Урок – основная форма обучения в современной школе. Обязательными элементами урока являются актуализация, формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного на практике.
Правильно организованный урок, соответствующий поставленным дидактическим целям, выбранному типу позволит создать условия для продуктивной учебной деятельности учащихся.
При организации учебной деятельности на уроках истории в 5-х классах необходимо учитывать психологические особенности обучающихся. Для каждого возрастного этапа характерны свои особенности восприятия информации, внимания, мышления, памяти. Поэтому учителю при моделировании учебной деятельности необходимо обязательно их учитывать, чтобы создать условия для развития интереса обучающихся к истории, чтобы обучение в целом было эффективным, соответствовало поставленным целям и задачам в Законе об образовании.
Предлагается выделять следующие принципы построения урока:
- каждый урок начинается с четкого определения его конечной цели;
- выбор типа урока;
- учителю необходимо выбрать средства, которые помогут в достижении поставленной цели;
- определение способа достижения цели.
Приведем несколько примеров организации учебной деятельности на уроках истории в 5-х классах.
Каждый урок необходимо начинать с актуализации полученных знаний. Для этого можно раздать обучающимся карточки с заданиями, провести фронтальную тестовую работу, задать вопросы по пройденной теме либо совместить все эти виды работы.
Например, материал по теме “Рим – сильнейшая держава Средиземноморья” можно закрепить тестовыми вопросами, что позволит также выявить пробелы в знаниях обучающихся и начать подготавливать школьников к сдаче экзаменов. Целесообразно раздавать как минимум два варианта тестов.
Вариант 1
Решите тест.
1. Кто такие патриции:
а) потомки древнейших жителей Рима
б) потомки племени этрусков
в) потомки греческих колонистов Италии?
2. Кто, согласно, легенде, был первым царем Рима:
а) Рем
б) Ромул
в) Нумитор?
3. Кто служил в римских легионах в республиканскую эпоху:
а) рабы
б) бедняки
в) земледельцы?
4. Должностные лица, избиравшиеся в республиканском Риме каждый год:
а) сенаторы
б) императоры
в) консулы?
5. Высший орган власти в республиканском Риме:
а) сенат
б) народные трибуны
в) царь?
Вариант 2
Решите тест.
1. Как назывались завоеванные Римом области:
а) “наше море”
б) царство варваров
в) провинции?
2. Жрицы богини огня и домашнего очага:
а) авгуры
б) весталки
в) гаруспики?
3. Народные трибуны имели право произносить слово “вето”. Что оно обозначало?
а) приветствую
б) разрешаю
в) запрещаю
4. Войсковое соединение римской армии:
а) фаланга
б) легион
в) преторий?
5. Имя народного трибуна, который в 133 г. до н. э. принял в Риме земельный закон:
а) Гай
б) Сципион
в) Тиберий?
Ответы:
Вариант 1: 1-а; 2-б; 3-в; 4-в; 5-а.
Вариант 2: 1-в; 2-б; 3-в; 4-б; 5-в.
Большой объем информации, выдаваемый учителем, трудно воспринимается учениками. Поэтому рекомендуется часть учебного материала передать на самостоятельное изучение в виде докладов. Заранее учащийся получает индивидуальное домашнее задание – подготовить сообщение на выбранную учителем тему (историческая личность, отдельный пункт параграфа, произведение искусства и литературы и т. д.). Для того, чтобы доклад функционировал на уроке, необходимо дать к нему задание. Либо ученик, готовивший сообщение дома, сразу к нему разрабатывает вопросы для класса, либо одноклассники в ходе прослушивания доклада придумывают к нему вопросы, утверждения как правильные, так и ложные.
Большие проблемы у пятиклассников вызывает схематизация материала. Для разрешения этой проблемы рекомендуется учить учащихся составлять схемы. Например, при изучении темы “Первые христиане и их учение” можно совместно с детьми составить схему “Части Библии и их авторы”. Перед составлением схемы необходимо прочитать в учебнике соответствующий материал, объяснить значение используемых символов.
Схематизация материала помогает обучающимся лучше усвоить и запомнить учебный материал, выделять главные мысли в тексте.
– | стрелка соподчинения частей от главного к меньшему по значению, от крупного к мелкому, показывает дробление объекта на несколько составляющих частей. | |
– | данная стрелка показывает некое обобщение. В нашем случае дробление составного компонента схемы на части. | |
– | скобка, говорящая о том, что несколько объектов, ее объединенных, связаны некоторыми характерными признаками. |
Также на уроках истории в пятых классах необходимо создавать условия для формирования умений и навыков сравнения учебного материала, сопоставления, умения делать выводы.
Например, можно дать задание заполнить сравнительную таблицу по правлению двух римских императоров Нерона и Траяна. При этом начать заполнять таблицу совместно с обучающимися, а одну-две строки оставить на самостоятельное заполнение.
Так как основным каналом восприятия у пятиклассников является визуальный, рекомендуется заполнение таблицы на интерактивной доске. Плюсом является то, что после окончания работы ученикам можно сразу показать готовый результат.
Сравнительная таблица “Правление римских императоров Нерона и Траяна”
Вопросы для сравнения | Нерон | Траян |
Какое прозвище получили императоры Римской империи | Наихудший. | Лучший из императоров. |
Отношение к рабам | Презирал, не считал за людей. | Улучшил положение рабов, наделил землей – “рабы с хижинами”. |
Отношение к населению государства | Требовал полного подчинения своим приказам, мог наказать любого. | Прекратились казни по ложным доносам, перестали преследовать за неосторожное слово или обидную для императора шутку. |
Отношение к Риму | Пожар в Риме, как думали современники, устроенный Нероном. | Строительство водопроводов, амфитеатров, театров, храмов, портиков, бань. |
Для формирования умений выделять причинно-следственные связи рекомендуется практически каждый урок давать небольшие задания, направленные на поиск причин, основного хода и последствий исторических событий. Для развития умений и навыков выделять главные мысли в тексте хорошо помогает составление плана пунктов параграфа и самого параграфа.
Как показывает практика, чаще всего к пятому классу ученики не умеют составлять план, поэтому предлагается на первых порах проводить эту работу учителю вместе с учениками.
Рекомендуется в конце каждого урока проводить рефлексию, которая позволит выявить пробелы в знаниях обучающихся, что их больше всего заинтересовало, какие ошибки были допущены учителем.
Таким образом, моделирование учебной деятельности обучающихся будет успешным, если учитывать закономерности развития урока, принципы построения учебной деятельности, биопсихофизиологические особенности учащихся.
Литература:
Вигасин А.А. История Древнего мира [Текст]: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин Г.И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2007. – С. 230 – 271.