Статья отнесена к разделу:
Преподавание иностранных языковОсновная цель, стоящая перед школой – создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения каждого ученика. К таким условиям относится организация деятельности ученика, а деятельность невозможна без мотива.
Цель данной работы: выявить комплекс педагогических условий, способствующих формированию положительной мотивации учения.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- Определить сущность понятия “мотивация учения”, особенности её формирования и развития.
- Изучить и проанализировать состояние данной проблемы в педагогической теории и практике.
- Выявить и проверить на практике комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования и развития устойчивой мотивации учащихся на уроках немецкого языка.
Комплекс педагогических условий включает: лично деятельностное взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе, организацию этого процесса на основе диагностики мотивации учащихся.
“Деятельности без мотива не бывает”, подчёркивал выдающиёся психолог А. Н. Леонтьев. “К мотивам относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы”. (Философский энциклопедический словарь, – М.,1983).Уже само определение мотива утверждает его огромное значение в обучении. Термин “мотивация” представляет собой более широкое понятие, чем термин “мотив”. Мотивация концентрирует внимание ученика на изучаемом вопросе, возбуждает его мыслительную активность, помогает создать у школьника направленность на учебную работу.
Мотив так же можно определить как понятие потребности (физической, материальной, духовной, социальной). Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие цель. Цель является основным объектом внимания. С ней связаны мыслительный процесс и эмоциональные переживания. Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интерес может вызвать что – то новое, неожиданное, привлекательное, актуальное, слуховое, зрелищное и т. д.
Мотивация человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности ими осознаются, другими нет.
1. Мотивы учебной деятельности и поведения школьников средних и старших классов.
Первой особенностью мотивации школьников в этом возрасте является возникновение стойкого интереса к предмету. Между тем развивается формализм в усвоении других знаний, привычка к бездумной бессмысленной деятельности, привычка хитрить, изворачиваться, списывать, отвечать по подсказке, по шпаргалке. Результатом становится формирование отрывочных, поверхностных знаний даже в том случае, когда школьники учатся добросовестно. Учитель не находит других значимых мотивов, которые могли бы компенсировать отсутствие у него интереса к целому ряду предметов.
В средней школе значительно изменяется отношение к отметке, как к стимулу. Ученики, не умеющие найти своё место среди одноклассников, часто стремятся, во что бы то ни стало получить высокие отметки, даже если они не подкрепляются знаниями.
В таком случае я использую мотив оценивания работы по баллам. Заранее с учащимися обговариваем, сколько баллов они должны получить за урок, чтобы получить оценку “5”.
Обычно это 10 баллов. И, выполнив примерно 3 задания, а не одно, можно получить 10, 9, 8, 7, 6 баллов и соответственно за них оценки: “5”, “4”, “3”ит.д. Очень эффективный метод, особенно при самостоятельной работе.
2. Классификация мотивов. Мотивы социальные и познавательные.
Психологи выделяют мотивы социальные и познавательные. Первые связаны с созданием комфортности среды, в которой находится школьник, вторые с положительными познавательными переживаниями, обусловленными его учением.
Комфортность среды во многом определяется общей атмосферой, царящей в классе. Её характеризуют, прежде всего, отношения между ребятами. Как показывают психологические исследования, отношения с одноклассниками часто являются определяющими в их желании ходить в школу, поэтому легко определить значение этого фактора. Приёмы, применяемые мной для создания комфортной среды – это сотрудничество учителя и ребят, а также создание положительной эмоциональной атмосферы на уроке. Юмор, эрудиция, интерес к жизни, понимание детей, доброта, такт и другие индивидуальные качества способствуют возникновению положительных эмоций, атмосферы в классе.
К наиболее значимым приёмам социальной мотивации, которые я применяю в каждодневной работе, это:
- Установление отношений сотрудничества между учеником и учителем.
- Включение ученика в коллективные формы работы.
Это работа над проектами, например: Германия, проблемы молодёжи, путешествия по музеям и.т. п., постоянная работа в парах, где обязательно есть один консультант (тайный подсказчик)
В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания иностранных языков. Прежде всего, к ним относятся разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и так называемый эгофактор (Я – фактор).
Разнообразие как необходимая черта любого хорошего обучения способствует поддержанию интереса к учёбе, проблемность означает, что учащиеся используют язык для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата и новыми способами его достижения. Проблемы заставляют думать, и подросток обучается, думая, мысля.
Безусловно, важно, чтобы школьник учился с удовольствием. Работа над проектом развивает у учащихся самостоятельность. С другой стороны сам проект является результатом большой самостоятельной работы учащихся.
- Привлечение ученика к оценочной деятельности.
Подростки обладают актуальной потребностью в познании и оценке свойств своей личности, именно поэтому они особенно чувствительны к оценке окружающих. Отсюда их ранимость, обидчивость, бурные реакции на слова и поступки взрослых и одноклассников. Поэтому в своей практике я часто использую приём “Эксперты” когда дети сами оценивают отвечающего, последнее слово за компетенцией учителя.
Основным мотивом учения старшеклассников являются подготовка в профессиональные заведения. Они готовы заниматься по всем тем предметам, которые необходимы для продолжения образования. В старших классах отметка становится критерием знаний. Мотивация становится внутренней, формируется собственная мотивационная среда. Однако, общая мотивация у учащихся 9 –х классов выше, чем у учащихся 10-х классов, где наступает расслабление. А это говорит о том, что социальная мотивация у многих учащихся выше, чем познавательная.
- Создание ситуации успеха.
Для этого использую индивидуальный подход и дифференцированный отбор заданий, чётко определяю цели и задачи урока, упражнений, создаю ситуации выбора.
Сама формулировка задач урока должна импонировать ребятам, открывать перед ними ясную речевую перспективу. Формулировка задачи зависит от ступени обучения, от возрастных и психологических особенностей, например, в 5 – м классе, когда учащиеся начинают изучать иностранный язык, для формулировки стоит использовать такие слова, как “играть”, “строить”, “фантазировать”, “разгадывать загадки”, которые предполагают игровые моменты на уроке:
- Heute spielen wir Märchenpersonen. (Сегодня мы разыгрываем сказочных персонажей).
- Heute bauen wir eine Stadt. (Сегодня мы строим город).Далее, по мере взросления учащихся, задачи урока тоже усложняются:
- Wollen wir in Problem der Umweltschutz besprechen! (Давайте обсудим проблему охраны окружающей среды).
Второй вид мотивации – мотивация познавательная. Она призвана возбудить интерес у учащихся к обучению и его мыслительную активность.
Психологический закон гласит: “Прежде, чем ты хочешь призвать ребенка, к какой – либо деятельности, заинтересуй его…”, – писал Л. С. Выгодский. Познавательную мотивацию можно создать с помощью целого ряда приёмов. Наиболее часто я использую следующие приёмы:
- Связь изучаемого с жизнью.
На уроке следует использовать информацию из газет и журналов страны изучаемого языка и “связать” её с темой урока, что обогатит содержание урока, показав учащимся, что они учатся не для школы, а для жизни, и это, несомненно, поддерживает коммуникативную мотивацию. Например, при изучении таких тем, как спорт, музыка, путешествия ит.д., говорим о достижениях в спорте, музыке, о личных успехах в данных областях. При создании проблемной ситуации я чаще всего задаю вопросы после объявления темы, которая активизирует мыслительную деятельность. Например, тема “музыка”. Что мы знаем о музыке? Зачем она нам нужна? В младших классах использую познавательные игры “угадай пословицу”, “поле чудес”, “буквенный диктант”, “кроссворды”, инсценирование, интервью и т. д.
Познавательный характер материала урока играет немаловажную роль в коммуникативной мотивации и должен быть подчинён правилу равновесия между новой и уже известной информацией. Это можно достигнуть путём сообщения нового об известном. Например, в 5 – м классе учащиеся только называют самые большие города Германии и общие названия достопримечательностей, в 6 – м классе они могут назвать конкретно некоторые их достопримечательности, в 7 – м классе они ещё ближе знакомятся с немецкими городами: уже могут сказать, когда был основан город, на какой реке он лежит, чем знаменит, какие достопримечательности можно в этом городе посмотреть, какие музеи посетить и т. д.
Познавательная мотивация может достигаться и другими приёмами:
- создание проблемной ситуации;
- использование художественной научно – популярной литературы, произведений искусства.
- использование сравнений;
- экскурс в историю;
- привлечение занимательных примеров, опытов;
- познавательные игры, дискуссии, другие приёмы.
Например, при изучении темы “Изобразительное искусство” я ставлю проблемный вопрос. Для чего нам нужно ИЗО? Какую роль играет в жизни людей? Тем самым возбуждаю мыслительную активность, создаю направленность на учебную работу, стимулирую процесс научения, сделать познаваемое личностно значимым.
Понимая, что ИЗО отображает реальную роль, мы лучше понимаем и представляем себе натюрморт 40 –х годов, Дрезден или чувства художника, передаваемые нам через образы ит. д. (См. приложение “Репродукции”).
Привлекаю личный опыт учащихся, знания в данной области. В процессе обсуждения выходим на понимание того, что ИЗО имеет свои особенности в отличие от музыки, кино и т. д.
Ставлю вопросы на побуждение мысли:
- Какие выразительные средства в ИЗО? (Цвет, колорит, тон, ракурс, перспектива, свет, полутон и т.д.)
- С помощью каких выразительных средств художник добивается выразительности? (Цвет, предметы, портрет, женщины. пейзаж)
- Назовите представителей каждого жанра.
- Где ИЗО мы видим в жизни. (Репродукции в книгах, графика, графика, плакаты,. этикетки), декоративно – прикладное искусство (украшения, керамика, ковры, посуда)
- Использование ярких образов (репродукции ИЗО). Использование сравнений. (Чем отличаются жанры изобразительного искусства?) (Цвет, линии, объём, оттиск и т. д.)
- Показ недостаточности знаний. (Назовите русских и немецких художников).
Экскурс в историю. (Микеланджело “Моно Джоконда”, Рафаэль “Сикстинская Мадонна”, Рембрандт “Автопортрет с Саскией на коленях”, Левитан, Шишкин, Репин)
Работая над данной темой, я ориентирую учащихся на то, что каждый из них попробует себя в роли экскурсовода в картинной галерее. Поэтому мы будем учиться рассказывать о художниках, их творчестве, эпохе и описывать картины, понимая её идею
- Ориентация на достижение цели
Для этой цели я использую дополнительные источники информации – тексты из газет, журналов о немецких художников с различными творческими обучающими заданиями. Целью работы с дополнительными источниками является ориентация на достижение цели через познавательные мотивы и активные формы обучения. В данном случае – это экскурсия по картинной галерее.
Содержание урока, как и его задачи, должно быть принято учащимися. Это может быть принято путём усиления личностной ориентации, использования на уроке актуальных событий, применение познавательного материала.
- Познавательные игры, дискуссии, другие приёмы..
Игровые упражнения уже в самом начале урока настраивает ребят на дальнейшую активную речевую деятельность. Но, чтобы этот интерес не угас, следует придавать игровой характер большинству упражнений на уроке, особенно если они связаны с запоминанием и тренировкой речевых образцов по определённой теме, что само по себе является довольно скучным занятием. Интересны в этом плане психотехнические игры. Основными их функциями в обучении иностранному языку являются создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии и определённой ситуации, интенсивная тренировка употребления изучаемого лексического и грамматического материала. Вот примеры психотехнических игр, которые можно использовать на уроках иностранного языка.
1. “Тяжести”. Учащимся предлагается вспомнить 5–10 разных по тяжести предметов и вообразить, что они их переносят, перемещают, перекладывают. При этом они должны комментировать свои действия “Как тяжело” и т. п.
2. “Уличный сонар” Преподаватель просит ребят представить, что они идут по шумной, людной улице и попробовать лишь по доносящимся звукам представить себе зрительно , что происходит вокруг и описать все события на немецком языке, а также прислушаться к шагам отдельных прохожих и по звуку шагов нарисовать себе внешний вид прохожего, угадать. куда он идёт, какой у него характер, каковы его вкусы, с кем он разговаривает и т. д.
3. “Запомни движения”. Учитель предлагает следить за движениями его рук и запоминать. Он имитирует различные действия, комментируя их (шитьё, стряпню, стирку и другие). Затем обучаемые объясняют движения учителя. Они должны уметь быстро переключиться с одной группы движений на другую и реагировать на эти переключения в своей иноязычной речи
4. “Книга по кругу” Играющие передают друг другу книгу, передавая её соседу.
Каждый должен назвать какой – нибудь предмет, например: “Это шляпа”. Играющий
должен охарактеризовать предмет и объяснить свои действия с ним, а затем
передать книгу следующему играющему, называя новый предмет.
Можно использовать и другие игры, которые не относятся к психотехническим.
- “Фантастическое животное”. Ученик рисует на доске те части тела животного, которые называют другие играющие: “Zeichne den Katzenkopf”,”Zeichne die Lowenpfoten” и т. п.
- “Продолжи историю”. Один из учащихся начинает рассказывать историю, другой продолжает и т п.истории могут быть реальными или неправдоподобными и соответствовать изучаемой теме.
Необходимые условия создания мотивационной среды:
а) определение сложности заданий от уровня развития
б) эмоциональный настрой
в) создание ситуации успеха
г) учебно-познавательные игры, упражнения с картинками
д.) создание ярких образов
Мотивация, связанная с самостоятельной познавательной деятельностью.
В качестве творческих заданий использую задания для самостоятельной работы.
- Воспроизводящие упражнения.
- Конструктивные (перенос знаний в новую ситуацию, способствуют развитию внутренней мотивации к познанию).
- Эвристические упражнения (самостоятельные работы на обобщение и систематизацию полученных знаний, перенос их в нестандартные ситуации). Например в 10 классе по теме “Нации”учащиеся рассказывали сначала “Was ist typisch deutsch?” in Deutschland,а затем “Was ist typisch russisch?” in Russland.
- Творческие задания, способствующие формированию творческой личности, такие как оформление докладов, рефератов, сочинений.
- Методы обучения, применяемые в единстве со средствами обучения.
1. Наглядные пособия (репродукции).
2. Дополнительные источники (пособия, разработки, образцы сочинений, применение ИКТ).
В настоящее время особое внимание уделяется методам обучения некоторым предметам с использованием компьютерных технологий. Использование таких технологий в учебном процессе позволяет повысить мотивацию, качество и эффективность изучения иностранного языка, дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Средства компьютерных технологий позволяют осуществлять взаимодействие между преподавателем и учащимся в диалоговом режиме. Такое взаимодействие облегчает процесс обмена информацией. Сочетание традиционных методов и средств обучения с компьютерными технологиями способствует повышению мотивации изучения иностранного языка, успеваемости учащихся, стимулируют развитие самостоятельной работы. Приведу пример открытого урока в 7-м. классе по теме : “Жизнь в деревне”. (Приложение 1)
Исследование мотивов учебной деятельности учащихся, изучающих немецкий язык (5–11 класс).
Диагностика мотивации учащихся, изучающих немецкий язык, проводится с помощью анкетирования и наблюдения. Цель данных исследований: на основе анализа результатов диагностики мотивации учащихся получить данные об уровне сформированности внешних и внутренних мотивов обучения немецкому языку у учащихся средней и старшей школы. Все результаты я заносила в сводную таблицу. Сравнение результатов позволяет прослеживать эффективность применяемой целенаправленной систематической работы по формированию и развитию устойчивой положительной мотивации в обучении.
3. Выводы.
Как правило, учебная деятельность ребёнка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняя друг друга, находятся в определённом соотношении между собой. На протяжении 4 лет я отслеживала динамику мотивации у учащихся 5–11 классов, изучающих немецкий язык. Результаты показали, что за этот период с положительной динамикой – 35 учащихся, 20 – показали стабильный результат.
У учащихся 5–6 классов преобладает внешняя мотивация к учению, причём отрицательные мотивы сильнее положительных. (“Я учусь, потому что заставляют родители”, “чтобы не отставать от других”). К 10–11 классу положение меняется. Здесь у учащихся преобладают положительные внутренние мотивы. Что касается доминирования мотивов, то в шестом классе 40% учащихся не определяют доминирование мотивов. Эта группа является “группой риска”. Очень важно вести с ними работу, направленную на осознание необходимости знаний для жизни. Отмечается положительная динамика у учащихся с отрицательной мотивацией на начальных этапах изучения немецкого языка по достижении ими старших классов. для учащихся старших классов (9– 1) наиболее значимы такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования и мотивы самоопределения. (после школы продолжать учиться, работать). Учащиеся осознают общественную значимость изучения языка, и это создаёт личностную готовность к изучению немецкого языка. Надо отметить, что мотивы самосовершенствования и самоопределения выступают для учащихся пятых классов как “понимаемые” и связаны с далёкими целями. Однако эта перспектива очень далёкая, а младший школьник живёт по преимуществу сегодняшним днём.
В связи с этой значимостью, которую младшие подростки придают мотивам самоопределения и самосовершенствования, важно строить учебный процесс так, чтобы учащийся “видел” своё движение от незнания к знанию. Это возможно, если ученик отдаёт себе отчёт в том, что он уже знает и чего ещё не знает, чему ещё надо научиться, какими способами работы он уже овладел и какими предстоит овладеть на следующем уроке. В связи с этим первостепенное значение приобретает в учебном процессе чёткая постановка на уроке ближних и дальних целей, учебных задач.
Результаты диагностики позволяют сделать вывод об эффективности применяемого комплекса методов, приёмов и форм организации учебно-воспитательного процесса, направленные на формирование мотивации изучения немецкого языка.
Приложение 1 – План урока “Auf dem Lande gibt es viel Interessantes” 7кл “В деревне имеется много интересного”;
Приложение 2 – Деревни Мирнинского района – тексты для учащихся;
Приложение 3 – Самоанализ урока “Auf dem Lande gibt es viel Interessantes"
Презентация 1 – Презентация урока “В деревне имеется много интересного” 7 кл.
Презентация 2 – Дополнение к презентации 1 “Деревни Мирнинского района”)