Логопедическое занятие на тему "Дифференциация звуков [Ж] и [Ш], букв Ж и Ш

Разделы: Логопедия


Цель: Формировать умение дифференцировать близкие по артикуляционным признакам звонкую и глухую согласные Ж и Ш в слогах и словах.

Задачи:

- закрепить знания о согласных звуках [Ж] и [Ш], учить выделять звуки [Ж] и [Ш] в слогах и словах, закреплять знания норм орфографии;

- развивать фонематический слух, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза на уровне слогов и слов, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память;

- воспитывать положительную мотивацию к учению, трудолюбие и целеустремлённость в работе.

Оборудование: карточки с заданиями, картинки предметов, прямоугольники из картона белого цвета, квадраты зеленого, синего, красного цветов.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сейчас мы с вами должны угадать тему нашего занятия. Послушайте стихотворение, и скажите, какой звук встречается чаще всего?

Камышам шуршала мышь:
Ветер вам нарушил тишь!
Шепчут тихо камыши:
     Тихо, мышка, не шурши!

Какой же звук мы слышим чаще всего? ([Ш]) А теперь назовите парный согласный для звука [Ш]? ([Ж]) Теперь вы сможете ответь на вопрос, с какими звуками и буквами мы будем сегодня работать? (со звуками [Ж] и [Ш], с буквами Ж (же) и Ш (ша))

II. Основная часть.

Прослушайте ряды слов и повторите их в той же последовательности, быстро и чётко:

жа – ша – жа

жа – ша – жа – ша

ша – жа – ша

ша – жа – ша - жа

жу – шу – жу

ши – жи – жи – ши

шу – жу – шу

жи – ши – ши – жи

А теперь посмотрите внимательно на доску, прочитайте слова:

жил – шил

уши – ужи

шар – жар

Скажите чем различаются эти пары слов? (Буквами Ж и Ш). Давайте вместе дадим характеристику звукам, обозначающим буквы Ж и Ш:

[Ж] – согласный, звонкий, твёрдый;

[Ш] – согласный, глухой, твёрдый.

(Логопед обращает внимание на то, сто эти звуки всегда твёрдые).

Теперь вы должны самостоятельно выполнить задания на карточках: от данного слова необходимо образовать новое слово, заменив букву Ш на Ж.

Карточка № 1

шила - …

шесть - …

шалость - …

широк - …

тушить - …

крушить - …

машет - …

Саша - …

(После выполнения задания выполняется проверка, обращается еще раз внимание на то, с помощью чего были образованы новые слова).

Прочитайте внимательно слова записанные на доске, с указанием пропущенной буквы:

ж...л

ш...ло

ш...пит

ж...вёт

Какую букву мы вставили во все слова? (и) А почему именно и? Припомните правило о написании слов с сочетанием жи–ши?

(Дети вместе с логопедом называют правило о правописании жи–ши).

На доске вы видите картинки, внимательно рассмотрите их. Определите наличие и место звуков [ж] и [ш] в названиях картинок:

(Жёлудь – [ж] первый звук, шапка – [ш] первый звук, лягушка – [ш] пятый звук, жаба – [ж] первый звук, пирожное – [ж] пятый звук, груша – [ш] четвёртый звук, жук – [ж] первый звук, баклажан – [ж] шестой звук, машина – [ш] третий звук, шина – [ш] первый звук).

А теперь, ребята, вам предстоит выполнить коллективную работу. Посмотрите внимательно, на парте лежат прямоугольники, самый длинный – обозначает предложение, которое я вам назову, те, которые по короче – это слова в данном предложении, те которые еще короче – это слоги в данных словах, а квадраты (синего, зелёного и красного цветов) – это звуки из которых состоят данные слоги в словах. Теперь я назову вам предложение, а вам нужно составить правильную его схему:

Бабушка Женя испекла ватрушки.

(Выполняется проверка)

Скажите сколько звуков? [Ж] и [Ш] встретилось в этом предложении? (Два звука [Ш], один звук [Ж]).

А теперь мы с вами поиграем в игру “Доскажи словечко”, я буду вам зачитывать начало слова, а вы должны по смыслу добавить слог ЖОК или ШОК:

Ме....., пу....., пры....., лу....., пиро....., утю....., творо....., лапу....., сапо....., сне....., пету....., коре....., сти....., кру....., фла..... .

Последнее задание, я буду называть вам слова, а вы должны прочитать их обратно:

Ужи (ижу), шар (раш), мышь (шим), ножи (ижон), лыжи (ижил), лужи (ижул).

III. Итог занятия.

С какими звуками мы сегодня работали? С какими буквами?

Какое правило мы повторили?

Давайте ещё раз характеристику звукам [Ж] и [Ш]?

Используемая литература

  1. М.А. Полякова “Самоучитель по логопедии” (универсальное руководство). Москва. “АЙРИС ПРЕСС”. 2008 год.
  2. Е.В. Мазанова “Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза”. Москва. “ГНОМ и Д”. 2008 год.
  3. Л.Н. Ефименкова “Коррекция устной и письме6нной речи учащихся начальной школы”. Москва. “ВЛАДОС”. 2003 год.
  4. А.В. Ястребова “Обучаем читать и писать без ошибок”. Москва. “АРКТИ”. 2007 год.