Проблема готовности ребенка и детской популяции в целом к началу школьного обучения рассматривалась в течение последнего десятилетия практически всеми авторами, работающими в «детстве».
Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» (И.В. Дубровина).
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.
Актуальность программы
Коррекционно-развивающая программа для учащихся с низким уровнем готовности к школе является актуальной на современном этапе развития начальной школы, так как она способствует целенаправленному психологическому развитию учащихся.
Анализ результатов обследования готовности к школьному обучению показал, что у учащихся не готовых к школьному обучению низкий уровень развития психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики и координации движений, речи) учебной мотивации. Недостаточная развитость произвольности лежит за многими учебными затруднениями, за плохой дисциплиной, неумением самостоятельно работать в классе и дома.
Прежде чем приступать к занятиям необходимо в течение месяца с начала учебного года:
1. Провести диагностику актуального развития познавательных процессов, мышления, эмоционально-волевой сферы.
2. Организовать психолого-педагогическое наблюдение с целью выявления основных, актуальных проблем детей, возникающих в учебной деятельности. На что, прежде всего стоит обратить внимание:
- темп деятельности, скорость включения ребенка в работу;
- утомляемость, как долго ребенок способен находиться в рабочем ритме;
- принятие инструкции (письменной и устной);
- принятие учебной задачи;
- реакции на оценку и отметку, как часто учитель использует дисциплинарные воздействия.
Цель программы: помочь ребенку поверить в собственные силы, способствовать стабильному формированию и развитию качеств необходимых систематическому школьному обучению.
Задачи:
1. Развитие познавательной сферы (память,
внимание, мышление, речь)
2. Формирование познавательной и учебной
мотивации
3. Развитие умений общаться, адекватно вести себя
и реагировать на ситуацию
Программа реализуется на основе психодиагностики (Семаго Н., Семаго М. Психолог-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения. М., 2005 г.), которая проводится 2 раза. Первый раз при выявлении детей не готовых к систематическому школьному обучению, второй после проведенной коррекционной работы.
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования.
Организация занятий.
Занятия проводятся с группой, состоящей из 8-10 человек, 1-2 раза в неделю. Длительность занятия от 30 до 40минут в зависимости от желания и работоспособности детей. Программа состоит из 10 занятий
Пространство кабинета организовывается таким образом, чтобы получилось три условных круга: свободное от мебели пространство, в котором можно легко перемещаться, танцевать; круг из стульев; столы для работы.
К концу занятий у обучающихся должны сформироваться следующие умения и навыки:
– устойчивая положительная мотивация на
учебную деятельность;
– основные мыслительные операции (анализ,
сравнение, обобщение, синтез, умение выделять
существенные признаки и закономерности);
– адекватное восприятие обучающимися
действительности и самого себя;
– адаптивность поведения обучающихся в
соответствии с ролевыми ожиданиями других;
повыситься:
– уровень работоспособности;
– уровень развития мелкой моторики пальцев
рук;
– уровень развития памяти; внимания,
мышления,
– уровень интеллектуального развития;
Поурочные разработки занятий в Приложении.