Урок по алгебре для 9-го класса "Функция y = ax². Ее график и свойства"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока:

  • ввести понятие квадратичной функции;
  • выработать у учащихся умение стоить график функции у=ах2;
  • сформулировать свойства функции у=ах2.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, раздаточный материал.

План урока

Этап урока Содержание (цель) этапа Время (мин)
1 Организационный момент Нацелить учащихся на урок 1
2 Проверка домашней работы Коррекция навыков разложения квадратного трехчлена на множители 5 (4)
3 Устная работа Актуализировать у учащихся имеющиеся знания о графике и свойствах функции у=х2 5 (4)
4 Изучение нового материала Ввести понятие квадратичной функции, сформулировать ее свойства 10 (9)
5 Тренировочные упражнения Формировать умение строить график функции у = ах2 и формулировать ее свойства 17 (15)
6 Упражнения для повторения Повторить применение разложения на множители квадратного трехчлена для сокращения дробей 3
7 Итог урока Обобщить теоретические сведения, полученные за урок 2
8 Сообщение домашнего задания Разъяснить содержание домашнего задания 2
Всего: 45(40)

Ход урока

1. Организационный момент (Слайд 1, 2)

2. Проверка домашней работы (выборочно)

3. Устная работа

Задание 1 (Слайд 3)

Необходимо вспомнить названия функций, сопоставить формулы функций с их названиями. В каких координатных четвертях расположены графики перечисленных функций?

Учащиеся могут самостоятельно выполнить предложенное задание и оценить уровень знаний по правилу: сколько верных ответов, таковы оценка за данное задание.

На вопросы, вызвали затруднение в выборе верного ответа у некоторых учащихся, ответят ребята, которые безошибочно справились с заданием.

Задание 2 (Слайд 4)

Перечислите свойства квадратичной функции у=х2.

Предлагается последовательно назвать:

– область определения функции;

– область значения функции;

– промежутки возрастания и убывания;

– наименьшее и наибольшее значение функции;

– ось симметрии;

– вершину параболы.

Вышеуказанные вопросы поочередно появляются и исчезают с графика функции по щелчку мышки.

4. Изучение нового материала

Объяснение нового материал можно построить по плану:

1. Рассмотреть задачи, приводящие к понятию функции вида

у = ах2 + bх + с,

где а, b, с – некоторые числа,

а ≠ 0 , х – независимая переменная.

а) (Слайд 5)

Мяч бросают вертикально вверх с начальной скоростью 25 м/с. Выразите высоту z мяча (в метрах) через время полета t (в секундах). Сопротивление воздуха пренебречь.

Учащимся нужно вспомнить некоторые факты из физики:

Вблизи поверхности Земли, при условии отсутствия заметного влияния атмосферы скорость тела, брошенного вертикально вверх, изменяется во времени по линейному закону:

При этом времена движения тела вверх и вниз оказываются равными друг другу:

Графиком зависимости координаты от времени является квадратичная парабола с ветвями, направленными вниз:

По данной формуле ответьте на вопросы:

– Почему у параболы ветви графика направлены вниз?

– Как выглядит формула, если подставить условия задачи?

–Как будет меняется высота, если время t будет принимать значения: 1 с, 2 с,2,5 с, 4 с, 5 с, 6с?

б) (Слайд 6)

Из прямоугольного листа картона нужно сделать коробку, вырезав по углам квадраты и загнув края вверх. Лист имеет размеры 40 х 30 см. Выразите площадь дна коробки через сторону вырезаемого квадрата.

Предложить обозначить высоту коробки через х, а затем выразить длину и ширину дна коробки и найти искомую площадь.

S(x) = (40 – 2х)(30 – 2х).

Раскрыв скобки и приведя подобные слагаемые получим ещё один пример квадратичной функции:

S(x) = 4x2 – 140х + 1200.

По данной формуле ответьте на вопросы:

– Куда направлены ветви параболы?

– При каких значениях высоты площадь равна нулю?

– Назовите интервал значений высоты, при котором площадь существует.

в) (Слайд 7)

Выразите площадь боковой поверхности куба от его ребра. Пусть ребро куба равно а, тогда формула будет иметь вид:

S(a)=4a2

2. Дать определение квадратичной функции. (Слайд8)

(Слайд 9, 10)

3. Рассмотреть по учебнику (п. 5) график и свойства функции у=ах2. Построить графики функций у=2, у=1/2х2, у=-2х2, у=-1/2х2 и записать их свойства (Приложение 1)

5. Тренировочные упражнения (Слайд 11)

№ 90 – на доске и в тетрадях (на миллиметровой бумаге)

№ 94 – самостоятельно с последующей проверкой

№ 97 – устно

6. Упражнения для повторения

№ 104 – по вариантам с последующей проверкой

7. Итог урока (Слайд 12)

Игра “Вопрос – ответ”. Повторение свойств функции у=ах2.

8. Домашнее задание (Слайд 22)

п. 5 (стр. 28)

№№ 91, 92, 96 (устно), 103

заполнить таблицу (Приложение 2)

Используемая литература

  1. Алгебра-9:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2010.
  2. Изучение алгебры в 7–9 классах/ Ю. Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, С.Б. Суворова.. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Уроки алгебры в 9 классе: книга для учителя / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. – М.: Просвещение, 2008.
  4. Алгебра: дидактические. материалы для 9 класса / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Алгебра и геометрия: Методика и практика преподавания в 9-11 классах: Анализ программ, тематическое и календарное планирование, дидактические материалы, контрольные задания/ Давыдова И.Л. Кожарин А.Ф. Лебедев В.К. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  6. Татьяна Ерина: Поурочное планирование по алгебре: 9 класс: к учебнику Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк и др. – М.: Экзамен, 2008.
  7. Методика преподавания физики в 8-9 классах общеобразовательных учреждений: Книга для учителя/ Гладышева Н.К. Нурминский И.И. – М.: Просвещение, 2001.