Открытый урок по русскому языку в 5-м классе "Обобщение по фонетике"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • обобщить теоретический и практический материал изученного по фонетике в формате заданий ЕГЭ
  • учить применять теоретические сведения при фонетическом разборе и решении фонетических задач,
  • развивать навыки самоконтроля, самооценки, самостоятельной работы с тестовыми заданиями

Оборудование: лист самоконтроля, м/медийная презентация заданий и ответов к заданиям

Тема Обобщение по фонетике
Планируемые результаты

Обобщить теоретический и практический материал изученного по фонетике в формате заданий ЕГЭ.

Учить применять теоретические сведения при фонетическом разборе и решении фонетических задач, обосновывать выбор ответа.

Развивать навыки самоконтроля, самооценки, самостоятельной работы с тестовыми заданиями

Личностно-значимая деятельность Самостоятельно отбирать и классифицировать изученную информацию, уметь работать самостоятельно, объяснять орфограммы в корнях с безударными гласными, приводить примеры
План урока 1. Мобилизующее начало. Прежде, чем приступить к работе, сформулируйте тему сегодняшнего урока, а для этого надо решить кроссворд и выполнить задания по карточкам (4 ученика у доски готовят развернутый ответ на теоретические вопросы по фонетике).

2. (Слайд) решаем кроссворд (учитель называет толкование, учащиеся заносят в тетрадь фонетические термины).

1. Раздел науки о языке, изучающий нормы произношения звуков.

2. Наука, изучающая нормы начертания букв.

3. Наука, изучающая способы обозначения звуков на письме.

4. Наука, изучающая правописание слов.

5. Наука о звуках речи.

Самопроверка с компьютера, за это задание вы зарабатываете 5 баллов.

Послушаем наших эрудитов, которые работали у доски (оценка устных ответов А). Рассказать о согласных звонких и глухих

Выбрать из предложения слова, в которых только звонкие согласные, сделать фонетический разбор этого слова.

Жила в зеленом лесу серая сова.

Рассказать о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я

Выбрать из предложения слова, где эти буквы обозначают 2 и 1 звуки:

Сова дрожала и сильнее прижимала крылья к телу.

Рассказать о гласных звуках.

Расставить ударение в словах:

Свекла, звонит, квартал, алфавит, досуг, шофер, километр.

Какие звуки непарные мягкие и непарные твердые?

Найти в предложениях непарные мягкие и твердые согласные

Жила в зеленом лесу серая сова.

Формулируем цель урока. Сегодня мы обобщим все наши знания по разделу фонетика, вы сами себя будете оценивать на листах самоконтроля, только будем честны, ведь сегодня вы решаете как выпускники задания в формате ЕГЭ, поэтому будьте внимательны,и вас ждут заслуженные пятерки.

1. (Презентация. Слайд 2) перед вами текст, прочитайте его, придумайте интересный заголовок. К какому типу речи относится этот текст, а что делает его выразительным? (Учитель прослушивает варианты заголовков и открывает свой вариант)

2. Из текста выберите слова с безударной гласной в корне глаголов, подберите проверочные.

3. Самопроверка. Если все правильно, вы получаете 5 баллов

4. В 5-м предложении найти слова, где Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

5. Оказывается, это маленькая синичка пух тополиный себе на гнездо собирает.

Самопроверка с компьютера.

6. Из предложения 13 выписать слово, в котором только звонкие согласные.

Разомлела сова от тепла и сладко заснула.

Самопроверка (слайд).

7. Задание. Из 11 предложения выписать слово, в котором происходит оглушение.

Всю ночь сова поджидала восхода солнца.

Самопроверка (слайд).

8. Задание. Сделать фонетический разбор слова “всю” (слайд – проверка).

Итоги урока, проставьте баллы, поставьте оценку себе и нашей работе (слайд).

Технологии Элементы модульной технологии, технология тестирования, игровая
Форма организации Фронтальная работа, индивидуальная, в парах
Приемы деятельности учителя Эвристическая беседа, наблюдение за самостоятельной работой уч-ся, организация самостоятельной работы, рефлексия
Организация деятельности уч-ся

Коллективная.

Самостоятельная работа.

Индивидуальная.

Развитие компетенций уч-ся Лингвистическая (знать орфограмму, опознавать безударные гласные, обосновывать выбор орфограммы) создавать текст развернутого ответа, работать с терминами, обосновывать правильность ответа и оценивания (рефлекс).
Основные понятия Гласный, согласный, фонетика, орфография, орфоэпия, безударный, ударный звук
Источники информации Учебник под ред. Ладыженской

Приложение 2