Педагогические измерения – это прикладная научная теория, сформировавшаяся на стыке педагогики, психологии, теории измерений, статистики, математики, логики и философии. Одновременно педагогические измерения можно рассматривать как процесс практической образовательной деятельности, нацеленный на получение оценок уровня текущей и итоговой подготовленности обучаемых.
Основная цель измерения в педагогике – это получение численных эквивалентов проявления интересующего признака. Объектом измерения являются конкретные носители интересующих свойств – учащиеся, студенты и другие испытуемые. Основной предмет педагогических измерений – разработка качественных тестов для измерения уровня подготовленности учащихся. В наши дни такие тесты используются не только для измерения уровня подготовленности, но и для проведения рейтинга, мониторинга учебного процесса, для организации дистанционного образования: в общем, тесты используются во всех современных образовательных технологиях.
Основным видом и понятием педагогических измерений является тест. Другие основные понятия – тестовое задание и задания в тестовой форме.
Актуальность тестового метода объясняется его несомненными преимуществами перед другими педагогическими методами:
- высокая научная обоснованность самого теста, позволяющая получать объективированные оценки уровня подготовленности испытуемых;
- технологичность тестовых методов;
- точность измерений;
- наличие одинаковых, для всех пользователей, правил проведения педагогического контроля и адекватной интерпретации тестовых результатов;
- сочетаемость тестовой технологии с другими современными образовательными технологиями.
При работе с данными педагогическими измерителями я выделила для себя следующее. Обычные контрольные работы как правило содержат в себе многошаговые задания. Если учащиеся с низкой успеваемостью, непрочными знаниями ошибаются на первом этапе, то в итоге получают неверные результаты и неудовлетворительный балл за работу в целом. Тестовая технология позволяет рассматривать каждое задание теста как индикатор, выявляющий какой-то один фрагмент знаний у испытуемых, а это ведет к повышению качества работы и создает ситуацию успешности практически у каждого ученика. Ниже приведены результаты контрольной работы и тестирования по одной и той же теме. Как видно из диаграмм, работа в тестовой форме выполнена успешнее.
|
|
Этапы создания педагогических тестов я предлагаю рассмотреть на примере итоговой работы по теме “Квадратичная функция”, 9 класс (Приложение).
1 этап. Определение цели и задачи педагогического измерения. От разработчика теста требуется понимание смысла выполняемой работы, условий предстоящего тестирования. Результат – составление кодификатора (см.приложение) и подбор педагогических заданий.
Примеры педагогических заданий (вопросов, задач):
- найти нули функции у = -х2 – 2х + 3
- как называется график квадратичной функции?
- найти вершину графика функции у = х2 – 5, у = (х – 5)2 , у = (х + 5)2 + 5
- как построить график квадратичной функции? и т.д.
2 этап. Разработка заданий в тестовой форме (устойчивые выводы лучше делать по результатам применения достаточного числа индикаторов, обычно от двадцати до сорока). От разработчика требуется подготовка в области преподаваемого предмета, знание тестовых форм, владение логикой и умение трансформировать фрагменты содержания учебной дисциплины в содержание заданий.
Четыре основные группы заданий в тестовой форме: | Примеры заданий | |
1. Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов. | Обвести кружком номер правильного
ответа: нули функции у = -х2 – 2х + 3 1) -1;-3 2) -3;-3 3) -1;3 4) -3;1 |
|
2. Задания открытой формы | Дополнить: График квадратичной функции у = ax2 + bx + c называется _________________ . |
|
3. Задания на установление соответствия | Установить соответствие: | |
Уравнение функции
Ответы: 1__,2__,3__,4__,5__,6__. |
Вершина А) (5; 0) |
|
4. Задания на установление правильной последовательности | Установить правильную
последовательность: Алгоритм построения графика квадратичной функции Отметить вершину в координатной плоскости Соединить отмеченные точки плавной линией Найти координаты вершины Построить еще несколько точек, принадлежащих графику |
Композиции заданий в тестовой форме проходят апробацию на целевой группе, после чего начинается оценка тестовых заданий (верно – 1, неверно – 0). Полученные данные сводятся в таблицу с матричной структурой:
Номер задания Ф.И |
1 | 2 | 3 | … | 11 | 12 | … | Количество верных ответов у испытуемого. |
1. | ||||||||
2. | ||||||||
3. | ||||||||
… | ||||||||
Количество верных ответов |
Анализ заданий проводится по следующим критериям:
- трудное задание или легкое (определяют путем подсчета доли неправильных ответов к каждому из них), задания следует расположить по мере возрастания трудности;
- дифференцирующая способность задания (насколько оно может отличить сильного испытуемого от слабого по измеряемому свойству) – если по одному из заданий у всех испытуемых имеется одинаковое значение, то это задание нецелесообразно включать в тест.
Для успешной деятельности на этом этапе от разработчиков потребуется некоторая подготовка в области применения статистических методов, обработки и интерпретации данных. Результат этапа – система заданий, прошедших апробацию и статистическую обработку (тестовые задания).
3 этап. Отбор достаточного числа тестовых заданий и создание теста – системы параллельных заданий в определенной форме, возрастающей трудности, призванной определить структуру и уровень знаний испытуемых. Для последующей интерпретации тестовых результатов составляется схема анализа (см. приложение). Перевод баллов в “5”-балльную шкалу осуществляется с учетом соотношений:
М – число баллов, набранное
учащимся. N – максимальное число баллов. К = |
Коэффициент усвоения К | Отметка |
0,5 и менее | “2” | |
0,51 – 0,74 | “3” | |
0,75 – 0,94 | “4” | |
0,95 – 1 | “5” |
Моя “копилка” тестов:
Класс | Тема |
5 | “Входная работа по курсу начальной школы”. “Обыкновенные дроби”. “Десятичные дроби. Разряды.” Подготовительная работа (итоговая). Годовая контрольная работа. |
6 | “Делимость натуральных чисел”. “ Отношения и пропорции”. “Основное свойство дроби. Сравнение дробей”. “Координаты на прямой. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел”. “Сложение – вычитание рациональных чисел”. Годовая контрольная работа. |
7 | “Одночлены”. “Начальные понятия геометрии”. “Треугольники”. “Параллельность прямых”. |
9 | “Квадратичная функция. График и свойства”. “Движения”. |
Список литературы.
- Докт. пед. наук, проф. В.С. Аванесов. Основы педагогической теории измерений. “Педагогически измерения” № 1, 2004 г.
- Докт. пед. наук, проф. В.С. Аванесов. Вопросы методологии педагогических измерений. “Педагогические измерения” № 1 2005 г.
- Докт. пед. наук, проф. В.С. Аванесов. Основы теории педагогических заданий. “Педагогические измерения” № 2, 2006 г.