Использование лингвистического анализа текста на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Работая в школе, особенно в сельской, которая имеет свои специфические трудности, обусловленные социальной средой, которая оказывает далеко не всегда положительное влияние на процесс развития сельского ребенка, сталкиваешься со многими проблемами, в частности с низкой орфографической грамотностью, с неумением учащимися связно и логично строить высказывание. Эти проблемы волнуют учителей, тем более что русский язык - один из предметов, который нужно сдать и в 9 и в 11 классах. Особенно острой проблема стала, когда учащиеся стали сдавать экзамен в форме ЕГЭ, заменяющий собой выпускные и вступительные испытания по русскому языку. И решение этой проблемы видится в использовании на уроках словесности лингвистического анализа текста.

Уже в 5 классе нужно начинать подготовительную работу с текстом, приучая пятиклассников к первичным основам лингвистического комплексного анализа.

В средних классах (6-8) целенаправленно и планомерно должна проводиться работа, которая способствует выработке базовых умений и навыков, которые станут опорой лингвистического анализа в старших классах. Такой подготовительной работой в средних классах становится целенаправленное наблюдение за реализацией в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей разных единиц и разнообразных явлений русского языка. Система работы по повышению уровня языковой и речевой компетентности учащихся ориентируется на двустороннюю природу текста - как продукта и процесса речетворчества. С одной стороны, она ориентируется на знания учащихся о категориальных признаках текста, видах, единицах текста, способах членения текста и развертывания тематических предложений. С другой, - на знания о способах деятельности, формирующих умения прогнозировать, отбирать средства, адекватные содержанию, оценивать коммуникативные качества текста, совершенствовать написанное.

В 9 классе большое внимание нужно уделять обучению создания творческих работ (сочинения, посвященные целостному анализу произведений, создание собственных произведений по жизненным впечатлениям). На уроках лингвистического комплексного анализа текста девятиклассники уже учатся анализировать языковые средства с точки зрения их функционирования в речи, сознательно отбирать их и оценивать не изолированно, а в контексте создаваемого высказывания.

Использование в 10-11 классах лингвистического анализа текста открывает следующие возможности:

- учащиеся овладевают новой областью языкознания - лингвистикой текста, структурой его компонентов;

- создается единство развития речи, ее культуры;

- на более высоком уровне готовить учащихся к созданию собственных творческих работ;

- методика, ориентированная на текст, интегративна в том смысле, что в ней взаимодействует грамматика, стилистика, психология речи, риторика.

На уроках должны использоваться разные виды работы с текстом: сравнение отдельных предложений и текстов, нахождение границ предложений в тексте, деление текста на абзацы, восстановление деформированного текста, собирание текста из фрагментов, выделение в тексте опорных слов, составление планов (картинного, словесного), наложение готового плана на текст, определение темы текста, определение идеи текста (выделение предложения, в котором выражается основная мысль, отношение автора к предмету речи), озаглавливание, анализ авторского заголовка, собирание текста на кубиках, сравнение разных планов к одному тексту, выделение структурных частей текста (зачина, основной части, концовки), сочинение по данному тексту, дописывание концовки текста, сочинение по опорным словам, составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной теме. Понятие "текст" традиционно предлагается вводить при сравнении отдельных предложений и предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Интересной для учащихся является работа по членению текста на предложения (отработка такого категориального признака текста, как членимость). Для этого предлагаются тексты без точек и заглавных букв. Упражнения на выделение в тексте абзацев; упражнения на осознание характера информации в предложенном отрезке текста (или наборе предложений) и дополнение или трансформация ее в заданном направлении; монтаж текста из данных отдельных предложений; упражнения на нахождение средств межфразовой связи в данном тексте, а также на выбор необходимых языковых средств для связи частей данного текста или для связи предъявленного текста и созданного самостоятельно текстового фрагмента; упражнения на осознание замысла высказывания и развитие этого замысла в самостоятельно созданном текстовом фрагменте; упражнения на осознание связи содержания текста с его заголовком; упражнения на определение функционально-смыслового типа речи (повествование, описание, рассуждение); упражнения, раскрывающие особенности употребления языковых единиц в устной и письменной речи, изобразительные возможности отдельных частей речи и членов предложения; упражнения на выявление в тексте содержательно-фактуальной, содержательно-концептуальной и содержательно-подтекстовой информации - все эти виды упражнений помогают выработать у школьников умения реализовать такие текстовые категории, как информативность, смысловая и содержательная ценность, связность, членимость, адресность, завершенность.

Яркое речевое оформление рассуждения о тексте, свидетельствующее о высоком уровне личностного развития учащегося, рождается из параллельной реализации алгоритма с, например, цвето-смысловым прочтением анализируемого текста.

Например, предложить ученикам для анализа следующий текстовый отрывок:

Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги.

(А. И. Куприн).

Тезисный конспект работы.

1. Тема (про что?): осень в тайге. Основная мысль (что именно сказано про это ЧТО?): неимоверная красота, красочность этого времени года в тайге все-таки навевает грусть.

2. Ключевые слова (самые важные, опорные, смыслообразующие, те, на которых держится ткань текста. Как правило, ключевое слово в разных вариантах не раз повторяется, поэтому правомерно говорить о группах ключевых слов):

- Осень, сентябрь, денечек (время года);

- Солнечный, погожий летний денечек, на солнце (погода);

- Прозрачность, чистота тайги, голоса птиц слышны за километр (общая прозрачность воздуха);

- Цвет солнца, ягод, осени и тревоги - желто-красная гамма; неба - синяя гамма (цвета умирания, увядания, грусти).

3. Анализ предложенных учащимися заголовков. Заголовок "Бабье лето в тайге" соотносится с темой текста, он менее художествен, чем заголовок "Таежная красота увядания", соотносящийся с основной мыслью текста.

4. Художественный стиль текста: доказательства

- Образность: денечки (короткие, теплые, приятные, и автор относится к ним с одобрением - уменьшительно-ласкательный суффикс); метафоры (денечки вернулись, земля бордовела ягодами, прозрачность и грустность жили), сравнения (словно осень прошлась свистящей метлой, барабанно-звонкие голоса), гипербола (жила грусть);

- Авторская позиция: денечки; слышны за километр (разговорность как отражение искренности и благостного состояния автора).

- Информация в тексте не претендует на актуальность, как это было бы в публицистическом тексте.

5. Тип речи - описание: доказательства

- Описан 1 факт (осень в тайге);

- Этот факт дан в статике (констатация признаков бабьего лета в тайге);

- Языковые приметы:

слова со значением признаковости (прилаг., абстрактные сущ., гл. "бордоветь"), способ выражения предикативности - составные именные сказуемые (был сухим и солнечным, была чистой, прошлась метлой),

синтаксические конструкции (однородные члены, сложносочиненные предложения с союзом И со значением "одновременности", бессоюзные сложные предложения со значением "перечисление одновременного", сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения).

В 6 - 8 классах нужно добавлять и проблемные вопросы. Проблемный метод обучения развивает у детей творческую самостоятельность, мыслительную деятельность (см. приложение).

В 9-11 классах привлекать тексты современных публицистов: Д. Гранина, Д. Лихачева, и др. и добавляю еще один пункт к конспекту:

- Выявить проблему, написать свое отношение к ней.

В этих же классах уже включается творческая работа. Здесь происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т.п. Оценивается не только результат, но и процесс работы.

После подобной системной проработки текстов навыки связного высказывания в рамках ЕГЭ (часть С) позволяют учащимся создать работы, выгодно отличающиеся цельностью и выразительностью, точностью и лаконичностью, новизной анализа и индивидуальной неповторимостью и положительно влияет на формирование гражданской позиции выпускников.

Как использовать текст в качестве дидактической единицы, чтобы достичь органического единства в изучении языка как системы и развития коммуникативных умений учащихся? Эти проблемы и решает и использование на уроках лингвистического анализа текста. Тексты, используемые на подобных занятиях, должны иметь ряд особенностей:

1. В ходе анализа текста осуществляется взаимосвязь всех разделов курса русского языка.

2. В тексте представлены различные виды пунктограмм и орфограмм, изученных к моменту анализа текста.

3. Предложены все виды разборов.

4. Тексты являются образцовыми в идейно-тематическом и языковом отношении, направлены на патриотическое воспитание учащихся, а также демонстрируют звучность, выразительность, богатство русского языка.

5. Тексты напечатаны с пропусками на месте орфограмм, знаки препинания не расставлены, так как это должны сделать школьники в процессе анализа текста.

6. Предложенные тексты помогают решать и проблему дифференцированного обучения, поэтому задания должны составляться для трех вариантов: I в.- для сильных учащихся, II в - для средних, III в - для слабо успевающих по предмету. Для каждого варианта должна учитываться степень трудности.

Налаженная систематическая работа по лингвистическому комплексному анализу текста начиная с 5 класса даёт возможность осуществлять на уроках органическую взаимосвязь повторения всех разделов курса русского языка, развития коммуникативных умений и навыков учащихся, обеспечивая эффективное и оптимальное достижение поставленной цели (успешная подготовка к ЕГЭ). Использование лингвистического анализа текста на уроках русского языка с 5 класса один из наиболее эффективных способов подготовки учащихся не только к написанию сочинения во время ЕГЭ, но и предполагает в итоге высокий уровень знаний по предмету, который обеспечит выполнение заданий уровней Аи В, а также способствует и воспитанию эстетического вкуса, любви к родному языку.

Использование на уроках лингвистического анализа текста приводит к тому, что выпускники средней школы свободно пользуются устной и письменной речью в разных жизненных ситуациях, владеют различными видами речевой деятельности - грамотно писать, бегло и осознанно читать, хорошо говорить, правильно понимать чужое устное высказывание. Добиться планируемых программой результатов обучения удается лишь благодаря тому, что работа по анализу текста проходит через весь процесс обучения.

Использование на уроках лингвистического анализа текста помогала и помогает также готовить учащихся и к олимпиадам, одним из заданий которого является анализ текста.

Приложение.