Цели:
- Познакомить учащихся с новыми понятиями “экологическая безопасность”, “цепь загрязнения”, “экология”;
- Показать учащимся, что Природа – наш общий дом; бережем дом – бережем здоровье;
- Учить соблюдать правила личной экологической безопасности;
- Обогащать словарный запас учащихся, развивать речь и мышление;
- Воспитание экологической культуры учащихся.
Оборудование:
- презентация “Экологическая безопасность”;
- экологическая карта Камчатки;
- карточки для работы в группах;
- карточки с названиями рек, вулканов Камчатки;
- таблички с новыми словами; словари;
- текст с информацией об электромобиле;
- костюмы (судья, природа).
Ход урока
1. Организационный момент. Энергизатор.
Учитель: Отвечаем, запоминаем.
Вам тепло? Да.
Вам светло? Да.
Прозвенел звонок? Да.
Уже закончился урок? Нет.
Хотите учиться? Да.
Можете садиться.
2. Актуализация ранее изученного.
Учитель: Сегодня мы заканчиваем изучение раздела “Наша безопасность”. Как
вы понимаете слово безопасность?
Учащиеся: Безопасность – защита от опасности.
Учитель: Какие опасности могут угрожать жизни и здоровью человека?
Учащиеся: животные, ядовитые грибы, ядовитые растения, окно, балкон и др.
3. Усвоение нового материала.
На доске изображен дом с ребусом, в котором зашифровано “экологическая безопасность”.
Учитель: На что похоже?
Учащиеся: На дом.
Учитель: В котором мы с вами живем. По-гречески дом называется “ЭКОС”.
(Табличка на доске.)
“ЭКОС” – ДОМ “ЛОГОС” – УЧЕНИЕ, НАУКА |
Учитель: Как называется наука о нашем общем доме?
Учащиеся: экология.
Учитель: расшифруйте тему сегодняшнего урока.
Экологическая безопасность
Учитель: Оказывается, опасности могут нас поджидать и в нашем общем доме,
в окружающей нас среде. И виноват в этом чаще всего сам человек.
Скажите, ребята, а в мире людей, где доказывается виновность и торжествует
справедливость?
Учащиеся: В суде.
Учитель: Попробуем сейчас со всей строгостью взглянуть на содеянное в
природе человеком. Мы открываем судебный процесс. Внести облачение главного
судьи! (судья облачается, кладет руку на Красную книгу и дает клятву)
Клятва:
Клянусь достойно вести этот судебный процесс, выслушать все обвинения и дать слово защитникам. Клянусь вынести единственно верный приговор.
Учитель: Как вы думаете, кого мы будем судить?
Учащиеся: Людей, человека.
Учитель: Приготовьтесь защищаться. А кто пострадал от деятельности людей?
Учащиеся: Природа (входит ребенок в костюме “Природы”)
Природа:
Я – природа. Я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за соучастье наградить –
В моей все это власти! –
Гриб в лесу, ромашку на лугу,
Небо в час восхода и заката, иву над рекой.
Только ты мой дар, мое ученье
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам – мое творенье!
И у нас с тобой одна судьба.
Учитель: Назовите три самых необходимых компонента для жизни человека.
Учащиеся: Воздух, вода, продукты питания.
Учитель: Поговорим о воздухе.
Групповая работа.
1-я группа | В словаре найти определение “атмосфера” (газовая оболочка, окружающая планету) |
2-я группа | Что из перечисленного загрязняет воздух? Вулканический дым, деревья, лесные пожары, животные, выхлопные газы автомобилей, водоемы, дым из труб кочегарок и заводов, дым сигарет, комнатные растения. |
3-я группа | Разделите загрязнители воздуха на две группы: Вулканический дым, лесные пожары, дым из труб кочегарок и заводов, выхлопные газы автомобилей. |
4-я группа | Прочитайте и приготовьтесь рассказать об электромобиле (информация подготовлена учителем). |
Проверка работы. Ответы учащихся.
Вывод: Источники загрязнения воздуха бывают двух видов:
Естественные |
Искусственные |
Вулканы, лесные пожары | Дым из труб заводов и кочегарок. Выхлопные газы автомобилей. |
Судья: Слово предоставляется главному обвинителю.
1-й обвинитель: Ежегодно в атмосферу Земли выбрасывается сотни тонн
вредных веществ, которые никуда не исчезают. Потом мы ими дышим. В последние
годы наибольшее количество вредных веществ в атмосферу выбрасывается с
выхлопными газами автомобилей.
2-й обвинитель: Особенно опасны для жизни и здоровья людей радиоактивные
осадки. Это пыль и капельки влаги, которые приносятся ветром с территорий, где
происходят испытания ядерного оружия или произошли аварии на атомных
электростанциях.
Судья: Что можете сказать в защиту человека? Что нужно делать человеку,
чтобы предотвратить загрязнение воздуха?
Учащиеся: Электромобиль (4 группа), воздушные фильтры на трубы, сажать
деревья, выключать двигатели машин, работающие при длительной стоянке, не курить
в общественных местах.
Инсценировка стихотворения.
Судья: обвиняемый, расскажите, что вы делали в воскресенье?
1-й ученик:
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят! Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят,
Мы по берегу пошли и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там – пустые банки.
И, как будто нам назло, даже битое стекло!
Мы по бережку прошли, место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели; жгли костры, бумагу жгли –
Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!
Учитель: Приходилось ли вам наблюдать такие картины в природе?
Вспомните, что происходит с мусором и бытовыми отходами в природе, которые остаются после человека? Куда может попасть весь мусор, если его оставить на берегу реки?
2-й ученик:
Мы прошли, конечно, мимо…
– Эй, ребята! – крикнул Дима –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид! Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костер, в футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых наши склянки, две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести.
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Учитель: Вот такая грустная история! Что забыли сделать ребята, уходя
домой? Мы не случайно отправились гулять к реке. Второй фактор воздействия на
человека вода.
3-й ученик: Люди издавна стремились селиться там, где была вода. Вода
была необходима не только для питья, но и для бытовых нужд, как средство защиты
от неприятеля и удобный путь сообщения.
Работа в парах
Учитель: Соедините название города с названием реки, на которой он стоит.
г. Париж | Авача |
г. Елизово | Москва |
г. Москва | Сена |
п. Тигиль | Нева |
п. Озерной | Тигиль |
г. Санкт-Петербург | Озерная |
Судья: Обвинение предлагает к просмотру видеоролик “Загрязнение
водоемов”.
3-й обвинитель: Что же сейчас происходит с водоемами? Человек загрязняет
их сточными водами промышленных и коммунальных предприятий, выбросами водного и
автомобильного транспорта. Соли различных тяжелых металлов попадают в водоемы и
их поглощают водные растения. Далее водные растения поступают по цепочке питания
к растительноядным животным, а затем к хищным.
Работа с учебником.
Учитель: Откройте учебник на стр.29. Рассмотрите рисунок. Проследите цепь
загрязнения и расскажите, что произошло с рыбой.
Учащиеся рассказывают по рисунку.
Учитель: Прочтите, что называют цепью загрязнения.
Учащиеся: Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Ее называют цепью
загрязнения.
Физкультминутка.
Учитель: Соберем цепочки загрязнения (у учащихся на спинах карточки с рисунками; координаторы помогают).
1-я цепочка: рыба – уха – человек
2-я цепочка: гриб – суп грибной – человек
3-я цепочка: черемша – пучок черемши – человек
Учитель: Загрязняя воздух и воду, человек получает продукты питания,
содержащие вредные вещества. Как прервать цепь загрязнения, чтобы не приносить
вреда здоровью человека?
Учащиеся: Не ловить рыбу в грязных водоемах; не собирать грибы и ягоды
рядом с дорогами и др. А самое главное не загрязнять водоемы, леса.
4. Обобщение и закрепление.
Учитель: Так что же такое “экологическая безопасность”?
Учащиеся: Это защита от вредного воздействия загрязненной окружающей
среды.
Зрительная гимнастика: Определение “экологическая безопасность” разбито на слова, слова расклеены по всему классу. (Дети из слов составляют определение.)
Учитель: Давайте создадим круг экологической безопасности. Для этого необходимо исключить из круга все, что опасно для нас и нашего дома (учащиеся с карточками на спине встают в круг, снимая друг с друга таблички с изображенными на них загрязнителями).
5. Итог урока.
Судья: Рассмотрев сегодняшнее дело, суд выносит приговор: “Человек, ты должен не только уметь защитить себя от вредного воздействия окружающей среды, но и сам, не становиться источником загрязнения природы!”
Выставление отметок за работу на уроке.
Энергизатор.
Вам тепло? Да.
Вам светло? Да.
Прозвенел звонок? Да.
Уже закончился урок? Да.
Получили “пять”? Да.
Идите отдыхать!
Учащиеся выходят под музыку “Мой дом Петропавловск-Камчатский”.