Цели урока:
- Повторить и закрепить в памяти учащихся тему "Морфемика" на примере анализа текста.
- Совершенствовать умение правильно членить слово на морфемы, находить слова с чередованием в корне слова.
- Повторить тему “Лексика”, синтаксический разбор предложения.
- Формировать навыки работы с текстом, с тестами.
- Воспитывать в учащихся добрые чувства: любовь к природе, настойчивость, трудолюбие, любознательность.
I. Организационный момент (проверка готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих…).
II. Слово учителя.
– Ребята, сегодня нам предстоит встреча с замечательным человеком, благородным, настойчивым, умным, интересным рассказчиком. С кем мы встретимся, вы узнаете чуть позже. И мне бы хотелось, чтобы ум, целеустремленность, работоспособность стали и вашими качествами. А возможность проявить их вам предоставляется именно сейчас, на этом уроке. Сегодня мы повторим только что изученную большую тему “Морфемика” (Слайд 1 презентации к уроку (Приложение 5)). Мы повторим правописание корней с чередованием, вспомним морфемы, их значения. Нам предстоит большая, но интересная работа. Откроем тетради, запишем тему урока “Морфемика (повторение)”. Что изучает морфемика? Что такое морфема?
III. Словарная работа (Слайд 2).
Профессия, маршрут, путешественник, мечта, стремиться.
– Все эти слова связаны с человеком, встреча с которым нам предстоит. С любым из этих слов составьте и запишите предложение. Можно несколько слов использовать.
IV. Упражнение на проверку домашнего задания. Некоторые учащиеся выполняют задания на карточке (можно подготовить задание на базе домашнего упражнения (Приложение 1)). Один ученик исправляет ошибки в предложениях, написанных на доске (Лист фанеры лижал на комнях и пенгвины на нем устроили танци. В пургу пенгвины лажатся на камни. Наконец он решился и подошол краю сколы. Остров весь каменный, ни одной тровинки не ростет.) Остальные учащиеся работают с небольшими тестами (Приложение 2, раздать заранее) на многие виды орфограмм, изученных по теме “Морфемика”. (Проверка работы ученика у доски. Проверка тестов и заданий на карточках – после урока)
V. Повторение темы “Морфемика” на базе анализа текста
– В руках я держу книгу замечательного писателя Геннадия Снегирева (Слайд 3). Предложения, написанные на доске, ошибки в которых мы исправили, взяты из этой книжки.
Геннадий Яковлевич Снегирев – москвич, родился 20 марта 1933 г. Отец его погиб в сталинских лагерях, мама работала библиотекарем. Мальчик с детства узнал, что такое нужда и голод. После начальной школы учился в ремесленном училище (были тогда такие учебные заведения, где подростков обучали рабочим профессиям). Но училище закончить не пришлось: надо было зарабатывать на жизнь.
В тринадцать лет будущий писатель начинает работать в Московском университете. Здесь ему встретился человек, заменивший отца, – ученый Лебедев Владимир Дмитриевич.
Вместе – учитель и ученик – лечили рыб, делали раскопки на Чудском озере, изучали рыбьи кости и чешую (оказывается, по чешуе, как по срезу дерева, можно определить, сколько лет рыбе). Однажды в отсутствие учителя ученик впервые вывел в аквариуме дальневосточную креветку и амурскую рыбку бычка. Здесь, в университете, Г. Снегирев начал заниматься боксом (мальчишкам надо уметь постоять за себя) и, хотя был худым, даже тощим, небольшого роста, стал чемпионом Москвы среди юношей наилегчайшего веса. Но, видимо, сказались недоедание и большие физические нагрузки – в шестнадцать лет у него обнаружился порок сердца. Врачи сказали: лежать. Лежал год, потом решил: лучше пойти в ледовое плаванье, куда мало кто шел, и направился с экспедицией зимой 1951/52 г. из Владивостока к берегам Чукотки. Ученые изучали глубоководных рыб Охотского и Берингова морей. Из экспедиции юный исследователь вернулся здоровым. Теперь его заинтересовали бобры. Целый год он ловил этих удивительных зверьков в глухих болотах Белоруссии и в товарных вагонах перевозил их для расселения на приток Иртыша, реку Назым. Наблюдал, как они расселяются, живут, и позже описал в цикле рассказов “Бобровая хатка”, “Бобровый сторож”, “Бобренок”. В 1964 г. вместе со своим учителем, теперь уже профессором Лебедевым, Снегирев отбыл в необыкновенную экспедицию – на спасательной шлюпке, без мотора, под парусом, без запаса продуктов, имея при себе лишь соль, сахар, спиннинг для ловли рыбы и карабин для охоты. Путешественники за два лета проделали экспериментальный рейс на выживание по сибирской реке Лене.
Экспериментаторы не только выживали, но и изучали экологические изменения Якутской тайги и реки Лены. Об этом путешествии была позже написана книга “На холодной реке”. Потом было еще много путешествий, смена профессий (Снегирев был и погонщиком оленей на Чукотке, и егерем в заповеднике).
(Слайд 4) Но делом жизни стали книги, которые родились из устных рассказов своим друзьям и товарищам по спортивной секции. Книги эти поразительны, исполнены удивления и восхищения увиденным в многочисленных путешествиях. Они пользуются неизменным успехом и много раз переиздавались.
– Ребята, а как бы вы назвали такого человека? Придумайте слова, которыми бы можно было назвать Геннадия Снегирева. Для этого я предлагаю использовать такие суффиксы: -тель, -ец, -ик, -ист (Слайд 5). Что они обозначают? (Названия профессий, лиц по роду их занятий). (Писатель, мечтатель, борец, полярник, натуралист).
– Перед вами отрывок из рассказа Г. Снегирева (Приложение 3, заранее раздать каждому ученику). Давайте прочитаем его (Слайд 6):
Весной в горах лежит белый-пребелый сверкающий снег. И солнце здесь горит ярче, чем вн...зу в д...лине, где уже пр...билась первая р.. .стительность.
Ч...рный ворон молча обл...тает горы. Д...леко слышен ш...рох его крыльев, даже говорливый горный ручей не может их приглушить. Медленно кружит ворон летит от одной в...ршины к другой. Внезапно раздае...ся глухой шум падающей снежной лавины. Справа нав...рху в...днеются облака снеговой пыли.
(По Г. Снегиреву)
– Ребята, докажите, что это текст. Какие средства связи между предложениями используются в этом тексте? К какому стилю и к какому типу речи отнесем мы этот отрывок? Определите основную мысль отрывка и озаглавьте текст.
– Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объяснить графически правописание. (Ученики работают с напечатанным для каждого текстом. Один ученик вслух комментирует свою работу. По мере выполнения на экране в презентации последовательно меняются Слайды с 7 по 20.)
– Какие эпитеты использует автор, описывая красоту снега в горах. Найдем их (белый-пребелый, сверкающий) (Слайд 21). Подберите синонимы к слову “сверкающий” (искрящийся, переливающийся, блестящий). А теперь подберем антонимы (тусклый, матовый).
– Ребята, как вы думаете: слово “горит” (Слайд 22) однозначное или многозначное? (Многозначное.) Что оно означает? (Ответы детей.) (Слайд 23, по щелчку появляются разные значения) Горит – охватывается пламенем, горит – ярко светит, горит на работе – быстро и хорошо работает.) В нашем тексте это слово в каком значении употреблено?
– А в каком значении употребил автор слово “говорливый”? (Сайд 24) (В переносном. Значит, “бурлящий, шумный”.)
– Сделаем синтаксический разбор последнего предложения (Слайд 25 как фон).
– Следующее задание: в рабочей тетради сделать морфемный разбор слов “облетает”, “горный”, “приглушить”, “наверху”. Найдите еще в тексте слова без окончания.
– Найдите в тексте однокоренные слова и формы слов в горах, облетает, наверху, приглушить (Слайд 26). (В целях экономии времени дети по-прежнему работают с напечатанным материалом, пишут прямо на листе). (Однокоренные: в горах, горный; снег, снежной, снеговой; облетает, летит; наверху, от вершины; приглушить, глухой. Формы слова: в горах, горы.) Почему к однокоренным словам вы не отнесли слово “горит”? На листе с текстом к напечатанным словам снег, внизу, молча, не может, приглушить, кружит, вершины, глухой, облака, взятыми из этого текста, самостоятельно напишите слова с чередованием согласных в корне слова (снег – снежный, внизу – ниже, молча – умолк, не может – не могу, приглушить – глухой, кружит – круги, вершины – верх, глухой – глуше, облака – облачный). (Проверка.)
– А теперь поиграем в игру “Составь слово” (Слайд 27). От слова “пингвиненок” нужно взять корень, от слова “слониха” – суффикс, от слова “стремилась” – окончание. Какое слово у нас получится?.. Верно – “пингвиниха” (Слайд 28). Вот так слово! Нет такого слова в словарях. А Геннадий Снегирев именно так придумывал слова. Это его слово. Понятно, что оно обозначает? (Да, самку пингвина).
– Смотрите, какие еще слова придумал Снегирев (Слайд 28 по щелчку): “рябчата”, “рябчиха”, “чайчата”, “чайчонок”, “сорочата”, “чомгоята”. Все эти слова взяты из очерков Г. Снегирева “Рябчата”, “Остров серебристых чаек”, “Птенцы сороки”, “Чомгоята”. Что они обозначают? Что помогло писателю придумать эти слова? (Суффиксы.) (Слайд 29) Какое значение имеют эти суффиксы? Попробуйте свои необычные слова придумать с помощью этих суффиксов. (Ответы учащихся) Ребята, так имеет право составлять слова только признанный писатель. А мы с вами сейчас просто играли.
– Итак, какой важный раздел языка мы повторили на уроке? (Морфемика.) Верно. И помогла нам сделать это встреча с интересным человеком. О ком мы узнали на уроке? (О Геннадии Снегиреве.) (Слайд 30)
– Писатель Константин Георгиевич Паустовский писал о нем: “Многие рассказы Снегирева ближе к поэзии, чем к прозе, – к поэзии чистой, лаконичной и заражающей читателя любовью к родной стране и природе во всех ее проявлениях – и малых, и больших”.
– Ребята, к большому сожалению, этот неутомимый путешественник, потрясающий знаток зверей и птиц в 2004 году умер. Но для нас он навсегда останется жить, он будет жить в своих книгах. На память об этом писателе я вам сейчас раздам 4 небольших рассказа: “Маленькое чудовище”, “Бобренок”, “Белек” и “Отважный пингвиненок” (Приложение 4). Я думаю, они вам понравятся и вы захотите прочесть другие его произведения. От души желаю этого!
VI. Задание на дом:
Прочитайте эти рассказы и выпишите из любого из них 10 слов с чередованием гласных и согласных в корне слова, выделяя корень и подчеркивая чередующиеся гласные и согласные.