея. № 11. Использование населением даров леса. Отражение природы в народных промыслах и искусстве.

Тема 7. Природные зоны своей местности – 2 ч.

Природные зоны местности, их особенности. Проявление широтной зональности. Практическая работа. № 12. Характеристика природной зоны своей местности.

Тема 8. Охраняемые природные территории своей местности -2 ч.

Типы охраняемых природных территорий Нижегородской области. Мордовский заповедник. Ландшафтные памятники своей местности. Проблемы их сохранения. Творческая работа: Ландшафтные памятники своей местности.

Раздел II
Население и хозяйство своей местности – 10ч.

Тема 9. Особенности населения Вознесенского района – 2 ч.

Численность населения. Половозрастной состав. Национальный состав, характерные черты. Распространенные религии. Основные демографические процессы: продолжительность жизни, проблемы естественного прироста населения, здоровье, уровень образованности, занятость населения. Практическая работа. № 13. Составление и анализ диаграммы “Половозрастной состав населения населенного пункта”.

Тема 10. Природные ресурсы и особенности хозяйственной деятельности края – 2ч.

Природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Использование их в местном хозяйстве. Виды хозяйственной деятельности с учетом традиций, местных природных особенностей. Сельское хозяйство. Земельные угодья и их использование. Специализация животноводства. Взаимосвязи отраслей сельского хозяйства. Промышленность. Основные особенности данной местности. Народные промыслы и ремесла. Проблемы села: социальные, экономические, экологические. Практическая работа. № 14.Природные ресурсы своей местности.

Тема 11. Прошлое моего края – 3 ч.

Источники познания прошлого своего края: материальные, изобразительные, письменные, устные, звукозаписи. Археологические находки: орудия труда, оружие, предметы домашнего обихода, украшения, изделия из дерева, металла и др. Материалы этнографического характера. Быт, традиции, обычаи, их взаимосвязь с природными условиями. Национальный костюм, народные праздники, фольклор, особенности жилья. Происхождение, содержание и развитие местных географических названий. Практические работы. № 15.Ознакомление с бытом и традициями своего края. № 16. Генеалогическое дерево семьи. Творческая работа: Топонимика одного из географических объектов своей местности – выяснение происхождения его названия.

Тема 12. Историко-культурное наследие Вознесенского района – 1 ч.

Люди, оставившие значительный след в истории района. Памятники истории и культуры. Музеи.

Тема 13. Родная школа, ее история и традиции – 1 ч.

Источники сведений о прошлом школы. Основные этапы истории школы. Педагоги разных поколений. Судьба воспитанников. Традиции школы. Современная жизнь школы.

Тема 14. Родной край – частица нашей Родины – 1 ч.

Требование к знаниям и умениям учащихся

1. Называть/показывать:

  • основные географические объекты литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы своей местности;
  • местные горные породы и полезные ископаемые;
  • приборы и инструменты, необходимые для метеонаблюдений на местности;
  • основные мероприятия по охране вод своей местности;
  • основные мероприятия по охране органического мира;
  • численность населения своего населенного пункта;
  • национальный состав, религии края;
  • виды природных ресурсов своей местности;
  • источники комплексного изучения родного края;
  • выдающихся людей своего края;
  • традиции школы;
  • культурно-исторические объекты своей местности.

2. Описывать:

  • влияние рельефа на особенности жизни быта человека;
  • времена года своей местности, характерные погоды различных сезонов года своей местности;
  • реку, озера (используя типовой план);
  • природные комплексы своей местности;
  • обычаи, традиции, культуру своего народа;
  • родословную своей семьи.

3. Определять:

  • географическое положение, его влияние на особенности развития населенного пункта;
  • площадь, конфигурацию своей местности;
  • стороны горизонта и направления, расстояния по местным признакам;
  • свое местоположение на местности с помощью приборов и правил ориентации;
  • горные породы своей местности и принадлежность их к магматическим, осадочным и метаморфическим группам;
  • относительную высоту географических объектов своей местности;
  • местные географические объекты по топографическому плану.

4. Объяснять:

  • изменение погоды, народные приметы;
  • проблемы малых рек;
  • роль органического мира в жизни людей;
  • необходимость охраны природы;
  • проблемы жителей села;
  • особенности формирования, заселения своего края, его освоенность;
  • происхождение местных географических названий.

5. Оценивать и прогнозировать:

  • влияние природы на деятельность человека в своей местности;
  • влияние человека на отдельные компоненты природы своего края;
  • изменение структуры населения своей местности;
  • проблемы хозяйства своей местности.

Приложение, Приложение 1,
Приложение 2, Приложение 3,
Приложение 4, Приложение 5