Цели:
- Создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствии объектов пересчета, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль. Закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами.
- Создать условия для развития наблюдательности, внимания, математической речи, мыслительных операций у учащихся.
- Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания.
- Продолжать работу по формированию учебно-организационных умений.
Оборудование: рисунок звездного неба с ракетой, звезды, рисунок звездочета, рисунок с изображение марсиан, рисунок летающей тарелки с инопланетянами, карточки с неравенствами, мультимедийная презентация, раздаточный материал – карточки с изображением марсоходов (13 шт), карточки с буквенными равенствами (3 шт), рисунки солнца и солнца с облаком, касса цифр (25шт).
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Организация внимания учащихся.
Прозвенел и смолк звонок,
Он позвал нас на урок.
– Посмотрите, сколько у нас гостей, поприветствуйте их! Давайте подарим друг другу улыбки, ведь они создают хорошее настроение, делают наше общение приятным!
Ученик:
Гулять сегодня некогда:
Мы заняты другим.
Пришли сегодня гости к нам,
И мы их удивим.
Наш весёлый 1 класс
Вам покажет всё сейчас:
То, чего достигли мы,
Находясь ещё в пути!
2. Сюрпризный момент.
– Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, мы продолжим наше увлекательное путешествие по Планете Знаний.
Хотите узнать, на чём мы отправимся в путешествие?
– У каждого из вас есть листик, посмотрите, что нужно сделать? (Соединить
числа в порядке возрастания или убывания.)
– Что у вас получилось? (Ракета.)
– Итак, мы отправимся в космическое путешествие на ракете.
– Но чтобы наш полет прошел успешно, надо быть очень внимательными, правильно
выполнять все задания, быть дружными, чтобы с нами не приключилась беда.
II. Эмоциональный настрой.
(Слайд 2, 3).
Далекие звезды в небе горят,
Зовут они в гости умных ребят.
Собраться в дорогу недолго для нас –
И вот мы к полету готовы сейчас.
– Мы все станем космонавтами. Девизом нашего урока – станут слова:
Космонавтом хочешь стать –
Должен много-много знать!
III. Актуализация опорных знаний и постановка проблемы.
1. Повторение нумерации в пределах 10.
– Проверьте, исправны ли ваши пульты – кассы цифр.
– А теперь проверим центральный пульт – по-моему, он что-то барахлит, запали
некоторые кнопки. Надо его исправить.
(Слайд 4) (На мониторе высвечиваются числа.)
1 3 4 7 9 10
– Какие числа пропущены? (2, 5, 6, 8)
– Выложите их на партах. (Дети выкладывают на партах, при проверке –
вылетают на экран по щелчку, дети прячут назад в кассу.)
– Проверим, в правильном ли порядке расположены кнопки.
– Какое число стоит между числами 4 и 6?
– Покажите соседей числа 8.
– Какое число больше на 1, чем 9? Меньше на 1, чем 4?
– Какое число следует за числом 6?
– Какое число стоит перед числом 2?
– Молодцы, центральный пульт исправлен. Вы все были внимательными, работали
четко. Поэтому полетим в полном составе. (Открываю рисунок ракеты с
наклеенными фотографиями детей). На небе почему-то очень мало звезд. Но мы
можем исправить эту ситуацию. При открытии каждого нового знания мы будем
зажигать звездочку.
– За нашим полетом будет наблюдать звездочет, мы будем держать с ним связь, он
нас будет информировать об опасностях, которые нас могут подстерегать.
– Итак, приготовиться к полету! Пристегнуть ремни!
Одеть шлемофоны! Включаю зажигание. Начинаем отсчет. (Хором считаем от 10 до 1). Пуск!
(Слайд 5). – космос с траекторией ракеты.
2. Решение цепочки с выбором ответа.
– Пока наша ракета набирает высоту, проведем математические расчеты и узнаем, куда мы отправимся. Звездочет прислал нам координаты.
На доске запись: 8 – 1 + 2 + 1 =
– Если вы правильно сосчитаете, то узнаете, не только, куда мы отправимся, но и какая самая большая планета Солнечной Системы.
(Слайд 6).
9 – Марс
10 – Юпитер
8 – Плутон
– Покажите, какое число получилось,
Проверим, правильно ли мы сосчитали (лишние цифры улетают) (счет по порядку, по цепочке).
– Как же она называется? (Юпитер.)
(Слайд 7, 8). – изображение Юпитера
– Что вы знаете о числе 10? (Самое маленькое двузначное число, его соседи
9 и 11). Зажигаем первую звезду.
– Космонавты должны быть всегда в хорошей спортивной форме. Давайте отдохнем!
(Слайд 9). – Физкультминутка. (Под музыку.)
3. Повторение состава числа 10.
– Внимание! Наш полет продолжается, Звездочет нас предупреждает, что мы
приближаемся к планете Марс. Давайте сделаем здесь первую остановку, наденем
спецкостюмы и выйдем из корабля.
– Смотрите, нас встречают марсиане (рисунок с изображение марсиан). Мне кажется,
они ждут нашей помощи. Марсиане просят, чтобы мы научили их, как можно
рассаживаться в марсоходы для их передвижения по планете. Попробуйте в парах
показать все варианты посадки пассажиров, если в каждый марсоход помещается 10
марсиан.
– Проверьте себя по главному марсоходу.
(Слайд 10). – (самопроверка – по слайду).
– Поднимите руки те пары, кто так же рассадил марсиан. Молодцы, все
справились с этим заданием правильно.
– Пора прощаться с марсианами и лететь дальше. Они благодарят нас за помощь, а
на небе зажигается еще одна звезда.
Но чтобы нам вернуться на корабль, надо набрать секретный код.
IV. Устное решение задач. Постановка проблемы.
– Слушайте внимательно задачу и выкладывайте ответ цифрой.
а) Аня вымыла 3 большие тарелки и 2 маленькие. Сколько тарелок вымыла Аня?
(5) Докажите. Каким действием узнали? (Сложением – ищем целое.)
б) Витя принес 5 груш. За ужином съели 2груши. Сколько груш осталось? (3)
Почему? Каким действием узнали? (Вычитанием – ищем часть.)
в ) На веточке висело 3 листика, подул ветер и они улетели. Сколько же листиков
осталось на дереве?
Код 5 3 ?
– Почему не кладете цифру-ответ? Знаете ли вы это число? Каким числом
обозначим оставшиеся листики на дереве?
– Изучали мы это число?
– Какую учебную задачу поставите для урока-путешествия?
– Познакомиться с новым числом.
V. “Открытие” детьми нового знания.
– Как вы думаете, какая цифра нам поможет обозначить число листьев?
– Кто думает по-другому?
– Давайте уточним учебную задачу.
(Слайд 11). – Познакомиться с числом ноль и цифрой 0.
– Итак, число ноль записывают цифрой 0.
– Вернемся к задаче с листочками.
(Слайд 12). – дерево с 3 листиками (по щелчку улетают).
– Так сколько осталось листиков? Что значит 0? (Ничего.)
– Найдите в кассах цифр 0 и положите рядом с другими цифрами. Прочитаем код.
В каком порядке идут числа? (В порядке убывания).
– Код набрали, нам удалось вернуться на борт корабля в полном составе. Занимаем
свои места (проверьте посадку) и продолжим наш путь на Юпитер.
За то, что вы правильно сумели решить все задачи – загорается еще одна звезда.
– Наше путешествие продолжается. Проверим ваше внимание и смекалку.
– Сколько яблок у меня в пакете? (Показываю пустой пакет.)
– Сколько груш может вырасти на яблоне?
– Сколько слонов в классе?
– Чего в классе еще ноль? (Кроватей, аквариумов и т.д.)
Вывод : – Так какое же число обозначает отсутствие предметов? (Ноль.)
– Ребята, на что похожа цифра 0? (Высказывания детей.)
(Слайд 13).
Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если что-то вдруг пропало, улетело, убежало.
Мы на этом месте ставим ноль с тобою вместе.
– Давайте потренируем наши глазки, чтобы они было зоркими, хорошо все видели.
(Слайд 14). – Физкультминутка (для глаз).
– Наши глазки отдохнули.
– Давайте поупражняемся в написании цифры ноль. Умеем ли мы писать эту цифру?
Где мы с ней встречались?
(Слайд 15). – (образец написания цифры 0)
Дети прописывают цифры в печатной тетради (стр. 17).
– Откройте свои бортжурналы.
– Обведите 2 раза образец в большой клетке, а затем продолжите писать
самостоятельно до конца ряда. Следите за своей посадкой, пишем аккуратно,
красиво.
– Предлагаю подчеркнуть самую красивую цифру, показать ее соседу по парте.
– Замечательно! На нашем пути загорается еще одна яркая звезда.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Работа в печ.тетради – с.17
– Продолжаем работу в бортжурнале.
– Что нужно выполнить в задании выше нуля? (Соединить число предметов с
нужной цифрой.)
– Выполните это задание, будьте внимательны, правильно считайте количество
предметов на тарелках и соединяйте с нужной цифрой.
– Прочитайте числа.
– Где в этом ряду чисел стоит число 0? Почему впереди всех чисел? (Не
обозначает никакого числа предметов.)
2. Сравнение чисел.
– Звездочет нам на борт передал какие-то “мешки” с продуктами и попросил сравнить их содержимое.
(Слайд 16) – (пустой мешок – мешок с 5 грушами).
Выложите на парту нужные числа, обозначающие число предметов в мешках.
0 4
– Положите нужный знак сравнения. (Вылет знака по щелчку.)
Прочитаем запись (0 меньше четырех).
(Слайд 17). – сравним другую пару мешков – в одном мешке 3 яблока – в другом 0.
3 > 0
– Давайте обобщим сказанное. Какие числа можно вставить в “окошко”, чтобы запись была верной?
…. > 0 (дети подбирают разные варианты – 8, 15, 100 и т.д.)
– Чтобы показать, что подходит много чисел, заменим клеточку буквой – например, первой буквой алфавита – а (на доске в “окошко” вставляю букву а).
Получится запись: а>0
Любое число больше, чем 0.
– Что можем сказать о числе 0? (Меньше всех натуральных чисел.)
(Слайд 18). – Вывод: ноль всегда меньше любого натурального числа
0 < а
а > 0 (читаем буквенные записи)
На нашем пути загорается еще одна яркая звезда.
Физкультминутка (сидя).
– Космонавтам пора отдохнуть, сделаем это сидя. Наклонились вперед, прогнулись хорошо, выполним повороты, отожмёмся от парты, возьмитесь за руки, повернитесь лицом друг к другу, наклоны выполняем влево-вправо.
(Слайд 19). – Мы приближаемся к Юпитеру. Нас встречают жители этой планеты. (Выставляю летающую тарелку с инопланетянами). Они приготовили нам задания.
а) Решение задач.
1. Представьте, что у вас 8 яблок. Как сделать, чтобы их стало 0? (Варианты детей.)
– Как это записать? (Пишу на доске: 8 – 8 = 0.)
2. На ветке сидит 6 попугаев. Сколько их улетело, если осталось 0 попугаев?
– Кто поможет записать? (На доске: 6 – 6 = 0.)
б). Работа по учебнику (с.64)
1.) – Составьте сами задачу по рисунку. (На ветке было 5 ягод смородины.
Мама их сорвала. Сколько ягод осталось на веточке?)
– Прочитайте, какая запись подходит к этому рисунку. (5 – 5 = 0.)
– Посмотрите внимательно на все эти записи.
– Какие еще числа можно вставить в “окошки”: * – * = 0 (Подумайте, одинаковые
или разные числа будете вставлять.)
Придумайте свои равенства (заслушиваем несколько вариантов).
2.) – Когда же получается ноль?
Попробуем вставить в “окошки” букву а и сделать вывод:
(Слайд 20). а – а = 0
Вывод: Если из числа вычесть то же самое число, то получится 0.
– Расскажите друг другу в парах.
За то, что мы с вами вывели правило, на нашем пути загорается еще одна яркая звезда.
в) Решение примеров с “окошками”:
(Слайд 21). – Наша ракета попала в метеоритный дождь. Её так качнуло, что некоторые цифры разлетелись, потерялись. Чтобы вернуться на Землю, надо их вернуть на свои места.
Работаем в парах.
На доске:
7 – * = 0
9 – * = 0
* – 8 = 0
Проверка: дети показывают разрезными цифрами, а один ученик на доске вставляет их.
Неисправность устранили. На нашем пути загорается еще одна яркая звезда.
(Слайд 22). – Начинаем приземление, посмотрите на вид Земли с космоса, какая красивая наша планета, нас сопровождают и марсиане.
(Слайд 23). – они нам говорят спасибо и желают успехов!
VII. Итог урока. Рефлексия.
(Слайд 24). – Поздравляю всех! Наше космическое путешествие закончилось. Благодаря нашим слаженным и четким действиям, вашей дружбе и внимательности, мы смогли помочь жителям космоса, получить новые знания. Вы – настоящие друзья, умные и смелые. Я рада за вас. Посмотрите, какое красивое небо у нас получилось, сколько звезд зажглось на нашем пути. А это значит, что столько новых знаний вы получили.
(Слайд 25). – Какие открытия вы совершили за время космического путешествия?
– Кому на уроке, во время путешествия было комфортно, получили удовлетворение
от работы, поднимите солнышко. (На партах у детей лежат два рисунка: солнце и
солнце с облаком.)
– Тем ребятам, кто чувствовал себя немного неуверенно, кому надо еще немного
поупражняться, поднимите солнышко с облаком.
– Спасибо всем участникам нашего полета!