Цель урока: сформировать представление о растительном и животном мире Южной Америки, характерных природных зонах и их особенностях.
Задачи урока:
обучающие: показать взаимосвязь компонентов природы материка, влияние рельефа, климата и внутренних вод на развитие органического мира Южной Америки;
развивающие: продолжить формирование умений и навыков работы с картографическим материалом, проводить анализ этого материала; развивать способности устанавливать причинно-следственные связи;
воспитательные: воспитывать трудолюбие, максимальную работоспособность на уроке; развивать товарищескую взаимопомощь и поддержку; сформировать у школьников бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийная презентация “Природные зоны Южной Америки”, мультимедийный проектор, экран, компьютер, атласы, учебники, тетради, раздаточный материал, физическая карта “Южной Америки”.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с Южной Америкой. И сегодня я предлагаю совершить путешествие в горы… Перед вами хребет География. В течение урока мы будем преодолевать эти вершины одну за другой. Конечная наша цель гора Успех.
А начать наше путешествие мне хотелось бы с легенды о вожде одного из индейских племён, который посылал юношей на вершину Аконкагуа, самую высокую точку Южной Америки.
“ Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернётся домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги ”, - говорил вождь. Вскоре первый вернулся с дороги и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: “ Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы”. Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: “ Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение ”. Третий с веткой тополя, даже заслужил похвалу: “ Ты добрался до родника ”. Подобное поощрение и четвёртому, с веткой крушины. Пятому, принёсшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: “ Ты был на полпути к вершине”. Последний юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: “ Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величие ”.
Наш урок - это очередной шаг восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень. Хотелось бы, чтобы эти шаги на пути познания были твердыми и уверенными. И вели вас только вперёд, преодолевая любые трудности и преграды. Каждый из вас может сегодня уйти с урока с такими же сияющими глазами. С чувством победы познания нового. Но для этой победы нужно ваше внимание и кропотливая работа.
Итак, отправляемся в путь.
Нам предстоит далёкий путь,
Нельзя присесть и отдохнуть.
Одна гора трудней другой,
Но нам их нужно одолеть…
И вот наш первый переход
Гора Домашняя зовёт.
II. Проверка домашнего задания.
Тест
1. Самый большой речной бассейн имеет река:
А) Парана.
Б) Амазонка.
В) Ориноко.
2. Ярко выраженную сезонность режима имеют реки:
А) Амазонка.
Б) Амазонка и Парана.
В) Парана и Ориноко.
3. Хищные пираньи, электрический угорь, кайманы живут в реке:
А) Парана.
Б) Ориноко.
В) Амазонка.
4. Большое озеро на севере Южной Америки:
а) Маракайбо.
б) Патус.
в) Титикака.
5. Водопад, расположенный на одном из притоков Параны:
а) Анхель.
б) Виктория.
в) Игуасу.
Ответы: 1-б, 2-в, 3-в, 4-а, 5-в.
Перед нами пропасть братцы
Жутко страшно. Не сорваться б.
Чтобы к цели нам придти
И, чтоб пропасть обойти, я даю координаты.
Проверка номенклатуры материала прошлого урока.
1. 600 з.д. и 30 ю.ш. _________________________________
2. 650 з.д. и 70 с.ш. _________________________________
3. 600 з.д. и 310 ю.ш. ________________________________
4. 690 з.д. и 160 ю.ш. ________________________________
5. 630 з.д. и 70 с.ш. _________________________________
Ответы: р. Амазонка, р. Ориноко, р. Парана, оз. Титикака, вдп. Анхель
Продолжаем путешествие.
И теперь наш путь лежит
Через гору Эрудит.
Чтобы преодолеть эту вершину – мы должны изучить новую тему.
III. Актуализация знаний.
Вспомним что такое природная зона? (Определение)
Это крупная территория суши, где сложились определённые взаимосвязи компонентов природы: растений, животных, почв, климата, внутренних вод и т.д.
Зная определение, давайте поставим цель урока.
Предполагаемый ответ ученика: мы должны узнать, как разместились природные зоны на материке Южная Америка, какие там растения и животные.
- Природные зоны в истории Земли менялись неоднократно на всех материках. Облик Земли изменялся из-за движения литосферных плит, разрушения гор, климата.
- Назовите по карте атласа, какие природные зоны существуют сейчас на материке?
- Какие природные зоны самые большие по площади? Чем это объяснить?
Ответ: Большая часть материка лежит в экваториальном и субэкваториальном климате, это области пониженного давления, где преобладает жаркий и влажный климат, поэтому большую часть занимают влажные экваториальные леса.
Рассказ учителя о природных зонах с использованием презентации 1 (по ходу рассказа учащиеся заполняют таблицу).
Влажные экваториальные леса (сельва)
Зона лесов занимает Амазонскую низменность и прилегающие к ней восточные склоны Анд. Сельва – труднопроходимые влажные вечнозеленые леса с огромным разнообразием видов растений и животных. Из растений наиболее характерны шоколадное (какао) и хинное деревья, различные виды пальм, сейба (высотой до 80 метров), древовидные папоротники. Много лиан и эпифитов – орхидеи. Особенно богат животный мир сельвы. Многие животные приспособлены к жизни на деревьях: обезьяны, ленивцы, даже лягушки и ящерицы, много змей в том числе самая крупная на Земле Анаконда. У воды обитают копытные – тапиры и самый крупный грызуна Земле водосвинка капибара. Самый крупный хищник Ягуар.
Саванны
Саванны - занимают Оринокскую низменность большую часть Гвианского и Бразильского плоскогорий. В саваннах Северного полушария среди трав растут пальмы и акации, в Южном полушарии древесная растительность беднее, чаще встречаются заросли кустарников, “бутылочное” дерево, жесткие травы и колючие кустарники, низкорослые редколесья- кебрачо в переводе - сломай топор).Животные не так разнообразны как в Африке. здесь обитают мелкие олени, дикие свиньи – пекари ,броненосцы, муравьеды, из птиц – страус нанду. Высокотравная саванна на широких равнинных берегах реки Ориноко – наз. Льянос. Сухие кустарниковые саванны – это кампос.
Пампа
К югу от саванн раскинулись субтропические степи (пампа). Отмечаем на контурных картах, заполняем таблицу. Пампа обладает плодородными почвами. В растительном покрове преобладают злаки , на заболоченных участках и по берегам рек растут камыши. На юге сухие травы и колючие кустарники. Для открытых пространств пампы характерны быстро бегающие животные, пампасский олень, пампасская кошка, ламы, Много грызунов (нутрия), броненосцы, птицы. Пампа активно используется человеком как естественные пастбища.
Патагония
Полупустыни расположились на юге материка, этот суровый край называют Патагонией. Климат умеренного пояса с малым количеством осадков формируют своебразное природное сообщество из злаков, колючих и вечнозеленых кустарников образующих плотные заросли. Здесь много грызунов, мелких броненосцев. Многие виды растений и животных одомашнены и имеют большую хозяйственную ценность.
Природная зона | Почва | Растительность | Животный мир |
Влажные экваториальные леса (сельва) | Красно-желтые ферраллитные | Сейба, дынное дерево, шоколадное дерево, пальмы, фикусы, гевея, кувшинка Виктория регия | Ягуар, капибара, анаконда, колибри, туканы, попугаи, пираньи (р. Амазонка) |
Саванны и редколесья (льянос) | Красные ферраллитные | Злаковые и бобовые травы, пальмы, мимозы, бутылочное дерево, кебраччо | Олень, свиньи-пекари, броненосец, крокодил, ягуар, пума, муравьед, страус нанду |
Субтропические степи (пампа) | Красновато-черные плодородные | Пампасская трава, ковыль, бородач, дикое просо | Пампасский олень, пампасская кошка, лама, страус нанду, грызуны |
Полупустыни и пустыни (Патагония) | Серо-коричневые, серо-бурые | Скудная: злаки, колючие кустарники, кактусы | Грызуны, вискаша, нутрии. |
Леса умеренного пояса | Лесные буроземы и подзолистые | Южный бук, магнолиевые, бамбук, папоротники | Очковый медведь, шиншилла, ламы |
- Какие новые необычные названия природных зон вы сегодня услышали впервые? (Сельва, кампос, льянос, пампа, патагония). Запишите в листок открытий их определения, заучите и перескажите друг другу.
- Ребята, давайте сделаем вывод: все природные зоны отличаются друг от друга различием растений и животных, природные зоны разнообразны, имеют большую протяжённость, изменяются вслед за климатом. Разные природные зоны находятся в разных климатических поясах.
Задание для закрепления. Игра “Крестики – нолики” (презентация 2).
Подведение итогов.
Задание на дом.
- § 44,
- составить туристический маршрут по самым известным местам Южной Америки.
Рефлексия. Подведём итог урока, и каждый из вас оценит свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется |
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно |