Цель: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью моделей.
Задачи:
- Закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета.
- Научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений.
- Обучить самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель.
Оборудование:
Модели: предмет, признак предмета, действие предмета, модель-алгоритм синквейна, игрушка “Ежик”.
Оргмомент
Здравствуйте, ребята! Отгадайте, кто к нам пришел в гости?
Ночью ходит, днем он спит,
Если сердится – ворчит.
Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Ну, конечно, это – Ежик.
Основная часть
1 этап – подготовительныйНа этом этапе вводится понятие: “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное, актуализируется номинативная лексика.
Предъявляется модель - предмет
Рисунок 1
Кто это? - Ежик: “слово-признак”, предъявляется модель-прилагательное актуализируется адъективная лексика.
Предъявляется модель - признак предмета
Рисунок 2
Ежик какой?
- Колючий, дикий, маленький, добрый, серый.
- “Слово-действие”, предъявляется модель-глагол, актуализируется предекативная лексика.
Предъявляется модель-действие предмета
Рисунок 3
Ежик что делает?
- Фыркает, спит, сворачивается, ловит.
Алгоритм составления синквейна
Модель синквейна
Рисунок 4
- Предмет (тема) – одно слово-существительное.
- Два прилагательных по теме.
- Три глагола по теме.
- Предложение по теме.
- Ассоциация по теме: одно слово-предмет.
Пример синквейна.
Рисунок 5
1. Ежик
2. Cерый, колючий
3. Фыркает, спит, сворачивается.
4. Мне нравится маленький ежик.
5. Лес.
Итог:
Дома нарисуйте ежика и сочините свой синквейн, а на следующем занятии мы с вами устроим конкурс на лучшее стихотворение.