Роль эмоционально-волевой сферы в преодолении неуспеваемости обущающихся (на примере преподавания физики)

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


Неуспеваемость, как острейшая проблема современной школы, требует к себе самого пристального внимания. Пробелы в фактических знаниях и умениях их применять на практике, пробелы в навыках учебного труда, отсутствие ответственного отношения и интереса к учению, пробелы в интеллектуальном развитии - все это признаки неуспеваемости. Причины ее разнообразны, давно определены и исследованы – это и социально-бытовые условия жизни ребенка, и слабое здоровье, и сниженные способности, и рассеянное внимание, и недостаток эмоционально-положительных отношений с окружающими. Некоторые авторы, например, профессор Л. М. Фридман, считают, что главная причина неуспеваемости кроется в самом учителе, в отсутствии индивидуально-дифференцированного подхода к ученикам.

Действительно, корнем большинства проблем неуспевающих детей является следующая особенность: учитель подчас не видит (или не имеет возможности видеть) ученика как целостную личность, а воспринимает только некоторую его “проекцию” на “плоскость” учебной деятельности, т.е. в ребенке замечаются только черты, особенности, склонности, которые полезны или неполезны в учебе.

Несмотря на это, дети учатся более-менее нормально, если их индивидуальные особенности не вступают в противоречие с образовательным процессом, основанном на общепринятых методиках преподавания, или если они имеют хороший адаптационный механизм.

Если же это не так - ученик попадает в т.н. “полосу неудач”, т.е. начинает движение по следующей цепочке: неуспех - неуверенность в себе - чувство вины, страха, обиды - неверие в свои силы - заниженная самооценка (“я – плохой”) - психологическая защита, проявляющаяся в разных формах (апатия, безразличие, потеря интереса к учебе и (или) повышенная конфликтность, агрессивность и др.) - недоверие к взрослому, учителю. Таким образом, они попадают в группу риска. Эти дети, как правило, не хотят учиться, в лучшем случае, формально отсиживают уроки, в худшем, просто не посещают занятия, чтобы не чувствовать себя хуже, глупее других, не слышать насмешки одноклассников, упреки учителей и родителей, т.е. пытаются уйти от решения проблемы.

У таких детей особенно ярко выражен уже названный выше недостаток эмоционально-положительных отношений, дефицит эмоциональных контактов с окружающими, стремление к признанию, потребность в одобрении, доверии со стороны сверстников и учителей. Поэтому среди различных методов предупреждения и преодоления неуспеваемости очень важную роль играет создание положительного эмоционального настроя на учебу и комфортного мироощущения, а также выработка умения проявлять волевые усилия для достижения цели.

Сколько бы стараний ни приложил учитель, стремясь возможно лучше организовать урок, его усилия в значительной мере пропадут даром, если дети пассивно относятся к происходящему на уроке, задания выполняют формально, не воспринимая их личностно, не переживая достигнутых успехов и не огорчаясь неудачами.

Учебная деятельность часто воспринимается детьми из группы риска как нечто весьма далекое от их жизненно важных интересов, совершенно ненужное и чрезмерно трудное, приносящее только огорчения, а ошибки и неприятности воспринимаются ими уже как нечто привычное, само собой разумеющееся.

Поэтому чтобы активизировать познавательные процессы у таких детей, приходится обращаться к их эмоциональной сфере. Учитель может достичь этого, подбадривая пассивных учеников, одобряя каждую попытку обдумать вопрос и дать ответ. Доброжелательные отношения учителя с учениками – одно из важных условий формирования у них учебной мотивации, пробуждения любознательности и хотя бы мимолетного желания добиться успеха, которое при частом появлении закрепляется в сознании детей.

Большое значение имеет интонационная окраска речи учителя. При изложении нового материала в виде беседы, приглашать учеников к разговору, делая всех равноправными участниками процесса объяснения, никого не обходя своим вниманием. Вопросы задавать с некоторым налетом “загадочности”, с паузами, с понижением голоса. Иногда достаточно произнести несколько начальных слов, и кто-нибудь из т.н. “слабых” учащихся неожиданно заканчивает предложение, причем совершенно правильно, формулируя идеи и факты из незнакомой новой темы!

Чтобы систематически поддерживать у детей, испытывающих трудности в обучении, положительное эмоционально окрашенное отношение к учению, нужно чаще предоставлять им возможность сделать что-то своими руками, исследовать, измерить, т.е. давать простые индивидуальные практические задания с приборами. Можно также предложить рассказать об устройстве прибора по рисунку в учебнике, читая текст, сравнить рисунки, найти в тексте параграфа и прочитать вслух определение и другие посильные задания.

Наибольшие трудности возникают, разумеется, при обучении решению задач. Большинство учащихся из группы риска плохо ориентируются в тексте задачи, не видят логических связей, могут делать только прямые выводы из условия задачи, поэтому почти все задачи решаются ими “по образцу”. И все-таки нельзя приучать их работать только “по образцу”, следует создавать ситуации, направленные на поиски самостоятельных решений, формировать навыки самостоятельной работы. И чтобы преодолеть неуверенность, порой и страх перед решением задач, я периодически даю ученикам творческое задание под названием “Своя задача”. Это очень важный методический прием, цель которого доказать ученику, что он может придумать свою задачу и решить ее. Пусть эти задачи неумело сформулированы – все равно это маленький успех, и он будет закрепляться.

Задание включает в себя несколько упражнений.

Упражнение 1 (подготовительное). В условиях данной задачи подчеркнуть все величины, которые изменяются:
Задача № 1. Башенный кран поднимает груз весом 50 кН на высоту 20 м за 25 с. Какую мощность он при этом развивает?

Упражнение 2. Придумать и решить аналогичную задачу (выбрать при этом другое тело – экскаватор, электродомкрат для подъема автомобилей и т.п.). Не требовать от детей, чтобы они меняли все подчеркнутые величины – достаточно одной-двух.

Упражнение 3. Составить обратную задачу (к задаче № 1) – найти то, что раньше было известным.

Упражнение 4. Составить задачу по рисунку.

Таким образом, данный метод помогает ученику занять активную позицию - он сочиняет свои собственные задачи и шаг за шагом утверждается в состоянии успеха.

Созданию у учащихся соответствующего эмоционального настроя служат также качественные задачи-вопросы, в которых используются обычные и необычные жизненные ситуации. Например: Может ли человек бежать быстрее собственной тени? Какой физический смысл имеет выражение “из глаз посыпались искры”? Герой одного рассказа О'Генри ударил поросенка с такой силой, что тот полетел, “опережая звук собственного визга”. С какой наименьшей скоростью должен был лететь поросенок? и т.п.

Учащихся с весьма скромными способностями к анализу и рассуждениям выручает определенный житейский опыт и природная смекалка, они правильно отвечают на простые вопросы и в результате испытывают удовлетворение и интерес к теме урока. Хотя теорией подтвердить свой ответ не могут.

Поддержать атмосферу заинтересованности в изучении физики можно также, используя занимательные задачи из сборника Григория Остера:

Тема “Строение вещества”

1. Что мешает 7-класснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?
   Ответ: взаимное притяжение молекул.

2. Джинн, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, все время меняет форму и объем. В каком состоянии находится джинн?
    Ответ: в газообразном.

Тема “Взаимодействие тел”

1. Петя ехал в электричке и всю дорогу над ним издевалось какое-то явление. При каждой остановке оно толкало Петю вперед, а когда вагон трогался, дергало назад. Что за хулиганское явление и может ли транспортная милиция с ним справится?
Ответ: инерция.

2. На одной чаше весов сидит людоед, масса которого 280 кг, а на другой, высоко над землей, стоят и плачут четыре Люды массой по 40 кг каждая. Сколько еще точно таких же Люд нужно добавить на вторую чашу весов, чтобы установилось равновесие?
Ответ: три.

Таким образом, опора на эмоциональную сферу, в том числе на чувство юмора, и создание тем самым хорошего настроения позволяет достичь значительных результатов в деле преодоления неуспеваемости в средней школе.