Методическая разработка курса по выбору "Школа прав человека"

Разделы: История и обществознание


Цель и задачи:

  • формировать представление об участии граждан в управлении делами государства
  • рассказать, чем обусловлена демократическая организация политической системы общества
  • определить, чем обусловлено правовое обеспечение политических выборов.
  • показать, как решение одного влияет на решение других
  • воспитать ответственное отношение каждого в вопросах касающихся власти
  • помочь ученикам усвоить роль полноправного участника политического процесса.

Подготовительный этап.

Три кандидата в правители, которые заранее подготовились к игре, продумали свою предвыборную речь к дебатам и программу, представляют либеральную, коммунистическую, демократическую партии.

Высокий Суд как контролирующий и регулирующий орган (аналог избирательной комиссии) готовится проводить выборы.

Соответствующее оформление кабинета.

Ход урока

1. Ведущий (учитель):

Право граждан в управлении делами государства юридически обеспечивает включение граждан в принятия и осуществления в сферу политики. Данное положение обусловлено естественным равенством и прирожденной свободой людей.

Непосредственное участие граждан в управлении делами государства осуществляется путем их волеизъявления на выборах, референдумах, а также личного участия в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти. Конституция Российской Федерации ( ст. 32) закрепляет за нами выше названные права. Эта конституционная норма конкретизируется Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 года.

Избирательное право-важнейший демократический институт, одна из главных форм свободного выражения воли народа и его участия в политическом процессе. Личное участие граждан в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, равно как и через избираемых ими представителей, является выражением суверенитета народа и формой осуществления принципа народовластия.

- Конституция Российской Федерации, ст. 32.

- Закрепление знаний данной темы поможет в перспективе без труда разобраться в вопросах участия граждан в делах государства.

2. Повторение:

- в каком возрасте гражданин может участвовать в выборах?

- объясните понятия "активное и пассивное избирательное право"?

3. Опережающее задание:

- по ходу выборов, знакомясь с программами кандидатов в правители, определите: какое общественно - политическое течение они представляют?

Ход игры

1. Распределение ролей:

- Кандидаты в правители: не более трех человек. Которые заранее подготовлены к игре и продумали свою предвыборную речь к дебатам.

- Члены партии (одноклассники) будут поддерживать своего кандидата, помогать ему.

- Суд будет следить за соблюдением прав человека, из трех человек.

2. Введение в игровую ситуацию.

1-й тур.

- Игроки получают Законы Государства и карточки для голосования.

- Выступление кандидатов в правители с тезисами своей программы.

- Формирование сторонников кандидатов.

- Знакомство с текстом Законов. Участники помечают наиболее устраивающие их варианты.

- Дебаты. Выступление лидеров блоков с программной речью.

- Судебное разбирательство, если замечены какие- либо нарушения.

- Выборы: сопровождаются с нарушениями, с нереальными обещаниями.

За ходом выборов следит население и Суд.

- Оглашение итогов выборов. Подсчет голосов производит Суд.

Если два кандидата набрали одинаковое число голосов, то Суд назначает второй тур голосования.

2-й тур.

Ведущий. Знакомит учеников с материалами 1-го тура голосования.

- Слово предоставляется проигравшему 1-й тур голосования. Он благодарит своих сторонников и призывает отдать свои голоса следующему кандидату.

- Организация процедуры голосования по аналогии 1 -го тура.

Победитель зачитывает вновь принятые Законы Государства.

- Осмысление результатов выборов. Группы из 3-5 человек сравнивают получившийся вариант с тем, чего хотели они. Прогнозируют, к чему может привести принятие этих Законов.

3. После игровое обсуждение.

- Какие общественно - политические течения представляли наши кандидаты?

- Какая партия встала во главе власти нашего государства?

- Как ваша политическая позиция повлияла на ход выборов?

- Почувствовали ли вы свое реальное влияние на политику?

- Что повлияло на ваш выбор?

- Какие политические и другие права вы реализовали в ходе выборов?

- Что необходимо для того, чтобы выборы были честными?

Конец урока

Курс по выбору в 9 классе: "Школа прав человека"
Пояснительная записка

Отношение простого человека и власти многогранно и сложно. Иногда одна реальная ситуация перечеркивает старания учителя. Кто тонко и ревностно подходит к исполнению прав человек , тому всегда кажется , что его права недостаточно полно соблюдаются властью. Да и власть вроде вяло реагирует на различные правовые нарушении

Несовершеннолетнего К. задержала милиция по подозрению в совершении им кражи. Он оказался замешан в краже брюк 31 августа. Парней было трое. Среди них девятиклассник К., два выпускника средней школы. Так получилось, что пока девятиклассник примерял понравившиеся брюки, двое его друзей украли с прилавка брюки и отошли. Продавец вызвал милицию. К. пришлось в милиции сидеть 3 часа и самостоятельно отбиваться от предложений следователя подписать протокол о совершении кражи. Работники милиции, нарушая закон, допрашивали его в отсутствии родителя и педагога. Только тогда, когда обеспокоенная мать позвонила сыну на сотовый телефон, работники милиции пригласили в отделение ее и классного руководителя. В итоге после тщательного разбирательства с К. были сняты обвинения в краже. История закончилась благополучно. Но началась другая. Уже на уроках обществознания с участием одноклассников К. и учителя. В таких случаях курсы по выбору и элективные курсы, с их практической направленностью, дополняют правовое обучение

Данный курс по выбору для 9-х классов разработан на основе требований к общеобразовательному минимуму знаний в рамках первого концентра обучения, утвержденного Министерством образования Российской Федерации. Этот курс является основной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он построен с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму обществоведческих знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт готовы к восприятию правовых основ Российской Федерации. Темы прав человека в курсе "Обществознания" так обобщены и приводятся слишком объемно, что без дополнительных практических занятий сложно усвоить ученикам данные темы. А так же не достаточно внимания уделяется практической работе с правовыми документами РФ. Согласно Закону РФ "Об образовании", образование осуществляется в соответствии с международным правом и законодательством России, оно ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, на развитие правового общества, формирование правосознания граждан России.

Актуальность правоведческого курса очевидна, так как возрастает интерес граждан России к правовой информации, ибо в условиях становления демократического государства, преодоления кризисных процессов в России, развития рыночных отношений, человеку без правовых знаний трудно рассчитывать на благополучие в коллективе, семье, в бизнесе. Обучение правам человека- это представление их, информирование о них, помощь ребенку в достижении такого уровня, когда он начнет понимать важность и необходимость соблюдать и защищать и собственные права. Занятия на курсах по выбору ориентируют на последовательную выработку знаний и умений, ценностных установок для участия в создании справедливого общества. Именно школа призвана воспитывать свободных, конкурентоспособных и ответственных граждан, умеющих разрешать споры и конфликты, грамотно и осознано использовать свои права и свободы, защищать их в случае необходимости, уважать себя как личность, не забывая о правах и свободах других людей. Содержание курса предусматривает активное участие и взаимодействие детей в процесс познания. Знания документов по правам человека, знание последствий нарушений прав человека и защиты собственных прав, умения слушать других, проводить анализ с точки зрения морали и права, общаться с людьми и убежденность в том, что права человека важны и мы сами отвечаем за наши собственные действия - такие установки способствуют морально-нравственному развитию учащихся и активному участию в жизни общества.

Настоящий курс составлен на 34 часа и рассчитан на изучение в 9 классе.

Цель:

  • ознакомление учащихся с международными документами о правах человека, с правами ребенка, закрепленными в международных документах и российском законодательстве;
  • воспитание осознанного отношения к своим правам, уважительного отношения к правам других;
  • прививание навыков практического применения знаний в реальной жизни.

В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи:

  • Знакомство учащихся с ключевыми вопросами теории права и государства.
  • Формирование навыков по практическому применению прав в решении правовых задач.
  • Формирование активной гражданской позиции учащихся.
  • В рамках данного курса предполагает использование таких видов занятий как лекции с элементами беседы, семинар, практические занятия с правовыми документами, самостоятельные работы, уроки дискуссии, круглый стол.

Оценка достижений учеников используются следующие виды и формы контроля: вводный контроль предполагает проверки тестированием базовых знаний учащихся. Варианты тестовых заданий рекомендуется составить по образцу заданий ЕГЭ и ЕМЭ.

Текущий контроль предполагает выполнение практических задач, контрольных упражнений по разделам. Итоговый контроль предполагает защиту проектной работы по теме " Изучение обстановки в школе в аспекте прав человека".

Содержание:

  1. Международное и российское законодательство о правах человека - 6
  2. Система защиты прав человека - 4
  3. Политические права - 6
  4. Права человека и государство - 6
  5. Социальные права - 6
  6. Правообязанность государства и гражданина - 4

Круглый стол по проблеме "Изучение обстановки в школе в аспекте прав человека".

Ожидаемый результат: свободное владение предметом обсуждения по правам человека, практическое использование полученных знаний в реальности.

Тематический план курса по выбору "Школа прав человека".

№ п-п Название тем уроков Виды уроков Количество часов
1 Международное и российское законодательство о правах человека:

Всеобщая декларация прав человека,

Конвенция о правах человека,

Конституция РФ.

Тесты. Работа с документом. Составление сравнительной таблицы по ВДПЧ и Конституции России.

Беседа. Семинар. Сбор материала. Правовые чтения в младшей школе.

6

2 Системы защиты прав человека:

международная система защиты прав человека,

обращение в международные судебные органы.

Составление опорной схемы, конкретных документов. Тренинг. Тесты.

4

3 Политические права:

реализация политических прав,

создание политических партий,

создание общественных организаций.

Лекция. Урок-игра.

Тренинг.

6

4 Права человека и государство:

гражданство, как оно приобретается,

основания приобретения гражданства,

принцип равного гражданства.

Работа в Интернете. Тесты.

Составление презентации.

6

5 Социальные права:

права ребенка воспитываться в семье,

социально-экономические права ,

особенности российского семейного законодательства.

Исследование обстановки в школе в аспекте прав человека. Работа с документом. Презентация.

6

6 Правообязанность государства и гражданина:

соотношение прав и обязанностей,

как могут быть ограничены права человека,

Работа с документом. Составление сравнительной таблицы. Беседа. Тесты.

Правовые чтения.

4

  Круглый стол по проблеме "Изучение обстановки в школе в аспекте прав человека" Открытый урок с демонстрацией лучших презентаций учеников.

2

Итого 34 ч.

Литература.

  1. Всеобщая декларация прав человека.
  2. Конвенция о правах ребенка.
  3. Конституция РФ.
  4. Хрестоматия "Права человека". М.2006.
  5. С.И. Володина и другие. Основы правовых знаний. М.2001.
  6. Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин. Право. 10 - 11.