Логопедическое занятие на автоматизацию звука [ш] на лексическом материале "Животные"

Разделы: Логопедия


Цели:

Коррекционно-развивающие.

  • Развитие фонематического восприятия.
  • Развитие звукового анализа.
  • Развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Образовательные.

  • Воспитание правильного, четкого произношения звука [ш] в словах, предложениях.
  • Расширение и активизация словаря на материале темы “Животные”.
  • Упражнения в правильном чтении слов с буквой Ш.
  • Формирование навыков работы по инструкции.

Воспитательные.

  • Воспитание интереса к учебе.

Оборудование:

1. Рабочие тетради.

2. Зеркала.

3. Картинки с изображением животных.

4. Плакат с изображение кошки и мышки, норки и печки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

На стене волнистыми линиями соединены изображения мышки и кошки, норки и печки. Дети, пробежав глазами по линиям, должны определить, кто куда побежит. (Мышка в норку, кошка на печку)

Логопед (вывешивает на доску изображения мышки и кошки). Какой звук слышится в середине этих слов?

Ученики. Звук [ш].

2. Повторение артикуляции звука [ш].

Ученики выполняют артикуляционную гимнастику: “Блинчик”, “Чашечка”, “Вкусное варенье”, “Грибок”, “Лошадка”.

3. Звуковой анализ слова.

Логопед (вывешивает на доску картинки с изображением животных, в названии которых есть звук [ш]). Ребята, сейчас вы должны будете определить позицию звука [ш] (начало, середина, конец) в этих словах.

Ученики выполняют задания.

4. Дидактическая игра “Один – много”.

Логопед. Сейчас я буду называть слова в единственном числе, а вы должны мне назвать тоже самое слово, только во множественном числе.

Логопед называет слова: кошка, мышка, мартышка, лошадь и т.д.

Ученики выполняют задания.

5. Упражнение. Дополнить предложения по картинке.

Миша едет на … (картинка лошади).

… (картинка мышки) спряталась в нору.

У … (картинка кошки) длинные усы.

Ученики записывают предложения в тетрадь.

6. Пальчиковая гимнастика.

Логопед. Наши пальчики устали, давайте сделаем для них гимнастику.

Ученики выполняют упражнение “Лошадка”.

У лошадки вьется грива,
Бьет копытами игриво.

(Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на неё накладывается ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши).

Упражнение “Кошка”.

А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх).

Упражнение “Мышка”.

Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам)

7. Игра “Большие и маленькие”.

Логопед. Ребята, выберите картинку животного, которое больше всего вам нравится. Вспомните о величине этих животных и постройтесь в шеренгу от самого большого животного к самому маленькому.

Ученики выполняют задание.

8. “Шумелки о кошках”.

Логопед. Ребята, прочитайте вслух предложения, четко выделяя звук [ш].

  • На подушке у окошка не шумит малышка кошка.
  • Тише мыши, тиши мыши, кошка к вам идёт на крышу.
  • Мышка кошку угостила, кошка мышку отпустила.
  • Мошки и букашки мешают кошке Машке.
  • Под окошком мошку – крошку ловко ловит лапой кошка.

Ученики выполняют задание.

9. Итог занятия.

Логопед. Вот и закончилось наше занятие. Давайте вспомним, что мы делали на занятии. Какое задание вам больше всего понравилось?

Ученики отвечают на вопросы.

Список используемой литературы

  1. Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей. Москва, АСТ “Астрель”, 2007 г.
  2. Ткаченко Т.А. Логопедический альбом. Правильно произносим звук Ш. Екатеринбург, ООО “Издательский дом Литур”, 2007 г.
  3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт-Петербург, “Лань”, 2002 г.
  4. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа со школьниками. Москва, “Академия”, 2003 г.