Мягкий знак на конце наречий после шипящих. УМК "Начальная школа XXI века". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели по содержанию урока:

  • Образовательные: создать условия для усвоения новых знаний по теме: "Мягкий знак на конце наречий после шипящих".
  • Развивающие: развитие и коррекция произвольного внимания, памяти.
  • Воспитательные: воспитание навыка самоконтроля.

Средства обучения:

  • карточки с частями речи, карточка проверки теста;
  • у каждого учащегося сигнальная карточка - буква "ь"; конверт с закладкой, тестом и шуточным текстом для изучения нового материала, словарь наречий:

Наотмашь - сильно размахнувшись.

Настежь - распахнуть совсем, до конца.

Навзничь - опрокинувшись на спину.

Невмочь - невмоготу, нет никаких сил, возможностей делать что-нибудь.

Сплошь

1) без промежутков, по всей поверхности.

2) целиком, без исключения.

3) все участвуют в чём-либо.

Прочь - в сторону, подальше от кого - либо, чего- либо.

Вскачь - скачками, очень быстро.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащимися гостей.

Самопроверка готовности к уроку.

Запись даты, вида работы, темы урока.

2. Целеполагание и мотивация.

- Исходя из темы урока, чему мы хотели бы научиться на уроке?

(Каждый ученик проговаривает, чему хотел бы научиться на уроке).

- А зачем нам это надо?

(Научиться писать грамотно; знать, как пишутся наречия).

- В конце урока по новому материалу будет самостоятельная работа - "тест - достижение" и отметка за усвоение нового учебного материала.

Чему будем учиться на уроке?

  • Слушать
  • Слышать
  • Дополнять
  • Исправлять.

3. Актуализация знаний и умений.

- А что нам уже известно про правописание мягкого знака после шипящих.

Минутка чистописания.

На доске буквы - ж ш ч щ ь

- Какая буква лишняя? Почему?

(Буква ь, все остальные обозначают шипящие звуки).

- Мы будем писать не только букву ь, а буквы, обозначающие шипящие звуки с мягким знаком и без него.

- А сейчас прочитаем то, что написали. (ж жь ш шь ч чь щ щь )

-Что-нибудь изменилось в звучании?

(Нет. Звучит одинаково и с мягким знаком и без него, значит, мягкий знак показывает форму слова ).

- А что нам известно о правописании мягкого знака на конце уже изученных частей речи после шипящих. Давайте вспомним. Проверим выполнение домашнего задания. ( Выполняли по уровням - низкий уровень: выписывали существительные, средний уровень: прилагательные, более сильные учащиеся выбирали из текста глаголы).

- Приготовили сигнальные карточки. Если на конце слов после шипящих пишется буква ь - карточку поднимаем, если не пишется - не поднимаем:

- У существительных женского рода; у существительных мужского рода; у существительных женского рода 1-го склонения в родительном падеже; у глаголов в неопределённой форме; у глаголов 2-го лица единственного числа; у глаголов в повелительном наклонении.

- Итак, с существительными, глаголами разобрались, а что же делать с наречиями - писать или не писать мягкий знак на конце наречий после шипящих?

4. Изучение нового материала.

- Давайте понаблюдаем, пишется или не пишется мягкий знак на конце наречий после шипящих.

- Положили перед собой лист с темой урока, шуточным текстом.

Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

В жарком курятнике находиться было невмочь.

Цыплёнок открыл окно настежь.

Земля под окном была сплошь усыпана горошком.

Цыплёнок выпрыгнул в окно, поскользнулся и упал навзничь.

Он быстро вскочил, ударил себя крыльями наотмашь и помчался вскачь прочь от горошка.

_________________________________________________________________

На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак.

Исключение: уж, замуж, невтерпёж.

- Читаем предложения, если значение слова непонятно, смотрим в толковый словарь в тетради. Наблюдаем за написанием буквы ь на конце наречий после шипящих. К какому выводу пришли?

(На конце наречий после шипящих пишется буква ь).

- А сейчас все вместе ещё раз назовём наречия и покажем карточкой, пишется или не пишется мягкий знак на конце наречий после шипящих.

(Невмочь, настежь, сплошь, навзничь, наотмашь, вскачь, прочь).

- Что можно сказать о написании мягкого знака на конце наречий после шипящих?

(На конце наречий после шипящих пишется буква ь).

- Сравните свой вывод с выводом после текста, для этого отгибаем нижний край листа.

- Правильный ли вы сделали вывод?

(Да, мы подумали правильно).

- Открыли учебник "Русский язык" - вторую часть на странице 49. Читаем хором правило в учебнике: "После шипящих на конце наречий пишется мягкий знак. Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

Физкультминутка.

5. Первичная проверка понимания.

- А сейчас попробуем применить новые знания, что же нам известно?

(После шипящих на конце наречий пишется мягкий знак. Исключения: уж, замуж, невтерпёж)

- Открываем тетрадь "Пишем грамотно" на странице 15, находим упражнение № 1. Пишем или не пишем мягкий знак? Самостоятельная работа.

- Самопроверка. Взаимопроверка в парах.

- Коллективная проверка с помощью сигнальных карточек.

(Вывод проговариваем хором).

- Ещё одно упражнение на закрепление нового материала №2 выполняем самостоятельно. Самопроверка, взаимопроверка в парах.

- Коллективная проверка с применением сигнальных карточек. Хором делаем вывод, вспоминаем слова - исключения.

6. Обобщение.

Приготовили сигнальные карточки, учитель называет наречия: сплошь, вскачь, невмочь, невтерпёж, напрочь, наотмашь, уж, прочь..

Учащиеся показывают карточками наличие или отсутствие ь после шипящих.

7. Контроль знаний - тест- достижение. (Приложение 1)

Учащимся предлагается проверить знания - поставить, где нужно ь.

  1. Проч:
  2. настеж:
  3. напроч:
  4. уж:
  5. вскач:
  6. невтерпёж:
  7. наотмаш:
  8. навзнич:
  9. сплош:
  10. замуж:

Проверка работы. В каких случаях мягкий знак не пишется?

Сверьте с правильным ответом.

- 4

- 6

- 10

Проверка в парах. Выяснение ошибок.

Оценивание работ:

  • Из 10 заданий выполнено 9 или 10 - отметка "5"
  • 8 - отметка "4"
  • 7 - отметка "3"
  • Меньше 7 - материал не усвоен.

8. Подведение итогов, рефлексия.

- Чему хотели научиться в начале урока? Проговорили хором правило, слова-исключения.

Сделали вывод по уроку:

  • Я научился
  • Мне удалось
  • Мне было трудно
  • Я понял
  • Я доволен

9. Информация о домашнем задании.

Тем, кто усвоил учебный материал на уроке: получил отметку "5" или "4" домашнее задание может не выполнять - поощрение за хорошую работу.

У кого было 3 ошибки, выполняет следующее задание: на странице 49 учебника упражнение №1 или №2, кто желает, может выполнить оба номера.

А сейчас работают все: посмотрите в конверт - там закладка с темой урока, правописанием наречий, выводом, словами - исключениями.

Хором читаем вывод и слова - исключения. Закладка в помощь выполнения домашнего задания и для работы на следующих уроках.

Спасибо всем за активную работу на уроке!