Открытый урок по литературному чтению в 4-м классе. И.С. Тургенев. "Воробей"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обсудить тему любви в жизни человека.
  • Воспитывать любовь к окружающему миру.
  • Научить анализу художественного произведения.

Задачи:

  • Познакомить с биографией И.С.Тургенева; его произведением «Воробей». Продолжить работу над совершенствованием  навыка выразительного чтения.
  • Развивать умение работать с текстом, составление диафильма.
  • Развивать устную речь учащихся: умение задавать вопросы , отвечать на вопросы; развивать умение анализировать, обобщать; умение работать в группах.
  • Воспитывать нравственность через анализ художественного произведения; воспитывать доброту, отзывчивость.

Оборудование

У каждого на парте: текст произведения «Воробей» И.С.Тургенева (Приложение 1); 2 сердца: алое и розовое.
У учителя: портрет И.С.Тургенева, большое сердце, стрелы с надписями: Родина, животное, школа, родные, учитель, друзья, противоположный пол, игрушка, мама, искусство, основа для диафильма.
Для словарной работы: аллея сада, жертвовать, детище, благоговеть.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами на уроке  поговорим о любви…

2. Подготовка к восприятию

– Что такое любовь? Как вы понимаете? (Любовь – это чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту.)
– А кого или что любите вы? (Маму, кошку, игрушку, школу, учителя и т. д.)

При каждом ответе детей на доске появляется стрела к сердцу.

– А когда любишь, как относишься к объекту любви? (Бережно, аккуратно, заботливо, уважительно и т.д.)
– А теперь посмотрите на  стрелы и скажите: сколько стрел, из тех которые есть на доске, пронзают ваши сердца?
– Какие у вас любвеобильные сердца.

3. Пресс-конференция

– Сегодня мы будем читать произведение И.С. Тургенева. У него тоже было очень любвеобильное сердце. У писателя было много друзей, он очень любил родную природу. И всю жизнь любил одну женщину.
Вот его портрет.
Наверное, вам хотелось бы узнать что-то из биографии И.С.Тургенева. Сейчас вам представиться такая возможность.
– Сейчас здесь состоится пресс-конференция. Кто знает, что это такое? (Пресс-конференцией, называется также встреча государственных общественных деятелей, учёных и др. с журналистами для беседы и ответов на их вопросы)
– Представим, что здесь сейчас перед нами окажется сам: И.С.Тургенев. Подумайте, что бы вы хотели узнать о нём. Задайте вопрос, но помните, что И.С.Тургенев может быть с  нами всего лишь 5 минут.
– Итак…(учитель одевает шляпу  и плащ и становится на время И.С. Тургеневым)
…Здравствуйте, ребята. Меня зовут Иван Сергеевич Тургенев. Мне сообщили, что вы бы хотели что-то узнать обо мне и моем творчестве.
Ну что ж, я готов ответить на ваши вопросы. (Учитель должен хорошо знать биографию И.С. Тургенева. – Приложение 2)

Учащиеся задают вопросы.

– Ну что ж, наше время истекло, на этом мы с вами закончим. Приятно было с вами пообщаться.

Учитель: Вот такой интересный человек был И. С. Тургенев.

4. Физминутка.  Игра  «Синица-страус»

Учитель говорит «синица»- дети приседают, а если «страус» – встают. Учитель пытается запутать детей и делает всё наоборот.

5. – Сейчас мы с вами прочитаем произведение Ивана Сергеевича Тургенева.

– А как оно называется, вы узнаете, отгадав загадку:

Чик, чирик! К зёрнышку прыг!
Клюй не робей! Кто это?..  «Воробей».

– Правильно. Произведение называется « Воробей», но сначала посмотрим, какие слова могут нам встретиться в тексте.

6. Словарная работа

(Учитель открывает на доске запись слов, выбранных для словарной работы).

АЛЛЕЯ САДА – дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам.
ДЕТИЩЕ – тоже, что ребёнок (сынили дочка) (устар.)
ЖЕРТВОВАТЬ – подвергать опасности; поступаться  чем-нибудь, ради чего-нибудь.
БЛАГОГОВЕТЬ – относиться сглубочайшим почтением; очень сильно любить.

7. Первичное восприятие

Чтение текста учителем.

8. Проверка

– Почему И.С.Тургенев назвал свое произведение «Воробей»?
– Какой момент рассказа наиболее напряженный? (Кульминационный)
– Охотник – это кто?

9. Чтение и анализ произведения

Давайте прочтем текст ещё раз вместе.

Вопросы к тексту:

1. Почему автора восхитилпоступок птицы
2. Почему собака начала «красться»?
3. Какие слова говорят, что это был маленький птенец?
4. Почему птенец оказался на дороге и сидел неподвижно?
5. Как взрослый воробей кинулся на защиту птенца?
6. Как можно было сказать по-другому?
7. Как вы думаете, испытал ли воробей страх, увидев приближающуюся собаку? Какие слова это доказывает?
8. Почему же воробей победил свой страх и был готов пожертвовать собой?
9. Какая сила, сильнее его воли, сбросила воробья с дерева?
10. Скажите, а какая главная мысль рассказа?

– Любовь, которая сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (Повесить эти слова на доске.)

10. Работа с диафильмом

– Если бы по мотивам рассказа И.С. Тургенева «Воробей» снимали бы кинофильм, то что бы мы увидели сначала? А потом?.. и т.д.

– К сожаленью, мы с вами не сможем снять кино, но сможем сделать диафильм. Что такое диафильм?

У. Я нарисовала рисунки к рассказу.

– Сейчас я их вам раздам. Вы должны их подписать предложением или частью предложения из текста. Работать будете по группам. Вы помните, как нужно работать по группам?

Правила:

1. В группе должен быть ответственный.
2. Работать должен каждый на общий результат.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Если не понял, переспроси.
5. Свое несогласие выскажи вежливо.

а) Формирование групп

б) Обобщение. Групповая работа

– Итак, ответственные групп выходите к доске.
– Ребята, давайте построим ребят в той последовательности, в которой шёл рассказ. (Коллективная работа)

На доске прикреплена пленка для диафильма, но без кадров.

– Давайте вклеим туда картинки. (Ребята прикрепляют картинки).
– Чего не хватает? (Названия диафильма.)

Клеим.

– А теперь давайте прочтем, что у нас получилось?

Ребята зачитывают подписи – каждый свой кадр.

– Вот такой замечательный диафильм у нас получился.

в) Подведение итогов

У. Как рассказ «Воробей» перекликается с темой нашего урока: «любовь»?
Д. Воробей любил своего птенца и кинулся на его защиту несмотря ни на что.
У. Ребята, посмотрите на наше сердце со стрелами. Какой стрелочкой мы обозначили эту любовь, которую описал И.С.Тургенев. (Стрелочка: любовь родных)
У. Ребята, у нас с вами большие горящие сердца, которые излучают любовь, но ведь мы её можем очень быстро израсходовать и сердце погаснет. Как быть?
Д. Кроме того, что мы отдаем, мы ещё и получаем любовь. Стрелочки двойные., поэтому сердца горят всегда. (Стрелочки отогнуть.)

11. Итог урока

– Ребята, что мы поняли сегодня на уроке? (Любовь сильнее смерти и страха смерти.)
– Какие этапы урока были? 

12. Оценка урока

– У вас на столе есть два сердца- красное и розовое. Оцените этот урок. Если он вам понравился, прикрепите на доску красное сердце, а если не очень, то розовое. (На доске мелом нарисовано сердце, к которому дети крепят сердца.)

– Спасибо за ваши оценки. Они важны для меня. Я вам желаю, чтобы ваши сердца горели всегда.