Школа – это открытая социально-педагогическая система, которая создается обществом и призвана выполнять социально-значимые функции. По мере обновления общества и изменения социального заказа меняется и школа. Основополагающие государственные документы последних лет ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:
- школа является важнейшим фактором развития личности;
- школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
- систему образования и школу необходимо постоянно развивать.
Развитие школы без освоения новых идей невозможно, необходим инновационный процесс.
Установка на личностное развитие предполагает выделение в качестве основных критериев инновационной образовательной системы следующие:
– свободный доступ учащихся к информации, приобщение к культуре, творчеству;
– сохранение жизни, физического, психического и нравственного здоровья учащихся;
– способность системы образования включать не только познавательные, но и
социальные программы, направленные на решение жизненных проблем учащихся;
– способность инновационной образовательной системы адаптироваться к
потребностям каждого ребенка, индивидуализировать обучение и воспитание;
обеспечить морально-психологическую комфортность учащихся;
– демократическое устройство совместной жизни учащихся и педагогов.
Данные критерии инновационной образовательной системы нашли отражение в Программе развития школы на 2006–2010 учебные годы. Одной из задач, успешно решаемых коллективом школы, это использование современных образовательных технологий, которые являются обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
Каков же эффект использования современных образовательных технологий?
Для этого следует разобраться со смыслом термина “эффект”.
Эффект – это средство, прием для создания определенного впечатления, а также само создаваемое впечатление; результаты каких-либо причин. Таким образом, эффект – это действие, впечатление. Поэтому надо выяснить, чем производить это впечатление, каким действием. Смысл, заложенный в этом понятии, углубить позволяют однокоренные слова. Например, эффективный, что значит продуктивный, производительный, результативный.
Часто проблема измерения эффективности ограничивается определением качества усвоения знаний, хотя очевидно, что понятие эффективности той или иной образовательной технологии зависит от ее потенциала, от ее направленности. Поэтому на научно-методическом совете школы были определены критерии определения эффективности использования инновационных технологий:
- Уровень использования современных образовательных технологий.
- Уровень оснащенности компьютерной техникой и владения ПК.
- Уровень готовности педагогов к инновационной, экспериментальной деятельности.
- Уровень развития когнитивной сферы учащихся.
- Уровень мотивации к обучению.
- Участие учащихся в проектной деятельности и творческих конкурсах.
- Сформированность потребности в здоровом образе жизни.
- Степень удовлетворенности школьной жизнью учащихся и родителей.
За анализируемый период (3 года) наблюдается положительная динамика использования современных образовательных технологий. В ходе проведенной диагностики были отмечены следующие системные эффекты.
100% педагогов владеют информацией о современных педагогических технологиях.
Коллективом школы используются:
Технология развивающего обучения – 82 %
Эффективность использования: формирование умения и желания учиться, развитие инициативности, интереса к учению. Всесторонне гармоничное развитие личности ребенка.
Технология проблемного обучения – 78 %
Эффективность использования: овладение способами самостоятельной деятельности, умения видеть проблему, искать варианты решения, формировать выводы.
Технология разноуровнего обучения – 95 %
Эффективность использования: вовлечение в учебную деятельность всех учащихся, обучение в соответствии с индивидуальными возможностями.
Проектная технология – 72 %
Эффективность использования: формирование исследовательских, информационных, коммуникативных компетенций. Создание условий для организованной деятельности и сотрудничества.
Игровая технология – 84 %
Эффективность использования: реализация потребности личности в самовыражении. Формирование творческого отношения к действительности.
Технология обучения в сотрудничестве – 82 %
Эффективность использования: развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей.
Здоровьесберегающая технология – 100 %.
Эффективность использования: создание и укрепление физического и психического здоровья детей.
Информационно– коммуникационная технология – 85 %
Эффективность использования: повышение эффективности урока за счет использования мультимедиа средств, Интернет – технологий. Формирование информационной и коммуникативной компетенций.
Компьютерная грамотность педагогов.
индикатор | 2006–2007 | 2007–2008 | 2008–2009 | эффективность |
% педагогов, владеющих ПК | 65% | 89% | 100% | увеличение на 35 % |
% педагогов, активно использующих ИТ в учебном процессе | 10% | 25% | 37% | увеличение на 27 % |
Эффективное использование средств ИКТ всеми участниками образовательного процесса, возможно при соответствующей подготовке. 60 % педагогов прошли обучение по использованию ИКТ. В школе для учителей проводятся курсы и консультации по темам “Создание таблиц и диаграмм”, “Работа в сети Интернет. Электронная почта”, “Работа с интерактивным оборудованием”. В целях повышения эффективности работы школа делает ставку на формирование собственной кадровой политики, способствующей созданию коллектива педагогов, готовых к творчеству и инновации. Пристальное внимание уделяется вопросам аттестации педагогических кадров.
индикатор | 2006–2007 | 2007–2008 | 2008–2009 | эффективность |
ВКК | 42 | 46 | 53 | увеличение на 11 % |
IКК | 52 | 49 | 44 | снижение на 8 % |
IIКК | 6 | 5 | 3 | снижение на 3 % |
Состав учителей с ВКК возрос на 11 %, что является доказательством эффективности методической работы.
Учитель, способный и готовый к осуществлению инновационной деятельности в школе, сможет состояться тогда, когда он осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование. На базе школы в 2007 г. открыта областная экспериментальная площадка по теме: “Комплексная информационно-образовательная среда в познавательной деятельности учащихся”. Мы столкнулись с проблемой готовности учителей участвовать в экспериментальной деятельности. Поэтому ядром диагностики ОЭР стала идея выявления и изучения инновационного потенциала учителя, который определяет его готовность совершенствовать свою педагогическую деятельность и подтверждает наличие средств и методов, обеспечивающих эту готовность.
Уровень готовности педагогов к инновационной, экспериментальной деятельности.
индикатор | 2007–2008 | 2008–2009 | 2009–2010 | эффективность |
% педагогов, участвующих в экспериментальной деятельности | 9 % | 15 % | 23 % | Увеличение на 14 % |
Передовой педагогический опыт учителей обобщается и распространяется в школе, районе, регионе через открытые уроки, мастер-классы, выступления на конференциях. Только в этом учебном году педагоги выступили на региональных конференциях: “Компетентностный подход в образовании как основа реализации стандартов второго поколения: от теории к практике”, “Профессиональный портрет педагога”, провели открытые уроки в рамках областных курсов повышения квалификации, на базе школы прошел районный семинар “Особенности УМК Гармония” и т.д.
За последние три года увеличилось количество публикаций педагогов, раскрывающих эффективные педагогические технологии, применяемые в школе.
Публикации педагогов.
индикатор | 2006–2007 | 2007–2008 | 2008–2009 | эффективность |
Количество публикаций, раскрывающих эффективные педагогические технологии, применяемые в школе. |
2 | 7 | 15 | увеличение в 7,5 раз |
Использование современных образовательных технологий позволило подготовить контингент учащихся, имеющих возможность обучаться на повышенном уровне требований. В школе реализуется предпрофильная подготовка и профильное обучение, что позволило создать условия для личностного и профессионального самоопределения школьников, апробируются новые учебные программы (экономика, право, информационное моделирование), разработаны и ведутся элективные курсы. Для формирования устойчивой мотивации к учебной деятельности и формирования профориентации ведется элективный курс “В поисках своего призвания”. На старшей ступени реализуется социально-экономический профиль, который является наиболее востребованным в микрорайоне. Реализуя данный профиль, школа активно сотрудничает с высшими учебными заведениями: Российский Государственный социальный университет, Институт Менеджмента, Маркетинга и Финансов.
Количество выпускников школы, поступивших в ВУЗы.
индикатор | 2006–2007 | 2007–2008 | 2008–2009 | эффективность |
% выпускников, поступивших в ВУЗы | 57 % | 58 % | 76 % | увеличение на 19 % |
% выпускников, поступивших в ВУЗы по профилю | 68 % | 70 % | 72 % | увеличение на 4 % |
Количество учащихся школы 10–11 классов, обучающихся по индивидуальным планам, возросло с 10 % до 16 %.
Важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки, создавался благоприятный микроклимат в классе и в школе. По результатам психологических исследований за три года снизился уровень школьной тревожности на 10 % и уровень мотивации к обучению повысился на 8,5 %.
Сегодня как сотни и тысячи лет назад, встречаются учитель и ученик. Между ними – океан знаний и рифы противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одарит постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытой жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Творческих успехов и эффективной работы.