Цель: Формировать умение дифференцировать близкие по артикуляционным признакам звонкую и глухую согласные Ж и Ш в слогах и словах.
Задачи:
- закрепить знания о согласных звуках [Ж] и [Ш], учить выделять звуки [Ж] и [Ш] в слогах и словах, закреплять знания норм орфографии;
- развивать фонематический слух, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза на уровне слогов и слов, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память;
- воспитывать положительную мотивацию к учению, трудолюбие и целеустремлённость в работе.
Оборудование: карточки с заданиями, картинки предметов, прямоугольники из картона белого цвета, квадраты зеленого, синего, красного цветов.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сейчас мы с вами должны угадать тему нашего занятия. Послушайте стихотворение, и скажите, какой звук встречается чаще всего?
Камышам шуршала мышь:
Ветер вам нарушил тишь!
Шепчут тихо камыши:
Тихо, мышка, не шурши!
Какой же звук мы слышим чаще всего? ([Ш]) А теперь назовите парный согласный для звука [Ш]? ([Ж]) Теперь вы сможете ответь на вопрос, с какими звуками и буквами мы будем сегодня работать? (со звуками [Ж] и [Ш], с буквами Ж (же) и Ш (ша))
II. Основная часть.
Прослушайте ряды слов и повторите их в той же последовательности, быстро и чётко:
жа – ша – жа жа – ша – жа – ша ша – жа – ша ша – жа – ша - жа |
жу – шу – жу ши – жи – жи – ши шу – жу – шу жи – ши – ши – жи |
А теперь посмотрите внимательно на доску, прочитайте слова:
жил – шил
уши – ужи
шар – жар
Скажите чем различаются эти пары слов? (Буквами Ж и Ш). Давайте вместе дадим характеристику звукам, обозначающим буквы Ж и Ш:
[Ж] – согласный, звонкий, твёрдый;
[Ш] – согласный, глухой, твёрдый.
(Логопед обращает внимание на то, сто эти звуки всегда твёрдые).
Теперь вы должны самостоятельно выполнить задания на карточках: от данного слова необходимо образовать новое слово, заменив букву Ш на Ж.
Карточка № 1
шила - … шесть - … шалость - … широк - … |
тушить - … крушить - … машет - … Саша - … |
(После выполнения задания выполняется проверка, обращается еще раз внимание на то, с помощью чего были образованы новые слова).
Прочитайте внимательно слова записанные на доске, с указанием пропущенной буквы:
ж...л
ш...ло
ш...пит
ж...вёт
Какую букву мы вставили во все слова? (и) А почему именно и? Припомните правило о написании слов с сочетанием жи–ши?
(Дети вместе с логопедом называют правило о правописании жи–ши).
На доске вы видите картинки, внимательно рассмотрите их. Определите наличие и место звуков [ж] и [ш] в названиях картинок:
(Жёлудь – [ж] первый звук, шапка – [ш] первый звук, лягушка – [ш] пятый звук, жаба – [ж] первый звук, пирожное – [ж] пятый звук, груша – [ш] четвёртый звук, жук – [ж] первый звук, баклажан – [ж] шестой звук, машина – [ш] третий звук, шина – [ш] первый звук).
А теперь, ребята, вам предстоит выполнить коллективную работу. Посмотрите внимательно, на парте лежат прямоугольники, самый длинный – обозначает предложение, которое я вам назову, те, которые по короче – это слова в данном предложении, те которые еще короче – это слоги в данных словах, а квадраты (синего, зелёного и красного цветов) – это звуки из которых состоят данные слоги в словах. Теперь я назову вам предложение, а вам нужно составить правильную его схему:
Бабушка Женя испекла ватрушки.
(Выполняется проверка)
Скажите сколько звуков? [Ж] и [Ш] встретилось в этом предложении? (Два звука [Ш], один звук [Ж]).
А теперь мы с вами поиграем в игру “Доскажи словечко”, я буду вам зачитывать начало слова, а вы должны по смыслу добавить слог ЖОК или ШОК:
Ме....., пу....., пры....., лу....., пиро....., утю....., творо....., лапу....., сапо....., сне....., пету....., коре....., сти....., кру....., фла..... .
Последнее задание, я буду называть вам слова, а вы должны прочитать их обратно:
Ужи (ижу), шар (раш), мышь (шим), ножи (ижон), лыжи (ижил), лужи (ижул).
III. Итог занятия.
С какими звуками мы сегодня работали? С какими буквами?
Какое правило мы повторили?
Давайте ещё раз характеристику звукам [Ж] и [Ш]?
Используемая литература