Учебник " Математика", 1 класс, 1часть (авторы И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина).
Рабочая тетрадь " Математика" 1класс, 2 часть (авторы Е.Б. Бененсон, Л. С. Итина).
Цели урока:
- учить располагать числа в порядке возрастания или убывания;
- повторить прямой и обратный счет в пределах 10;
- сравнение множеств на основе установления взаимно однозначного соответствия;
- развитие аналитической деятельности, наблюдательности;
- воспитание интереса к уроку математике.
Оборудование:
- раздаточный материал по математике,
- 1 варианту - эмблемы "Земля".
- 2 варианту - эмблемы "Марс", карта Солнечной системы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня вы, ребята, не просто ученики. Вы - "земляне" и "марсиане".
И мы с вами отправимся в путешествие по Солнечной системе.
Нам поручено с тобой, провести урок такай,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Чтобы правильно считать и чтоб в космос нам слетать,
Нужно дружно жить и в чудо надо верить.
Приготовиться к пуску. Пуск.
Прямой и обратный счет 1-10, 10-1 (по числовой лесенке).
2. Определение темы урока.
Скомандует диктор: "Внимание! Взлет".
И наша ракета помчится вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой Земли.
Кто знает, какая первая планета у нас на пути? (Меркурий).
На этой планете узнаем цель нашего путешествия. Для этого нужно научиться строиться по росту в порядке увеличения и уменьшения.
К доске выходят 9 ребят. Им даются карточки с цифрами от 1 до 9 .Один ученик строит ребят по росту. Дети показывают свои карточки.
Как построились ребята в порядке увеличения или в порядке уменьшения?
Постройте иначе!
Догадались, чем мы будем заниматься на уроке?
Как расположены цифры у вас на столе?
Сделай иначе.
3. Актуализация знаний.
Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать, надо много уметь.
И при всем при этом, вы замети-ка,
Очень важная наука "Математика".
Вторая планета:(Венера).
1Повторение цифр. (Учитель читает загадку, дети показывают цифру).
Похожа цифра на гусенка
С длинной шеей, тонкой - тонкой. (2)Гляди-ка цифра эта - стул,
Который я перевернул. (4)Похожа цифра на замочек -
Сверху крюк, внизу кружочек. (6)Цифра эта так вкусна:
Из двух бубликов она.(8)Цифра словно кочерга, -
У нее одна нога. (7)
- Расположи эти числа в порядке увеличения.
- Почему так считаете?
- Расположи эти числа в порядке убывания.
- Докажи свою правоту.
2. Положите на парту 3 круга и 3 квадрата. Теперь возьмите 4 фигуры. Какие фигуры оказались у вас в руках.
Дети находят 3 ответа.
4. Физкультминутка.
Корабль качается - раз,
Корабль качается - два,
Корабль качается - три,
В космическом танце замри.
5. Работа по теме.
Планета Земля.
Открой учебник стр.72. №141 ( открой тетрадь).
Напиши сколько котят в каждой корзине.
Числа расположены по порядку? (Нет).
Перепиши эти числа в порядке увеличения.
Перепиши эти числа в порядке уменьшения.
Сравни котят в крайних корзинах. Запиши равенства или неравенства. 2 < 5
Сравни котят в корзинах, соседней со средней корзиной. Запиши равенство или неравенство. 4 > 3.
Сравни общее число котят в двух крайних корзинах с общим числом котят в корзинах между ними. 7==7
Запиши к данному рисунку другие равенства и неравенства.
Игра "Робот".
Мы все роботы. Ведущий говорит куда двигаться по бумаге. А мы повторяем за ним.
- 1 клеточка вниз вправо;
- 2 клеточки вниз;
- 1клеточка вниз вправо;
- 4 клеточки влево;
- 1 клеточка вверх вправо;
- 2 клеточки вверх;
- 1 клеточка вверх вправо.
На что похож наш рисунок? (На ракету).
6. Физкультминутка.
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок на планеты.
На какую захотим -
На такую полетим.
Сравнение планет Солнечной системы с Землей. Учитель показывает планету, а дети руками показывают "больше", "меньше".
Учитель показывает набор картинок. Если предметы расположены в порядке возрастания, дети встают. Если - в порядке убывания, дети приседают.
7. Продолжение работы по теме.
Математика сложна, но скажу с почтением,
Математика нужна всем без исключения.
Планета Юпитер
Учебник стр.73 №143
Какие вопросы можно поставить к рисунку?
Дети задают вопросы и отвечают на них.
Ответы показывают на пальцах.
Обозначьте числом количество перьев в хвосте у птиц.
Наведите порядок в ряду чисел.
8. Повторение изученного.
Учебник стр.73. №144
Дружба - великая сила.
Дружбой умей дорожить,
Знай что без дружбы хорошей -
Нельзя на Сатурне прожить.
Дети работают в парах. "Марсиане" объясняют "Землянам" и наоборот.
9. Закрепление изученного.
Работа в "Рабочей тетради №2" стр.6-7, №9, 12
Откроем свои "бортовые журналы" и запишем все новое что мы узнали.
10. Итог урока.
Возвращаться нам пора.
По местам мои друзья.
Из полета возвратились.
И на Землю опустились.
- Что понравилось на уроке?
- Чему научились?
- Что значит: расположить числа в порядке возрастания и в порядке убывания?
- Как расположены были планеты на нашем пути? (в порядке увеличения).
- Увеличения чего? (расстояния).
Итак, друзья, внимание.
Звенит уже звонок.
Друг другу улыбнитесь.
Закончился урок.
Литература.
- В.В. Захарова, М.В.Серова "Поурочные разработки по математике".
- И.Г.Юдина, Е.А. Смирнова "Поурочные планы".
- Журнал "Начальная школа" № 3 1990 г. Игра-путешествие "Летим в космос".