Знаки препинания в сложном предложении. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: Создание условий для формирования умения ставить знаки препинания в сложном предложении через алгоритмизацию деятельности учащихся.

Задачи:

  1. Познакомить с правилом постановки знаков препинания в сложном предложении; сравнить постановку знаков препинания между частями сложного предложения и между однородными членами, соединенными одиночным союзом и.
  2. Способствовать развитию учебно-информационных умений и коммуникативных навыков.
  3. Воспитывать культуру умственного труда и аккуратность.

Оборудование:

  1. Иванов С.В. и др. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: 2 часть – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №2 для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Ход урока

1. Организационный момент

- Ребята, посмотрите на гостей, поздоровайтесь и подарите им свои добрые улыбки.

2. Чистописание

- Откройте тетради, подпишите число, классная работа.

- Посмотрите на доску, что я написала? (И а но)

- Как назвать одним словом? (Союзы)

- Что вы о них знаете? (Они связывают однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения; их называют сочинительными)

- Поработаем над скорописью. Напишите две цепочки без отрыва.

- Составьте свой узор из этих букв.

3. Интерактивная разминка

- А сейчас проведем интерактивную разминку.

- Если вы согласны, что синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает строй связной речи, хлопните в ладоши.

- Если вы уверены, что к синтаксическим единицам речи относятся словосочетание, предложение, текст, кивните головой.

- Если вы знаете, что грамматическая основа, фразеологизм и однородные члены не являются словосочетанием, помашите рукой.

- Если вы уверены, что сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух или более частей, связанных по смыслу и по интонации, топните ногой.

- Если вы согласны, что предложение не может существовать без второстепенных членов, встаньте.

- Почему не выполнили последнее действие? (Предложение не может существовать без грамматической основы)

- Понравилась интерактивная разминка? Для чего мы ее проводили? (Чтобы вспомнить изученный материал)

4. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи

а) Запишите в тетрадь следующее предложение (один ученик у доски):

Ручейки бегут, встречаются друг с другом и превращаются в лесную речушку.

- Подчеркните грамматическую основу.

- Дайте характеристику этому предложению (повествовательное, невосклицательное, простое, полное, распространенное, с однородными сказуемыми).

б) Прочитайте предложения на доске:

Мы сели в поезд, и мама помахала нам рукой.

Вдоль дорожки росла сирень, а в глубине сада отец посадил куст жасмина.

- Что можете сказать об этих предложениях?

- Как вы определили, что эти предложения сложные? (каждое предложение состоит из двух частей, в каждой части своя грамматическая основа)

- Сравните постановку запятых в сложных предложениях и простом предложении. Что заметили?

- Зависит ли постановка запятой между частями сложного предложения от того, каким союзом соединены части? (Нет)

- Какой вывод можно сделать? (Между частями сложного предложения всегда ставится запятая). На доске появляется схема: [ ], и [ ]

- Назовите тему нашего урока. (Знаки препинания в сложном предложении).

- Поставьте учебную задачу на урок. Чему будем учиться? (Будем учиться ставить знаки препинания в сложном предложении, различать простое предложение и сложное)

5. Изучение нового материала

а) Составление алгоритма “Постановка запятой между частями сложного предложения”.

– Какой вывод мы только что сделали? (Части сложного предложения разделяются запятой)

- А теперь попробуйте определить, какие действия нужно выполнить для того, чтобы правильно поставить знаки препинания в сложном предложении.

- Объединитесь в группы и попытайтесь составить такой алгоритм действий.

б) Проверка работы в группах:

  1. Какой первый шаг? (Найди грамматическую основу)
  2. Какой второй шаг? (Определи, сколько частей в данном сложном предложении)
  3. Третий шаг? (Найди союз, который связывает части сложного предложения)
  4. Четвертый шаг? (На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую)

в) Проверка алгоритма по учебнику.

- Проверим себя. Откройте учебники на стр. 135, прочитаем правило.

- Что есть в правиле такого, чего мы не назвали? (Части сложного предложения могут быть связаны союзом, перед союзом нужно поставить запятую)

- Для чего мы составили алгоритм?

- Перейдем к выполнению упражнений.

6. Закрепление правила постановки знаков препинания

а) Первичное закрепление правила.

Выполнение упр. 1 стр. 135 с комментированием.

- Почему даже перед одиночным союзом и в двух предложениях была поставлена запятая?

б) Выполнение упр. 2 стр. 136.

- Прочитайте задание про себя.

- Что мы должны сделать?

- Выпишите сложное предложение.

- Кто не сделал ошибок?

- Почему вы легко справились с заданием?

- Прочитайте остальные предложения.

- Чем они похожи? (Простые предложения с однородными сказуемыми)

- Эти предложения вы запишите дома, подчеркнете однородные члены предложения.

в) Работа в парах – упр.3 стр. 136

- Прочитайте задание. Работать будете в парах, устно.

- Есть ли ошибки в постановке знаков препинания? В каких предложениях?

- Запишите эти предложения правильно.

- Объясните, почему в одних предложениях запятая перед союзом и нужна, а в других нет?

7. Работа в печатных тетрадях

- Откройте стр.42, упр.2.

- Прочитаем задание.

- Когда перед одиночными союзами и и или ставится запятая, а когда нет?

- Каким предложениям соответствуют данные схемы? (1,4 – с однородным и членами; 2, 3 – сложное предложение)

- Выберите две схемы и продолжите предложения в соответствии со схемами.

8. Домашнее задание

Упр.2 стр. 136 (выписать простые предложения, подчеркнуть однородные члены предложения); дополнительно - упр. 3 стр.42 в печатной тетради.

9. Рефлексия. Итог урока

- Какую учебную задачу ставили на урок?

- Чем отличается простое предложение с однородными членами от сложного предложения?

- Где будут использоваться новые знания?

- Кого бы вы хотели отметить в классе, кому сделать комплимент?

- Закончите предложение:

Сегодня я узнал (а)…

Я смогу…

Я попробую…

Мне было трудно…

Мне захотелось…