Цели:
- Развитие умения находить слова с безударной гласной и проверять написание безударных гласных в корне (овладение способом проверки)
- Формировать умение находить проверочные слова.
- Развитие этики ответственности в отношении с природой.
Ход урока
1. Организация класса.
- Вспомните, как в безветренную погоду опадают с деревьев листья. Они летят медленно покачиваясь из стороны в сторону, и тихо ложатся на землю. Постарайтесь сесть так же тихо.
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем составлять мозаику из листьев. После каждого вида работы на доске будет появляться листочек. В конце урока увидим, какой узор нам удалось составить.
3. Проверка домашнего задания.
- Какие слова могут быть проверочными?
(На доске появляется кленовый лист)
4. Чистописание.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)
- С какой буквы начинается это слово?
- Какой порядок слов представлен в следующей цепочке?
Де ддее дддеее:
- Напишите эту цепочку букв до конца строки в указанной последовательности.
- Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?
Лист на дереве полон, так и сеять полно.
- Спишите, пользуясь памяткой "Как списывать?"
(На доске появляется кленовый лист)
5. Словарная работа.
- Послушайте загадки и запишите отгадки.
Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан
Белый сарафан. (Береза)
Что за дерево стоит
Ветра нет,
А лист дрожит? (Осина)
В сенокос она горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка? (Рябина)
- Что это за дерево?
- Дерево зеленеет зимой и летом. Листья у него в виде иголок или длинной хвои. Шишки круглые, небольшие. (Сосна)
- Проверьте правильность написания слов по словарю, пользуясь памяткой "Как пользоваться орфографическим словарем?"
- Какое слово лишнее? Почему? (В слове сосна безударную гласную можно проверить.)
- Нужно ли перед записью проверять это слово? Почему?
- Сегодня на уроке мы будем говорить о проверяемых безударных гласных в корне.
(На доске появляется кленовый лист)
6. Способы проверки.
А) Один-много..
- Как изменится слово "сосна", если оно будет обозначать два или несколько таких деревьев? Что случилось с безударной гласной?
- Сделайте вывод, как проверить безударную гласную в корне?
Б) Работа в группах по карточкам.
1. Измени слово так, чтобы оно обозначало один предмет.
Л(и,е)сты
В(е,и)тра
Сн(и,е) га
- Какой можно сделать вывод?
2. Подбери однокоренное слово с помощью суффикса -ушк.
Тр(а,о)ва
З(и,е)мА
СКВ(а,о)рец
- Как проверить безударную гласную?
3. Подбери однокоренное слово, отбросив суффикс.
Цв(е,и)ток
Л(и,е)сток
В(е,и)рхушка
Вывод.
4. Образуй от данных слов однокоренное слово, которое отвечает на вопросы "Что?" или "Какой?"
Зацв(е,и)тать
П(е,и)стреть
Зел(е,и)неть
Вывод.
- Как проверить безударную гласную в корне? (Чтение правила в учебнике.)
(На доске появляется кленовый лист)
7. Физминутка "Ветер дует нам в лицо".
8. Закрепление.
Игра "Чей ряд лучше?" (Работа с сигнальными карточками "Светофор")
Зима, осень, холод, сады, прямая, весенние, кленовые, колючие.
(На доске учитель отмечает количество ошибок, допущенных учащимися того или иного ряда. Устно называют проверочные слова.)
(На доске появляется кленовый лист)
Упражнение 1. Прочитайте предложения. Напишите по выбору два из них, в которых все слова (кроме предлогов) имеют безударную гласную.
Желтели, золотились листочки в саду.
Журавли летели через поля, леса, города.
Дрозды поедают рябину, чернику.
Качает ветвями косматая седая сосна.
Вечерняя тишина висит над рекой.
(На доске появляется кленовый лист)
Упражнение 2. Определите в какой роли выступает каждое предложение и напишите их в следующем порядке: сначала причина, затем следствие. Вставьте нужные буквы.
С (о, а) ва и филин охотятся ночью. Дн (и,е) вной свет для глаз с (о,а) вы и филина ярок и неприятен.
(На доске появляется кленовый лист)
Упражнение 3. Найдите в стихотворении слова с безударной гласной.
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной: .
- Составьте и запишите свою зарисовку, употребив слова с безударными гласными, использованные поэтом.
(На доске появляется кленовый лист)
9. Итог урока.
- Вот какую мозаику из листьев мы с вами составили. А можно ли просто так собирать букеты из листьев и цветов?
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
10. Домашнее задание. "В помощь учителю"
- Выбери из словаря 10-12 слов на темы: "Растения", "Животные". Пиши слова на листочке в столбик, оставляя "окошки" на месте орфограмм.