Цели по содержанию урока:
- Образовательные: создать условия для усвоения новых знаний по теме: "Мягкий знак на конце наречий после шипящих".
- Развивающие: развитие и коррекция произвольного внимания, памяти.
- Воспитательные: воспитание навыка самоконтроля.
Средства обучения:
- карточки с частями речи, карточка проверки теста;
- у каждого учащегося сигнальная карточка - буква "ь"; конверт с закладкой, тестом и шуточным текстом для изучения нового материала, словарь наречий:
Наотмашь - сильно размахнувшись.
Настежь - распахнуть совсем, до конца.
Навзничь - опрокинувшись на спину.
Невмочь - невмоготу, нет никаких сил, возможностей делать что-нибудь.
Сплошь
1) без промежутков, по всей поверхности.
2) целиком, без исключения.
3) все участвуют в чём-либо.
Прочь - в сторону, подальше от кого - либо, чего- либо.
Вскачь - скачками, очень быстро.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащимися гостей.
Самопроверка готовности к уроку.
Запись даты, вида работы, темы урока.
2. Целеполагание и мотивация.
- Исходя из темы урока, чему мы хотели бы научиться на уроке?
(Каждый ученик проговаривает, чему хотел бы научиться на уроке).
- А зачем нам это надо?
(Научиться писать грамотно; знать, как пишутся наречия).
- В конце урока по новому материалу будет самостоятельная работа - "тест - достижение" и отметка за усвоение нового учебного материала.
Чему будем учиться на уроке?
- Слушать
- Слышать
- Дополнять
- Исправлять.
3. Актуализация знаний и умений.
- А что нам уже известно про правописание мягкого знака после шипящих.
Минутка чистописания.
На доске буквы - ж ш ч щ ь
- Какая буква лишняя? Почему?
(Буква ь, все остальные обозначают шипящие звуки).
- Мы будем писать не только букву ь, а буквы, обозначающие шипящие звуки с мягким знаком и без него.
- А сейчас прочитаем то, что написали. (ж жь ш шь ч чь щ щь )
-Что-нибудь изменилось в звучании?
(Нет. Звучит одинаково и с мягким знаком и без него, значит, мягкий знак показывает форму слова ).
- А что нам известно о правописании мягкого знака на конце уже изученных частей речи после шипящих. Давайте вспомним. Проверим выполнение домашнего задания. ( Выполняли по уровням - низкий уровень: выписывали существительные, средний уровень: прилагательные, более сильные учащиеся выбирали из текста глаголы).
- Приготовили сигнальные карточки. Если на конце слов после шипящих пишется буква ь - карточку поднимаем, если не пишется - не поднимаем:
- У существительных женского рода; у существительных мужского рода; у существительных женского рода 1-го склонения в родительном падеже; у глаголов в неопределённой форме; у глаголов 2-го лица единственного числа; у глаголов в повелительном наклонении.
- Итак, с существительными, глаголами разобрались, а что же делать с наречиями - писать или не писать мягкий знак на конце наречий после шипящих?
4. Изучение нового материала.
- Давайте понаблюдаем, пишется или не пишется мягкий знак на конце наречий после шипящих.
- Положили перед собой лист с темой урока, шуточным текстом.
Мягкий знак на конце наречий после шипящих.
В жарком курятнике находиться было невмочь.
Цыплёнок открыл окно настежь.
Земля под окном была сплошь усыпана горошком.
Цыплёнок выпрыгнул в окно, поскользнулся и упал навзничь.
Он быстро вскочил, ударил себя крыльями наотмашь и помчался вскачь прочь от горошка.
_________________________________________________________________
На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак.
Исключение: уж, замуж, невтерпёж.
- Читаем предложения, если значение слова непонятно, смотрим в толковый словарь в тетради. Наблюдаем за написанием буквы ь на конце наречий после шипящих. К какому выводу пришли?
(На конце наречий после шипящих пишется буква ь).
- А сейчас все вместе ещё раз назовём наречия и покажем карточкой, пишется или не пишется мягкий знак на конце наречий после шипящих.
(Невмочь, настежь, сплошь, навзничь, наотмашь, вскачь, прочь).
- Что можно сказать о написании мягкого знака на конце наречий после шипящих?
(На конце наречий после шипящих пишется буква ь).
- Сравните свой вывод с выводом после текста, для этого отгибаем нижний край листа.
- Правильный ли вы сделали вывод?
(Да, мы подумали правильно).
- Открыли учебник "Русский язык" - вторую часть на странице 49. Читаем хором правило в учебнике: "После шипящих на конце наречий пишется мягкий знак. Исключения: уж, замуж, невтерпёж.
Физкультминутка.
5. Первичная проверка понимания.
- А сейчас попробуем применить новые знания, что же нам известно?
(После шипящих на конце наречий пишется мягкий знак. Исключения: уж, замуж, невтерпёж)
- Открываем тетрадь "Пишем грамотно" на странице 15, находим упражнение № 1. Пишем или не пишем мягкий знак? Самостоятельная работа.
- Самопроверка. Взаимопроверка в парах.
- Коллективная проверка с помощью сигнальных карточек.
(Вывод проговариваем хором).
- Ещё одно упражнение на закрепление нового материала №2 выполняем самостоятельно. Самопроверка, взаимопроверка в парах.
- Коллективная проверка с применением сигнальных карточек. Хором делаем вывод, вспоминаем слова - исключения.
6. Обобщение.
Приготовили сигнальные карточки, учитель называет наречия: сплошь, вскачь, невмочь, невтерпёж, напрочь, наотмашь, уж, прочь..
Учащиеся показывают карточками наличие или отсутствие ь после шипящих.
7. Контроль знаний - тест- достижение. (Приложение 1)
Учащимся предлагается проверить знания - поставить, где нужно ь.
- Проч:
- настеж:
- напроч:
- уж:
- вскач:
- невтерпёж:
- наотмаш:
- навзнич:
- сплош:
- замуж:
Проверка работы. В каких случаях мягкий знак не пишется?
Сверьте с правильным ответом.
- 4
- 6
- 10
Проверка в парах. Выяснение ошибок.
Оценивание работ:
- Из 10 заданий выполнено 9 или 10 - отметка "5"
- 8 - отметка "4"
- 7 - отметка "3"
- Меньше 7 - материал не усвоен.
8. Подведение итогов, рефлексия.
- Чему хотели научиться в начале урока? Проговорили хором правило, слова-исключения.
Сделали вывод по уроку:
- Я научился
- Мне удалось
- Мне было трудно
- Я понял
- Я доволен
9. Информация о домашнем задании.
Тем, кто усвоил учебный материал на уроке: получил отметку "5" или "4" домашнее задание может не выполнять - поощрение за хорошую работу.
У кого было 3 ошибки, выполняет следующее задание: на странице 49 учебника упражнение №1 или №2, кто желает, может выполнить оба номера.
А сейчас работают все: посмотрите в конверт - там закладка с темой урока, правописанием наречий, выводом, словами - исключениями.
Хором читаем вывод и слова - исключения. Закладка в помощь выполнения домашнего задания и для работы на следующих уроках.
Спасибо всем за активную работу на уроке!