Цель: Создание условий для формирования умения ставить знаки препинания в сложном предложении через алгоритмизацию деятельности учащихся.
Задачи:
- Познакомить с правилом постановки знаков препинания в сложном предложении; сравнить постановку знаков препинания между частями сложного предложения и между однородными членами, соединенными одиночным союзом и.
- Способствовать развитию учебно-информационных умений и коммуникативных навыков.
- Воспитывать культуру умственного труда и аккуратность.
Оборудование:
- Иванов С.В. и др. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: 2 часть – М.: Вентана-Граф, 2009.
- Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №2 для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Ход урока
1. Организационный момент
- Ребята, посмотрите на гостей, поздоровайтесь и подарите им свои добрые улыбки.
2. Чистописание
- Откройте тетради, подпишите число, классная работа.
- Посмотрите на доску, что я написала? (И а но)
- Как назвать одним словом? (Союзы)
- Что вы о них знаете? (Они связывают однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения; их называют сочинительными)
- Поработаем над скорописью. Напишите две цепочки без отрыва.
- Составьте свой узор из этих букв.
3. Интерактивная разминка
- А сейчас проведем интерактивную разминку.
- Если вы согласны, что синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает строй связной речи, хлопните в ладоши.
- Если вы уверены, что к синтаксическим единицам речи относятся словосочетание, предложение, текст, кивните головой.
- Если вы знаете, что грамматическая основа, фразеологизм и однородные члены не являются словосочетанием, помашите рукой.
- Если вы уверены, что сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух или более частей, связанных по смыслу и по интонации, топните ногой.
- Если вы согласны, что предложение не может существовать без второстепенных членов, встаньте.
- Почему не выполнили последнее действие? (Предложение не может существовать без грамматической основы)
- Понравилась интерактивная разминка? Для чего мы ее проводили? (Чтобы вспомнить изученный материал)
4. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи
а) Запишите в тетрадь следующее предложение (один ученик у доски):
Ручейки бегут, встречаются друг с другом и превращаются в лесную речушку.
- Подчеркните грамматическую основу.
- Дайте характеристику этому предложению (повествовательное, невосклицательное, простое, полное, распространенное, с однородными сказуемыми).
б) Прочитайте предложения на доске:
Мы сели в поезд, и мама помахала нам рукой.
Вдоль дорожки росла сирень, а в глубине сада отец посадил куст жасмина.
- Что можете сказать об этих предложениях?
- Как вы определили, что эти предложения сложные? (каждое предложение состоит из двух частей, в каждой части своя грамматическая основа)
- Сравните постановку запятых в сложных предложениях и простом предложении. Что заметили?
- Зависит ли постановка запятой между частями сложного предложения от того, каким союзом соединены части? (Нет)
- Какой вывод можно сделать? (Между частями сложного предложения всегда ставится запятая). На доске появляется схема: [ ], и [ ]
- Назовите тему нашего урока. (Знаки препинания в сложном предложении).
- Поставьте учебную задачу на урок. Чему будем учиться? (Будем учиться ставить знаки препинания в сложном предложении, различать простое предложение и сложное)
5. Изучение нового материала
а) Составление алгоритма “Постановка запятой между частями сложного предложения”.
– Какой вывод мы только что сделали? (Части сложного предложения разделяются запятой)
- А теперь попробуйте определить, какие действия нужно выполнить для того, чтобы правильно поставить знаки препинания в сложном предложении.
- Объединитесь в группы и попытайтесь составить такой алгоритм действий.
б) Проверка работы в группах:
- Какой первый шаг? (Найди грамматическую основу)
- Какой второй шаг? (Определи, сколько частей в данном сложном предложении)
- Третий шаг? (Найди союз, который связывает части сложного предложения)
- Четвертый шаг? (На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую)
в) Проверка алгоритма по учебнику.
- Проверим себя. Откройте учебники на стр. 135, прочитаем правило.
- Что есть в правиле такого, чего мы не назвали? (Части сложного предложения могут быть связаны союзом, перед союзом нужно поставить запятую)
- Для чего мы составили алгоритм?
- Перейдем к выполнению упражнений.
6. Закрепление правила постановки знаков препинания
а) Первичное закрепление правила.
Выполнение упр. 1 стр. 135 с комментированием.
- Почему даже перед одиночным союзом и в двух предложениях была поставлена запятая?
б) Выполнение упр. 2 стр. 136.
- Прочитайте задание про себя.
- Что мы должны сделать?
- Выпишите сложное предложение.
- Кто не сделал ошибок?
- Почему вы легко справились с заданием?
- Прочитайте остальные предложения.
- Чем они похожи? (Простые предложения с однородными сказуемыми)
- Эти предложения вы запишите дома, подчеркнете однородные члены предложения.
в) Работа в парах – упр.3 стр. 136
- Прочитайте задание. Работать будете в парах, устно.
- Есть ли ошибки в постановке знаков препинания? В каких предложениях?
- Запишите эти предложения правильно.
- Объясните, почему в одних предложениях запятая перед союзом и нужна, а в других нет?
7. Работа в печатных тетрадях
- Откройте стр.42, упр.2.
- Прочитаем задание.
- Когда перед одиночными союзами и и или ставится запятая, а когда нет?
- Каким предложениям соответствуют данные схемы? (1,4 – с однородным и членами; 2, 3 – сложное предложение)
- Выберите две схемы и продолжите предложения в соответствии со схемами.
8. Домашнее задание
Упр.2 стр. 136 (выписать простые предложения, подчеркнуть однородные члены предложения); дополнительно - упр. 3 стр.42 в печатной тетради.
9. Рефлексия. Итог урока
- Какую учебную задачу ставили на урок?
- Чем отличается простое предложение с однородными членами от сложного предложения?
- Где будут использоваться новые знания?
- Кого бы вы хотели отметить в классе, кому сделать комплимент?
- Закончите предложение:
Сегодня я узнал (а)…
Я смогу…
Я попробую…
Мне было трудно…
Мне захотелось…