Главный смысл и цель жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. (В.А. Сухомлинский).
Великий русский мыслитель И.А. Ильин писал: “Семья есть как бы живая лаборатория человеческих судеб – личных и народных, и притом каждого народа в отдельности и всех народов сообща, с тем отличием, однако, что в лаборатории обычно знают, что делают, и действуют целесообразно, а в семье обычно не знают, что делают, и действуют как придется”. Семья является первичным лоном человеческой культуры. И то, что выйдет из человека в дальнейшей жизни, определяется в его детстве, и притом самим этим детством. Существуют врожденные склонности и дары, но судьба этих склонностей и талантов – разовьются ли они в дальнейшем или погибнут, и если расцветут, то как именно, - определяется в раннем детстве.
Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, отвечающих задачам возрастного развития ребенка на каждом возрастном этапе и обеспечивающих оптимальные возможности личностного и умственного развития ребенка. Современные исследователи семьи отмечают, что тенденция возрастания значения института семьи в психическом развитии ребенка становится все более явной.
Главные задачи семьи меняются с возрастом ребенка. В младенчестве это формирование первой социальной потребности ребенка – потребности в социальном контакте (М.И. Лисина), базового доверия к миру (Э. Эриксон), и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт), в раннем возрасте это формирование предметно-орудийной и речевой компетентности. В дошкольном и младшем школьном возрасте акцент переносится на сотрудничество и поддержку в освоении системы научных понятий, формирование самостоятельной учебной деятельности, для подросткового и юношеского возраста центральной функцией семьи становится создание условий развития автономии и самосознания. Эмоциональная насыщенность и эмоционально позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимоотношения с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как носителем социокультурного уровня и образом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личного и интеллектуального развития ребенка.
Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения детей и подростков, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом.
Семья на протяжении длительного времени играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка, однако на каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои специфические особенности.
В изменяющейся жизни, на обломках традиционной системы ценностей, создаются новые приоритеты, что находит отражение и в содержании ее представлений о семье как устойчивой и значительной единицы в иерархии жизненных ценностей (В.С. Собкин, Н.И. Кузнецова, 1998).
Семья – важный социальный институт, в нем развертывается процесс социализации человека, и любые, даже не ярко выраженные, изменения этого института свидетельствуют об изменениях в других областях человеческой жизни, государства, общества.
Среди факторов, влияющих на социализацию детей в смысле формирования их ценностных ориентаций, наиболее важным является семья. Семья – это среда, в которой ребенок начинает жить и к которой поэтому он очень восприимчив. В этом смысле важно абсолютно все: и социальное положение, и род занятий, и уровень образования родителей, и сама внутрисемейная атмосфера. Именно это воздействие, накапливаясь с возрастом, становиться частью личностной структуры.
Как показывают психолого-педагогические исследования (А.Н. Леонтьев, С.А. Козлова), из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, особое значение имеет “интимный круг общения” (А.Л. Леонтьев). В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым
и эмоциональный образ которых запечатлевается в его сознании иногда на всю жизнь. Став старше, ребенок будет понимать, и оценивать своих самых-самых родных людей, пользуясь представлениями и понятиями, характеризующие разные аспекты человеческой личности.
Вот почему в качестве первого и очень важного фактора, который определяет особую значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, делает приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами, ученые называют глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания. Оно строится на кровном родстве, и его “проводниками” является родительская любовь к детям и ответные чувства детей к родителям (Ю.П.Азаров, И.В. Гребенников, Т.А. Маркова, А.В. Петровский, А.Г. Харчев и др.).
Однако это не единственный фактор, обеспечивающий деятельность семейного воспитания. В исследовании Т.А. Марковой находим обоснование двух факторов:
- постоянство и длительность воспитательных воздействий материи, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость из дня в день;
- наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи.
По сравнению с другими институтами социализации семьи есть свои особенности. Прежде всего, семейные взаимоотношения подростка имеют свою историю, накопленный опыт общения, родительских воздействий, иногда ошибок и просчетов, совершенных родителями на прежних этапах воспитания. Семья является разновозрастной группой, в которой подросток приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола. Влияние семьи на подростка охватывает все стороны его личности (аффективную, когнитивную, поведенческую), продолжается практически непрерывно (с рождения и на протяжении всей жизни, в любое время года, суток и т.д.) и ощущается даже тогда, когда ребенок находится за пределами дома.
Характер складывающихся отношений и степень их воздействия на ребенка зависят от множества факторов. Это, во -первых, сложившиеся к этому времени индивидуально-личностные свойства, ребенка представляющие собой результат сложного взаимодействия генетических (унаследованных от родителей и прародителей) и средовых факторов. Во-вторых, "семейные факторы", в частности психологическая атмосфера в семье в целом , включающая эмоциональные ролевые и коммуникативные аспекты взаимоотношений, а так же психосоциальные качества родителей, стиль семейного воспитания, характер взаимоотношения с братьями и сестрами, материальное и социальное положение семьи, уровень образования родителей и многое другое. В-третьих, нельзя не учитывать и собственную активность ребенка. Он - не просто продукт воспитания, он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение. Отношение к семье и к себе самому. Социальный опыт, получаемый в семье, активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.
На протяжении всего периода взросления родители являются для ребенка чрезвычайно значимыми людьми, причем выступают для него в разных "ипостасях".
Это, во-первых, источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным. Во-вторых, родители - директивная инстанция, распорядители жизненных благ, наказаний и поощрений. В-третьих, родители - образец, пример для подражания, воплощение лучших личностных качеств, модель взаимоотношений с другими людьми. В-четвертых, родители являются источником знаний, жизненного опыта, друзьями и советчиками в решении сложных жизненных проблем. По мере взросления ребенка соотношение этих функций и их психологическая значимость изменяются.
Семья играет одну из определяющих ролей в формировании личности, отличаясь от других институтов социализации большей эмоциональностью отношений. Семья обеспечивает ребенка накоплением опыта общения и родительских воздействий, взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола, практически непрерывно влияет на все стороны личности ребенка. В подростковом возрасте роль родителей как примера для подражания снижается, однако они остаются для подроста источником удовлетворения разнообразных потребностей, источником опыта и информации при решении сложных жизненных вопросов. Психологические задачи формирования личности ребенка обусловливают его эмоциональную поведенческую и нормативную эмансипацию от родителей.
Социализация в семье происходит под влиянием целенаправленного процесса воспитания и по механизму социального научения, через которое на подростка оказывает влияние вся семейная атмосфера. В качестве основных факторов родительского поведения выделяют характеристики эмоционального отношения к ребенку и особенности родительских требований и контроля. Реализуемый родителями стиль воспитания, взаимодействуя со сложившимися индивидуальными личностными особенностями подростка, приводит к формированию определенных личностных черт. Неадекватный стиль воспитания по отношению к акцентуированным подросткам имеет патологизирующий характер, провоцируя усиление акцентированного поведения и нарушение социальной адаптации.
Дисгармония детско-родительских отношений может порождаться дисгармонией супружеских отношений, выражаясь, в частности, в искаженных ролях подростка в семье, нарушениях эмоционального отношения родителей к подростку и дисфункциональной коммуникации, которые с большей вероятностью воспроизводятся подростком в будущем в его собственной семье. В неблагополучных, конфликтных семьях подростки усваивают неэффективные разрешения жизненных ситуаций и асоциальные ценностные представления. Жестокое обращение и сексуальные злоупотребления по отношению к детям и подросткам приводят к долговременным негативным последствиям.
Отсутствие родителя (чаще отца) ослабляет позиции подростка среди сверстников и может негативно отразится на его полоролевой идентификации и формировании представлений о супружестве. Вместе с тем дети, растущие в позитивной атмосфере в семьях родителей-одиночек, более социально адаптированы и благополучны, чем те, кто вырос в полных, но конфликтных семьях.
Взаимоотношения с сиблингами играют важную роль в социализации подростка и служат моделью построения отношений с другими людьми, в частности с противоположным полом. Бабушки и дедушки, являясь хранителем семейных традиций и истории, могут оказать позитивное влияние на формирование ценностной системы подростка. Большинство подростков считают семью значимой ценностью будущей жизни, однако их представления о семейной жизни достаточно схематичны. Девушки более заинтересованы и осведомлены в вопросах семьи и брака, юноши относятся к ним, как к отдаленной перспективе. Мотивами вступления в ранний брак являются добрачные беременности, стремление уйти из родительской семьи, попытки решить личностные или материальные проблемы, однако такие браки редко становятся успешными.
Дополняя характеристику уникальности семейного воспитания, отметим, что, будучи малой группой, своего рода “микроскопом”, семья наиболее полно соответствует требованием постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. В ней представлены различные по возрасту (старшие и младшие члены семьи), полу (мужчины и женщины), а подчас и по профессии “подсистемы”. Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать свои потребности (Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, А.Г. Харчев).
Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или воспитательным потенциалом. Появилось Понятие “воспитательный потенциал семьи” появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет однозначного толкования. В него включают много характеристик. Принимаются во внимания такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образование родителей, и многое другое.
Условно эти факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи по разным параметрам, можно подразделить на социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический (А.С. Мудрик).
Социально-культурный фактор. Наиболее благоприятные условия воспитания связаны с гражданской позицией родителей: насколько они осознают ответственность за воспитание детей как важнейшей социальной обязанности члена общества.
Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. Благополучие человека в семье переносится на другие сферы взаимоотношений.
Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание современных детей требует серьезных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Для значительной массы людей и низкими и средними доходами осложнилась проблема отдыха, культурного и спортивного досуга и в значительной мере здравоохранения, а также образования и воспитания подрастающего поколения.
Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни семьи. По воспитательным возможностям различаются сельские и городские семьи. В городе в арсенале родителей - богатый выбор образовательных учреждений для ребенка, широкие возможности для посещения различных учреждений культуры, для занятий спортом , и т. д. На селе, несомненно, более благоприятная среда для того, чтобы вырастить ребенка физически крепким, естественно включить его в труд и быт семьи, воспитать в гармонии с природой.
Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей.
В гармоничной семье оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого понимания, доверия. Бесспорно, что в таких семьях лучшие условия для творческого воспитательного процесса.
Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где ссоры и перебранки возникают по всякому поводу.
Немало семей существуют только формально, в них супруги живут сам каждый по себе и воспитательный вклад отца настолько незаметен, что его можно не принимать во внимание. В последние годы появляются семьи, в которых родители озабочены проблемами карьеры, “делания денег”,где дети не желанны и заброшены.
Общее мнение ученых по поводу основных характеристик современной семьи сводится к определению “особой предметности ее психологии” (А.Г. Лидере), принципиальной ее несводимости к набору признаков, исследуемых специалистами “узкого профиля”: будь-то социологи или социальные психологи, специалисты в области детской, возрастной педагогической психологии и др. Семью как общность, по мнению психологических экспертов, характеризует “соразвитие и содетерминация каждого ее члена” (А.Г. Лидере). В качестве наиболее важных психологических характеристик современной семьи названы:
- внутрисемейное общение и ролевая структура (А.Я. Варга);
- единство ценностей и наличие языка взаимопонимания у супругов (В.А. Петровский);
- степень открытости - закрытости семьи по отношению к внешнему миру (О.А. Карабанова);
- характер и степень участия супругов в воспитании детей (А.Д. Кошелева);
- умение членов семьи преодолевать конфликты и решать семейные проблемы (А.В. Черников).
В последнее время акценты теоретических и практических подходов к семье в большей степени сместились к системному подходу, рассматривающему семью как целостный организм. Функционирование семейной системы в целом описывается в рамках этого подхода с помощью таких оценочных параметров, как, например, сплоченность (эмоциональная связь членов семьи), иерархия (власть принимать решения), границы (отношения семьи с социальным окружением и отношения между членами семьи) и др.