В качестве измерителей уровня подготовки по русскому языку в школе традиционно используются следующие виды работ: устный опрос, диктант, изложение, сочинение, различные виды работ, связанные с анализом текста, тест. Ни один из указанных измерителей не является универсальным, однако, использованные в комплексе, они дают возможность проверить подготовку учащихся с достаточной полнотой. Знания и учебные умения проверяются с помощью анализа текст (устного или письменного), тестирования.; практическая грамотность (орфографическая, пунктуационная, культурно-речевая)-посредством письменной работы, того или иного вида (диктант, изложение, сочинение), рецептивные коммуникативные умения - посредством анализа текста, продуктивные коммуникативные умения - создание текста.
Предложенный материал проверяет практический уровень владения учащимися русским языком и, как правило, предлагает многоаспектный анализ текста по следующим параметрам:
- композиционно-содержательный анализ текста(определение темы, главной мысли и т.п.);
- стилистический анализ текста (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи);
- типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи);
- языковой анализ отдельных элементов текста (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический анализ);
- анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений ( орфографический и пунктуационный разбор).
Ориентация на анализ текста отражает современный подход в обучении русскому языку на текстовой основе. Такая направленность в обучении изменяет взгляд и на проверку обученности учащихся и помогает не только выявить степень овладения грамматическими и правописными умениями и навыками, способность обобщать и систематизировать изученный материал, но и установить уровень сформированности речевых умений и навыков: речеведческий анализ текста, строить письменное или устное высказывание.
В связи с этим анализ текста сопровождается тремя группами заданий: 1) задания, связанные с речеведческим анализом текста; 2) задания, предусматривающие разные виды языкового анализа; 3) задания на проверку правописания.
Данный текст я предлагаю использовать для проверки знаний и умений и в форме теста. Тестовая работа на уроках помогает организовать планомерную и постоянную работу по освоению учениками лексического богатства языка, по решению проблемы правописания. Содержательно задания теста соответствуют заданиям КИМ для 9 класса: включены задания на понимание значения слова, понимание грамматической конструкции фразы, понимание целого текста. Поэтому в тест включены задания на определение значений слов разных типов, на точное выявление конкретных семантических и иных различий между синонимами, на выявление оценочного компонента в значении слов, на установление тех элементов смысла предложения, которые формально не выражены.
Задания с выбором ответа (А) проверяют точность понимания содержания, понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа текста; опознавание изученных средств выразительности речи.
Задания с кратким ответом (В) проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций учащихся. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами. Проверяя правописную подготовку, следует различать два уровня грамотности - уровень орфографических умений и уровень орфографических навыков. Первый проверяется посредством тестирования, второй - при помощи письменной работы: сочинения. Сочинение относится к комплексным измерителям, где проверяется умение создавать на заданную тему свой текст, при этом выполнять ряд требований при написании сочинения. Кроме того, проверяется орфографическая, пунктуационная, грамматическая, речевая грамотность учащегося, умение создавать логически выстроенный текст типа рассуждения. Содержание заданий соответствует программе 5-7 классов.
1. Тысячи звуков родят..ся весною в оживш..м лесу.
2. Чудится ш..пот еще (не)проснувшейся земли.
3. От пенька на пенек проб..жала тоненько пикнувшая мышь.
4. Прогудел стукнувш..йся о березу и грузно упавший (не)поворотливый жук.
5. С..дящий на (не)ожившем дереве дятел пустил звонкую бараба..ую трель.
6. На макушке березы покрывшейся дымкой молодой листвы громко кукует кукушка и вдруг неожида:о замолкает.
7. Окруж..нный золотым сиянием солнца ворку..т голубь, а притаившийся в еловой чащ.. тихо попискивает рябчик.
8. На закате солнца страшно ухн..т ра..храбрившийся филин.
9. Прокричит бе..шумно пролетающая сова, а со всех сторон отзовутся ей празднующие весну зайцы.
10. А в холодных лужах неустанно поют чему-то радующиеся лягушки.
11. Басом прогудит вылетевший из земно.. убежища шмель.
12.И уж тянет свою песенку первый комар. (По И.Соколову-Микитову.)
Задания:
1. Восприятие текста.
*Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте его. Что отражено вами в заголовке: тема или основная мысль текста?
* Назовите способ и средства связи предложений в тексте.
*Определите стиль текста.
2. Анализ языковых единиц.
*Какой звук произносится на месте пропущенной буквы в слове ш.пот? Как надо писать? Почему?
*Объясни образование и написание выделенных слов. Укажите, к каким частям речи они относятся.
* Назовите несколько групп антонимов.
* Найдите слова, употребленные в переносном значении (эпитеты, метафоры, олицетворения).
*Составьте схемы предложений с однородными членами.
*Проведите синтаксический разбор 5 предложения. Перестройте предложение так, чтобы причастный оборот находился после определяемого слова. Составьте его схему.
3. Правописание.
* Сгруппируйте по названию орфограмм слова с пропущенными буквами и со скобками, объясните их написание.
* Восстановите недостающие знаки препинания в данном тексте. Объясните свой выбор. Составьте схемы.
1. Тысячи звуков родятся весною в ожившем лесу.
2. Чудится шепот еще не проснувшейся земли.
3. От пенька на пенек пробежала тоненько пикнувшая мышь.
4. Прогудел стукнувшийся о березу и грузно упавший неповоротливый жук.
5. Сидящий на неожившем дереве дятел пустил звонкую барабанную трель.
6. На макушке березы, покрывшейся дымкой молодой листвы, громко кукует кукушка и вдруг неожиданно замолкает.
7. Окруженный золотым сиянием солнца воркует голубь, а притаившийся в еловой чаще тихо попискивает рябчик.
8. На закате солнца страшно ухнет расхрабрившийся филин.
9. Прокричит бесшумно пролетающая сова, а со всех сторон отзовутся ей празднующие весну зайцы.
10. А в холодных лужах неустанно поют чему-то радующиеся лягушки.
11. Басом прогудит вылетевший из земного убежища шмель.
12. И уж тянет свою песенку первый комар. (По И.Соколову-Микитову.)
Задания А1-А5 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1-А5 обведите кружком.
А1. На какой вопрос нет ответа?
1) Какие звуки родятся весною в ожившем лесу?
2) Когда прокричит филин?
3) Откуда вылетел шмель?
4) Какую песенку поет первый комар?
А2. Как характеризует автор зайцев в ожившем лесу?
1) Зайцы всегда громко кричат в лесу.
2) Зайцы знают, что где-то опасность , и они трусливо плачут.
3) Зайцы радостно встречают весну.
4) Зайцы не могут знать о приходе весны.
А3. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово "грузно" (предложение 4).
1) сильно
2) неподвижно
3) тяжело
4) неповоротливо
А4. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?
1) (3) От пенька на пенек пробежала тоненько пискнувшая мышь. (11) И уж тянет свою песенку первый комар.
2) (4)Прогудел стукнувшийся о березу и грузно упавший неповоротливый жук. (11) Басом прогудит вылетевший из земного убежища шмель.
3) (7) Окруженный золотым сиянием солнца воркует голубь, а притаившийся в еловой чаще тихо попискивает рябчик. (9) Прокричит бесшумно пролетающая сова, а со всех сторон отзовутся ей празднующие весну зайцы.
4) (8) На закате солнца страшно ухнет расхрабрившийся филин. (10) А в холодных лужах неустанно поют чему-то радующиеся лягушки.
А5. Укажите предложение, в котором не содержится эпитет.
1) Чудится шепот еще не проснувшейся земли.
2) Дятел, сидящий на неожившем дереве, пустил звонкую барабанную трель.
3) От пенька на пенек пробежала тоненько пискнувшая мышь.
4) А в холодных лужах неустанно поют чему-то радующиеся лягушки.
Задания В1-В 8 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1 Замените слово" "убежище в предложении11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 10-12 выпишите слово с полногласным сочетанием в корне.
В3. Из предложений 6-7 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от ее значения.
В4. Из предложений 1-5 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: "В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на -Н, пишется -НН".
В5. Выпишите грамматическую основу предложения 1.
В6. Среди предложений 2-7 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
В7. Среди предложений 6- 8 найдите предложение с причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
В8. Укажите количество грамматических основ в предложении 9. Ответ запишите цифрой.
Часть 2
- Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе только одно из заданий: С1.1 или С1.2
- Напишите сочинение-рассуждение: "С какой целью мы используем причастия в письменной речи?"
- Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте еще раз текст И.Соколова-Микитова.
- Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции причастий.
- Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
- Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл первого предложения текста: "Тысячи звуков родятся весною в ожившем лесу"
- Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
- Приводите примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Ответы к тесту.
А1-4. В1- укрытие
А2-3. В2 - холодных
А3- 3. В3 -притаившийся
А4-4. В4 - барабанную
А5-3. В5 - тысячи звуков родятся
В6 -4,6
В7 -6,2