Начальные сведения геометрии. 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об отрезке, луче, угла, знать терминологию, уметь изображать, обозначать, распознавать отрезки, лучи, углы, обучать грамотной устной речи, развивать умение точно формулировать свои мысли, развивать устойчивый интерес к математике.

Оборудование: листы учета знаний, карточки для проведения геймов, жетоны за правильные ответы, рулетка, с помощью которой команда выбирает номер и категорию вопроса.

Ход урока

I. Организационный момент.

Класс делится на две команды. Выбирается капитан команды. Девиз и название команды.

II. Первый гейм “Гонка за лидером”.

Учащиеся каждой команды поочередно выбирают себе вопросы с помощью рулетки.

Вопросы:

  1. Определение отрезка.
  2. Определение луча, обозначение.
  3. Определение угла. Как обозначаются.
  4. Определение острого, тупого углов.
  5. Чему равен прямой угол, развернутый угол?
  6. Определение середины отрезка.
  7. Определение биссектрисы угла.
  8. Определение смежных углов. Свойства.
  9. Определение вертикальных углов. Свойства вертикальных углов.
  10. Что такое аксиома.
  11. Что такое теорема.
  12. Что такое треугольник.
  13. Какие прямые называются перпендикулярными?
  14. Сколько прямых можно провести через две точки? Через одну точку?
  15. Какие фигуры называются равными?
  16. Инструмент для измерения углов. Единицы измерения углов.
  17. Единицы измерения расстояний, инструмент.

III. Рекламная пауза “Сообщение из истории геометрии”

Сообщение об Евклиде

Развитие геометрии привело к установлению очень большого числа новых геометрических предложений. Назрела необходимость в научной систематизации накопленного материала, в приведении его в стройную систему. Рано или поздно должен был появиться мыслитель способный навести порядок и такой мыслитель появился в III в до н.э. Это был Евклид. Он жил и трудился в городе Александрии – городе, основанном Александром Македонским. Точных сведений из его биографии не сохранилось, мы даже не знаем точных дат его рождения и смерти. Возможно, это связано с царской немилостью. Про Евклида рассказывают, что он самоотверженно любил науку и не допускал неискренности. Евклид выбирал несколько основных, непротиворечивых практики положений, аксиомы которые принимал без доказательства за истину, все последующие утверждения он доказывал на основе принятых им аксиом и определений. Руководствуясь таким принципам, Евклид систематизировал известные в то время знания по геометрии и изложил в своих 13 книгах названных “Начало”. Судьба этой книги сложилась не просто. Средневековые фанаты безжалостно уничтожали древние рукописи, действуя по принципу: “Если они противоречат нашим священным книгам, то они вредны; а если нет, то они не к чему”. Уцелевшие книги по достоинству оценили математики нового времени. И сейчас геометрию, изучаемую в средней школе называют Евклидовой. Слово “аксиома” - греческого происхождения, оно означает “достойный”, то есть достойный доверия.

IV. Второй гейм “Спешите видеть, решить…”

Учащиеся каждой команды поочередно выбирают себе задачи с помощью рулетки. Рисунок № 1.

2. Рисунок № 2.

3. Укажите ошибку: Рисунок № 3.

4. Рисунок № 4.

5. Найти ошибку:

Рисунок № 5.

6. АВ = 4 мм, АС = 10 мм

Рисунок № 6.

7. АС = 17 см, АВ = 10 см, ВС = 8 см

Лежат ли точки А, В, С на одной прямой.

8. < АВС = 136°, < АВД = 72°, < ВДС = 64°

Будет ли луч ВД проходить между сторонами угла АВС.

9. Указать совпадающие, дополнительные лучи.

Развернутый угол. Рисунок № 7.

10. Рисунок № 8.

11. Рисунок № 9.

12. Рисунок № 10.

V. Рекламная пауза “Сценка”

Действующие лица: Птолемей, Евклид, учитель геометрии.

Учитель: О, владыка Александрии и всего Египта, повторим определения геометрии. Что называется биссектрисой угла?

Птолемей: Если…Нет, не помню!

Учитель: (обращаюсь к классу). Ребята, помогите владыке. О, владыка Александрии и всего Египта, расскажите пожалуйста, какие углы называются острыми, тупыми.

Птолемей: Не помню! Позвоните создателя этой геометрии – Евклида!

Евклид: Я слушаю тебя, мой повелитель.

Птолемей: Почему я должен, как обычный ученик, учить теоремы, решать задачи? Ведь я – Птолемей, владыка Александрии и всего Египта. Я не привык к таким затруднениям. Нет ли какого – то особого, доступного лишь правителям способа усвоить эту науку?

Евклид: Царской дороги в математики нет. Учеба требует настойчивости и трудолюбия.

Птолемей: Прочь из моего дворца!

VI. Третий гейм “Не спеши…”

1. Команды выбирают поочередно задачи и решают на доске.

2. Сумма трех углов, образованных при пересечении двух прямых – 260°. Найти все остальные углы.

3. Один из смежных углов в 5 раз больше другого. Найти эти углы.

4. Смежные углы относятся как 4:5. Найти углы.

< ABC = 30°, < CBD = 40°. Найти < ABD. Рассмотреть все случаи.

5. Рисунок № 11

6. Рисунок № 12.

Рекламная пауза.

(Ученики показывают)

А мы умеем строить прямой угол с помощью обычной веревки. На веревке завязаны узлы на расстоянии 3, 4, 5 м, в этом треугольнике есть прямой угол. Этот треугольник называется “египетским”.

VII. Четвертый гейм “Дальше… дальше”

Вопросы первой команде:

    1. Точка, которая делит отрезок на два равных.
    2. Часть прямой, имеющая начало, но не имеющая конца.
    3. Мы изучаем геометрию…
    4. Гео-…, метрия-…(что означает)
    5. Геометрическая фигура, состоящая из двух лучей, исходящих из одной точки.
    6. Развернутый угол равен…
    7. В одной минуте…
    8. В одном метре … дециметров.

Вопросы второй команде:

    1. Часть прямой, имеющая два конца.
    2. Луч, исходящий из вершины и разделяющий угол на два равных.
    3. Геометрическая фигура, состоящая из трех точек, не лежащая на одной прямой и трех отрезков, попарно соединяющие эти точки.
    4. Прямой угол равен…
    5. Углы измеряются в …
    6. В одном сантиметре …. Миллиметров.
    7. Точки обозначаются…
    8. Два угла, у которых одна сторона общая, а другие – являются продолжением друг друга называются …

VIII. Подведение итогов.

По количеству жетонов выигрывает команда.

Оценки выставляются, учитывая листок учета знаний.