Превращение веществ. Роль химии в жизни человека

Разделы: Химия


Цель урока:

  1. Дать представление о физических и химических явлениях и их различиях; Сформировать первоначальное понятие о химической реакции; Продолжить формирование понятий о предмете химии.
  2. Развитие познавательного интереса школьников, логического мышления, умения увязывать теоретический материал с практическим применением;
  3. Воспитание интереса к предмету химия.

Оборудование: мультимедийный проектор, СD – диски с физическими и химическими явлениями, реактивы, пробирки, спиртовка, спички, держатель.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I.. Организационный момент. Приветствие, проверка отсутствующих, постановка целей урока. (1–2 мин)

II. Проверка знаний учащихся.

1. Какие вещества называют простыми, а какие – сложными? Из нижеперечисленных названий выпишите отдельно названия простых и сложных веществ: кислород, вода, ртуть, оксид меди, железо, водород, сульфид железа, оксид ртути.

2. Как можно доказать, что кислород, ртуть и водород – простые вещества, а вода и оксид ртути – сложные вещества?

3. Чем отличаются по составу и свойствам смеси от химических соединений? Приведите примеры и проведите опыт. Оборудование: пробирка, держатель, спиртовка, спички, реактивы (Fe, S, Mg).

4. Что называют химическим элементом? Почему нельзя отождествлять понятия: “химический элемент”, “простое вещество”, “атом”? тестовое задание:

А./ В каких фразах говориться о водороде как о простом веществе, а в каких – как об элементе:

  1. Водород входит в состав воды;
  2. Воздушный шар наполнен водородом;
  3. Водород собрали в колбу;
  4. Газ метан состоит из водорода и углерода.

Б./ В каких фразах говориться о цинке как о простом веществе, а в каких – как об элементе:

  1. Железо покрыто цинком;
  2. Порошок цинка смешан с порошком серы;
  3. Оксид цинка состоит из цинка и кислорода;
  4. В состав белил входит цинк.

5. Задания для отдельных учеников на описание свойств выданных образцов отдельных веществ: сахара, меди, воды, парафина; на различие понятий “Химический элемент” и “простое вещество”; на различие понятий “тело” и “вещество”; на определение формы существования химического элемента. (Работа в группах.)

6. Заполните пустые клетки русскими названиям химических элементов: Ag, Br, Fe. H, O, J, Sn. (Знакомство со знаками химических элементов, учащиеся находят знаки по таблице Менделеева Д.И., опережающее задание.)

5. Разгадайте кроссворд, ключевым словом является профессия, связанная с химией: (знакомство со знаками химических элементов, по таблице Менделеева Д.И.)

1. Cl 2. Zn 3. Br 4. K 5. Ni

Проведение физминутки, гимнастика для глаз.

III. Объяснение нового материала.

 
  Примеры  
 

Объяснение нового материала сопровождается демонстрацией физических (таяние льда и кипение воды, диффузия одеколона с горячей лампочки накаливания) и химических явлений (получение углекислого газа и помутнение известковой воды при его пропускании через нее), и снова физических явлений (выпаривание полученного раствора хлорида кальция на часовом стекле).

Закрепление изученного материала: определить, где физические, а где химические явления:

  • При сжигании желтой серы образуется газ с резким запахом;
  • При стоянии стакана с водой в холодильнике образуется лед;
  • Горение древесины (опыт);
  • Испарение воды (опыт);

Самостоятельно, с самопроверкой (5–7 мин). Определить где физические, а где химические явления:

  • Ржавление гвоздя;
  • При растирании в ступке кристаллов медного купороса и серы образуется порошок зеленого цвета;
  • Плавление парафина;
  • Образование облаков;
  • Скисание молока;
  • Таяние льда.

– учащиеся меняются листочками с самостоятельной работой и проводят взаимопроверку. Один ученик работает у доски (4 мин).

– задания для всех учащихся: привести примеры физических и химических явлений из жизни:

  • Гниение органических веществ;
  • Образование инея;
  • Подгорание пищи на перегретой сковороде;
  • Ржавление железа;
  • Испарение или замерзание воды и т.д.

IV. Рассказ с элементами беседы о значении химии в жизни человека. Раскрытие диалектического единства противоположных понятий – антонимов “хемофилия” (любовь к химии”) и “хемофобия” (страх к химии).

V. Подведение итогов урока (обобщается материал учащимися, заключительное слово учителя)

Значение физических и химических явлений велико, эти явления происходят вокруг нас. Например, испарение воды, конденсация водяных паров и выпадение дождя составляют круговорот воды в природе. В промышленном производстве металлам, пластмассам и другим материалам придают определенную фому (при штамповке, прокате) и в результате получают разнообразные предметы.

Большое значение имеют химические реакции. Они используются для получения металлов, а также пластмасс, медикаментов, минеральных удобрений и т.д. Во многих случаях химические реакции служат источником получения энергии различных видов.

Сложные биохимические процессы, протекающие в организмах растений, животных и человека, связаны с различными химическими превращениями.

Д.З. учить § 2, упр 2,3,4. Физические и химические явления изобразить в картинках, презентации по теме урока.