Коррекционно-развивающая программа для детей, не готовых к школьному обучению

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


Проблема готовности ребенка и детской популяции в целом к началу школьного обучения рассматривалась в течение последнего десятилетия практически всеми авторами, работающими в «детстве». 

Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» (И.В. Дубровина).

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.

Актуальность программы

Коррекционно-развивающая программа для учащихся с низким уровнем готовности к школе является актуальной на современном этапе развития начальной школы, так как она способствует целенаправленному психологическому развитию учащихся.

Анализ результатов обследования готовности к школьному обучению показал, что у учащихся  не готовых к школьному обучению низкий уровень развития психических функций  (памяти, внимания, мышления, моторики и координации движений, речи) учебной мотивации. Недостаточная развитость произвольности лежит за многими учебными затруднениями, за плохой дисциплиной, неумением самостоятельно работать в классе и дома. 

Прежде чем приступать к занятиям необходимо в течение месяца с начала учебного года:

1. Провести диагностику актуального развития познавательных процессов, мышления, эмоционально-волевой сферы.

2.  Организовать психолого-педагогическое наблюдение с це­лью выявления основных, актуальных проблем  детей, возни­кающих в учебной деятельности. На что, прежде всего стоит обратить внимание: 

  • темп деятельности, скорость включения ребенка в работу; 
  • утомляемость, как долго ребенок способен находиться в рабочем ритме;
  • принятие инструкции (письменной и устной);
  • принятие учебной задачи;
  • реакции на оценку и отметку, как часто учитель использует дисциплинарные воздействия.

Цель программы: помочь ребенку поверить в собственные силы, способствовать стабильному формированию  и развитию качеств необходимых систематическому школьному обучению.

Задачи:

1. Развитие познавательной сферы (память, внимание, мышление, речь)
2. Формирование познавательной и учебной мотивации
3. Развитие умений общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию

Программа реализуется на основе психодиагностики (Семаго Н., Семаго М. Психолог-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения. М., 2005 г.), которая проводится 2 раза. Первый раз при выявлении детей не готовых к систематическому школьному обучению, второй после проведенной коррекционной работы.

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения,        психологического обследования.

Организация занятий.

Занятия проводятся с группой, состоящей из 8-10 человек, 1-2 раза в неделю. Длительность занятия от 30 до 40минут в зависимости от желания и работоспособности детей. Программа состоит из 10 занятий

Пространство кабинета организовывается таким образом, чтобы получилось три условных круга: свободное от мебели пространство, в котором можно легко перемещаться, танцевать; круг из стульев; столы для работы.

К концу занятий у обучающихся должны сформироваться следующие умения и навыки:

– устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
– основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
– адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя;
– адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;

повыситься:

–  уровень работоспособности;
–  уровень развития мелкой моторики пальцев рук;
– уровень развития памяти;  внимания,  мышления,
– уровень  интеллектуального развития;

Поурочные разработки занятий в Приложении.