Задача: Работа над языковой деятельностью.
Цели:
- Знакомство с анализом текста.
- Повторение стилистических, лексических, синтаксических, морфологических законов построения текста.
- Использование объяснительно – иллюстративного метода с помощью м/м проектора.
- Развитие творческого и познавательно-поискового интереса учащихся через знакомство с современными компьютерными технологиями.
- Формирование устойчивого интереса и желания применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития.
Материал к уроку:
- Карточки с текстом для каждого ученика.
- Тетради рабочие по русскому языку.
- Презентация по теме “Комплексный анализ текста и информационные технологии”.
- ПК и м/м проектор.
Тип урока: Урок закрепления знаний, умений и навыков (урок в 7-ом классе)
Ход урока
1. Введение
Учитель русского языка: Ребята, сегодня урок подготовлен вместе с учителем информатики. Вы вместе подобрали материал по тематике урока, а она обработала его с помощью компьютерных технологий и сегодня проиллюстрирует наш урок.
Учитель информатики на протяжении всего урока работу учителя русского языка сопровождает демонстрацией слайдов. (Приложение 1)
Учитель русского языка просит учеников записать в тетрадь число и тему урока. (Слайд 2)
Учитель русского языка и учитель информатики сообщают ученикам о цели урока. (Слайд 3)
Учитель русского языка: Прочитайте слова, выясните их значение.
- Нравственность – правила, определяющие поведение: духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе и выполнение их, поведение.
- Эстетика.
- Этика.
- Интерпретация. (Слайд 4)
Знание значений этих слов нам понадобиться при анализе текста.
2. Работа с текстом
Учитель русского языка: Перед вами текст. Послушайте его содержание.
Учитель русского языка читает текст (Приложение 1). Звучит музыка скрипка (Приложение 2).
Учитель русского языка: Перед вами автор
этого текста. Андрей Платонович Платонов
(Клеменков). 1899–1951 гг. (Слайд 5)
Мы видим изображение писателя в разные годы
жизни. Студент, военный корреспондент, муж и отец,
инженер-электрик, строитель, а мы знаем его как
замечательного писателя.
Это его литературное наследие. Это романы,
рассказы, повести, сказки, очерки, статьи. (Слайд
6)
Цель его творчества – открыть истинный смысл и
правду жизни, помочь людям стать лучше. Какие
произведения вы уже читали?
Есть у него рассказ “Любовь к Родине, или
Путешествие воробья (Сказочное происшествие)”.
Отрывок из этого произведения я вам прочитала,
его мы и будем анализировать. (Слайд 7)
3. Анализ текста
Учитель русского языка: Докажите, что это текст? Определите основную мысль, как его можно озаглавить? (“Старый скрипач”.)
– Что автор сообщает о музыканте? Почему он
играет? (Зачитать.)
– Определите тип речи, стиль? Найдите признаки
художественного стиля.
Итак, автор рассказал нам о старом скрипаче, для
которого очень важно было играть для людей.
А для чего он это написал?
Какая проблема поставлена им?
Учитель русского языка записывает на доске. Ученики записывают в тетради.
Жизненные ценности
Материальные Близкие |
Духовные Нравственные |
– Ребята, как вы понимаете значение этих слов?
Посмотрим, как создан образ скрипача?
Каковы его жизненные ценности?
Непритязателен Бескорыстен |
Потребность быть полезным Любовь к искусству Любовь к людям |
– Какой художественный приём применяет автор
для создания этого образа?
А людям нужна его игра? Почему? Зачитать. (Слайд
8)
Учитель русского языка (читает). (Слайд 9) Где
обычно играл скрипач?
Памятник А.С. Пушкину в центре Москвы, на тверском
бульваре. Самое оживлённое, любимое место
москвичей, гостей города. (Слайд 10)
Жизнь людей, которые любят, понимают, увлекаются
искусством, богаче, возвышеннее, интереснее.
Таков скрипач. И автор поднимает его на
пьедестал. С одной стороны это позволяет быть
увиденным, а можно считать, что это делает его
духовно выше (поднимает над людьми).
Почему его автор поставил играть у памятника
Пушкину?
Что у них общего?
Скрипач стоит высоко, но не рядом. Почему?
Какое слово их разделяет? (Почти.)
Вот так можно интерпретировать этот текст.
Учитель русского языка: Что использует писатель прежде всего, чтобы создать произведение? На какую тему подобрана лексика?
1. Нравственно – этическая лексика.
Найти, выписать эти слова.
а) Глубина человеческих сердец, мысли, добро, счастье, славная жизнь, мужественная сила.
б) Памятник Пушкину, смычок скрипки, музыка, пьедестал, мир искусства, стихи.
2. Художественно – изобразительные средства.
Найти:
а) художественная деталь;
б) олицетворение: музыка обещает, утешает;
в) антонимы.
3. Синтаксические средства.
а) Предложения сложные.
б) Осложнены причастными, деепричастными оборотами.
– Запишите предложение и выполните синтаксический разбор.
Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной мужественной силой.[1]
– Выполним морфемный разбор слова раздавались.
Раздавать – раздать – дать.
4. Морфологические средства
а) Слова с чередующимися гласными.
Собирались, вынимали, положить.
б) Выписать наречия.
в) Слова с частицами не – ни.
Не знал, не приносит, никакого, некоторые.
5. Итог урока
Учитель русского языка: Какие стороны текста мы рассмотрели в ходе анализа?
(Выслушиваются ответы учащихся.)
6. Домашнее задание
Учитель русского языка: Ответьте письменно на вопросы:
- В какой взаимосвязи находятся жизненные ценности?
- Чему вы отдаёте предпочтение?
- Всем ли людям доступно испытывать эстетическое наслаждение?
7. Итог урока
Учитель информатики: Применение новых информационных технологий перспективно в преподавании и изучении русского языка. Они позволяют давать иллюстрации текста, картин, музыки, видео на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения предмета. В их основе заложено существенное повышение наглядности, активизации познавательной деятельности учащихся, расширения кругозора. (Слайд 11).
Звучит музыка скрипка (Приложение 3).
Литература
Рассказы / [Предисл. А. Акимовой; Рис. В. Куприянова]. – Л.: Дет. лит., 1985. – 112 с.: ил. – (Школ. б-ка. Для нач. шк.). Содерж.: Неизвестный цветок: (Сказка-быль); Июльская гроза; Никита; Цветок на земле; Сухой хлеб; Еще мама; Разноцветная бабочка; Любовь к родине, или Путешествие воробья: (Сказоч. происшествие).