Цели:
- Закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении темы: “Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание”; работать над совершенствованием умения решать задачи, развивать навыки счета; совершенствовать умения работы с геометрическим материалом.
- Прививать интерес к математике через любимых литературных героев сказки К.И.Чуковского “Доктор Айболит”.
- Развивать логическое мышление, память, внимание; умение работать в парах.
- Воспитывать аккуратность, усидчивость, старательность, чувство взаимопонимания и взаимовыручки.
Оборудование:
Иллюстрации к сказке К.И.Чуковского, изображения животных, обитающих в тёплых странах, материал для устного счета.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок математики. Мы отправимся в очень сложное и трудное путешествие с героем известной сказки. Угадайте, кто же это?
Он под деревом сидит…
Приходи к нему лечиться и корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица.
Всех излечит, исцелит
Добрый … доктор Айболит.
(Открываем картинку: лес, домики с номерами, Доктор Айболит.)
Ребята, а какими мы должны быть, чтобы преодолеть все препятствия, которые встретятся нам на пути? (Ответы детей)
II. Устный счёт.
Для путешествия надо хорошо подготовиться. Начнём разминку.
1. Цепочка.
Возьмите веер цифр и показывайте только результаты вычислений.
Дайте характеристику числу 13.
На сколько количество единиц в этом числе больше количества десятков?
Назовите двузначные числа, в которых количество десятков равно количеству единиц.
2. Игра “Почтальоны”.
В начале урока несколько учеников получили письма, которые они должны доставить по адресу в лесные домики, номера которых – значения выражений, записанных на конвертах.
Давайте проверим, правильно ли почтальоны доставили письма?
На какие две группы можно разделить записанные выражения?
Как называются компоненты при сложении; при вычитании?
Письмо получил и Доктор Айболит. Он очень расстроился. Случилась беда: на далёком острове заболели звери, и Доктор Айболит должен немедленно отправляться в путь.
Ребята, вы готовы помочь Доктору?
Но в домике под № 15 живёт злая сестра Доктора Айболита – Варвара и она не хочет отпускать нас в путешествие, если мы не выполним её задание.
3. Решение задачи, составление обратных задач.
На доске:
Было - ?
Съели - 15 витаминок.
Осталось – 10 витаминок.
Что неизвестно?
Как найти неизвестное уменьшаемое?
Запишите решение задачи / 1 на индивидуальной доске / Проверка.
Составьте задачу, обратную данной. Занесите условие этой задачи в схему.
Что неизвестно в этой задаче?
Как найти неизвестное вычитаемое?
Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево, (Смотрим прямо на близкий предмет, на далёкий)
Тихо сели, вновь за дело.
III. Основная часть.
1. Запись и решение выражений на порядок действий.
Доктор Айболит готов отправиться в путь на помощь больным зверям, но он не может найти своей сумки с лекарствами, т.к. её спрятал злой Бармалей.
Чтобы найти сумку мы должны записать под диктовку числовые выражения и найти их значения.
- К сумме 20 и 7 прибавить 3
- Из числа 39 вычесть сумму 5 и 4
- К числу 8 прибавить сумму 7 и 2
- Из числа 18 вычесть разность 12 и 3
- Из разности 100 и 50 вычесть 1
Что необходимо знать, чтобы правильно найти значения этих выражений?
(Порядок действий в выражениях со скобками).
Дети выходят к доске, записывают выражения, расставляют порядок действий, находят значения выражений. Остальные делают записи в тетради.
2. Кто же поможет доктору добраться до Острова, где его ждут больные звери”.
Плакат “Числа от 1до 100”.
На плакате спрятаны числа, запишите их в порядке возрастания.
15 26 37 42 59 64 78 81
Назовите только чётные числа. Расположите их в порядке убывания.
Переверните их. Какое слово образовали буквы? Кто же довезёт Айболита?
ОРЁЛ
3. Измерение длины ломаной линии с помощью циркуля-измерителя и линейки.
Взял Айболит сумку, сел на орла и полетел на Остров.
Дорога была не прямая.
ЛОМАНАЯ
У каждого из вас есть карта пути следования Доктора Айболита.
Какая линия на ней изображена? Сколько звеньев у этой ломаной?
Как мы умеем находить длину ломаной?
Вычислите длину ломаной с помощью циркуля и линейки. Как вы это будете делать?
Чему равна длина ломаной линии?
Дополнительно:
Какие геометрические фигуры на чертеже?
Сколько треугольников? четырёхугольников?
4. Круговые примеры.
Вот показалась Африка. Но попасть на остров нельзя, т.к. его окружили пиратские корабли. Надо решить примеры, записанные на корабликах.
/ Решение примеров в тетради, а один на индивидуальной доске, проверка/
Вот и теплая страна
Из бинокля нам видна.
Это чудная страна!
А какие животные здесь обитают?
Выставляются фотографии животных.
Чтобы Доктор Айболит смог вылечить этих животных, нам необходимо выполнить задания Бармалея.
IV. Самостоятельная работа.
1. Решение составной задачи / у каждого на карточке/.
Читаем. Разбираем.
Обезьянка Чичи утром съела 10 бананов, а вечером на 4 банана ментше. Сколько всего бананов съела обезьянка Чичи?
Сделать на доске краткую запись
Утром - 10 б.
Вечером – на 4 б. м.
__________________
?
Слабым учащимся карточку-подсказку.
1. Узнай, сколько бананов съела обезьянка Чичи вечером?
Подумай, как узнать число, которое на 4 меньше?
Запиши первое действие.
2. Узнай, сколько всего бананов съела обезьянка Чичи?
Подумай, как узнать сколько всего?
Запиши второе действие.
Запиши полный ответ.
Решение самостоятельно /1 на индивидуальной доске/
Проверка.
3. Учебник с. 42 № 5 /сравнение выражений/.
Взаимопроверка.
V. Физкультминутка.
Лучшие качели - гибкие лианы (качаются вправо, влево).
Это с колыбели знают обезьяны
Кто весь век качается
Да-да-да! (хлопки)
Тот не огорчается
Никогда! (прыжки)
6. Задание на смекалку.
Злой Бармалей пришёл в ярость, когда узнал, что все задания сделаны и звери здоровы. Он похитил кораблик, на котором Айболит должен был отплыть домой.
Он требует, чтобы вы решили логическую задачу.
Учебник с. 43 №1. Работа в парах.
Проверка. Как узнали?
7. Ничего больше не может сделать Бармалей Айболиту, потому, что у доктора много друзей, и вы тоже. А друзья его умненькие, добрые и весёлые.
VI. Итог урока.
Понравился ли вам урок?
Что особенно запомнилось?
Спасибо вам за работу на уроке!