Возрождение и изучение традиций русского народа, я считаю, одна из главных задач российской школы. Современные дети воспитаны с помощью телевиденья и компьютеров, которые не всегда направляют в нужное русло. Самостоятельно интересоваться прошлым, традициями своего народа, а соблюдать эти традиции тем более, будет далеко не каждый ребенок, поэтому школа должна помочь в этом. УМК для начальной школы “Начальная школа 21 век” в программе по окружающему миру затрагивает некоторые моменты, но этого недостаточно. Хочется расширить знания детей, возродить уходящие красивые традиции своего народа. В этом помогают внеклассные мероприятия, уроки социальной жизни…
Так, готовясь к уроку по окружающему миру “Русская трапеза”, была проделана огромная подготовительная и исследовательская работа, а сам урок стал лишь заключительным этапом в этой цепи. Дети подбирали материал самостоятельно, с помощью родителей (это большой плюс ). Сколько было найдено русских блюд, историй их возникновения, рецептов приготовления блюд! Было подготовлено много сообщений, подобрано иллюстраций, сделано своих рисунков и поделок по теме. Дети искали загадки, пословицы, игры из русского фольклора, подобрали целую коллекцию домашней утвари, соответствующей русской старине. Родители тоже подключились, заработала фантазия, появилась так называемая “Бабушка Агафья”– образ русской женщины – хозяйки, которая рассказала об истории возникновения русской каши, приготовлении каши в прошлом, ценности и полезности каши в наше время, появились “гостеприимные хозяева” дома, которые, соблюдая обычаи и традиции русского народа, помогали учителю вести урок.
Был проведен так называемый “Марафон каш”. Заранее выбранная группа “научных работников (это дети любознательные и умеющие хорошо работать со справочной литературой) подготовила очень интересный материал, объясняющий очень грамотно и доступно многие понятия, над которыми дети раньше даже и не задумывались, хотя были и знакомы. Урок стал не просто уроком, а уроком – праздником для детей. Сама обстановка (класс оформлен под русскую избу, дети подготовили элементы русского костюма: у девочек – ленты, у мальчиков – кушаки), помощники учителя, которые вели урок вместе с учителем – учащиеся в русских костюмах – это Хозяин с Хозяюшкой , Бабушка Агафья – это родительница, исполняющая роль, не только сама подготовила костюм и информацию о кашах, но и помогала в ведении урока, сделали урок интересным, познавательным, полезным. Когда дети узнали, как питались русские люди несколько столетий назад, они были шокированы. Это был хлеб, вода, редька, иногда молоко. А работали…! После такого урока дети начинают ценить то, что делают для них взрослые. В школе и дома дети начинают есть кашу, бережно относиться к хлебу, с чувством благодарности к своим родителям. Но и на этом дети не остановились. Ведь в учебнике было сказано не только о простом крестьянине, но и о богатых людях. Трапеза богатых конечно отличалась. А ведь интересно, что ели на пирах? И работа продолжилась. Дети находят такой материал, что иногда и для себя открываешь что-то новое.
А потом заспорили: чай – это русское блюдо или нет? И снова масса интересной информации. Но это было уже внеклассное мероприятие на тему: “Русское чаепитие”. На этом мероприятии дети не только узнали много интересного, но даже и попробовали чай, приготовленный по русским рецептам. И снова первыми и незаменимыми помощниками были родители. Тесная, дружеская обстановка сближает не только детей и родителей, но и самих родителей между собой. А это очень помогает в работе.
Итак, каждый урок по этой теме, требовал продолжения и заканчивался очередным внеклассным мероприятием или уроком социальной жизни. И, я надеюсь, что оставит неизгладимый след в душах детей и найдет продолжение в их дальнейшей жизни.
Уроки социальной жизни дают богатый материал для размышлений, учат разбираться в том огромном материале, который подбрасывает сама жизнь.
Так урок социальной жизни по теме “Законы гостеприимства” учит детей быть по-русски гостеприимным и доброжелательным. На уроке были учтены русские обычаи и традиции. А в конце урока и детей, и гостей угостили русскими пирогами и чаем, благодаря опять же родителям.
На уроке технологии тоже нашлось место для данной темы. Дети делали панно из разного материала, где одевали девочку и мальчика в русские костюмы (работа в группах ).Перед тем , как сделать панно, детям были показаны образцы женских и мужских народных костюмов (мальчики и девочки из кружка “Моды” показал детям модели с элементами русского народного костюма), показаны слайды с образцами русских народных костюмов. И лишь затем дети по шаблонам из ткани сам делал заготовки и панно. Получилось ярко и интересно.
Тема народного творчества и традиций русского народа была продолжена и в работе кружка “Очумелые ручки”. Вместе с детьми были собраны старые куклы, на которые шились русские народные костюмы. Работа интересная и познавательная. Ведь прежде чем сшить костюм, нужно найти образец, узнать его историю и особенности, а потом шить.
Это только моменты в большой работе по изучению и возрождению традиций русского народа. Планов и идей на будущее много. Хочется лучше узнать особенности культуры своего города Волгограда и области.
Цели урока:
- познакомить с блюдами славян, национальными блюдами русской кухни, историей возникновения этих блюд;
- учить работать в группах;
- развивать любознательность, навыки исследовательской работы, мышление, речь;
- воспитывать интерес к истории, уважение к традициям русского народа.
Оборудование: компьютер мультимедийная презентация, экран, мини-экспозиция “В русской избе”, рабочие тетради, набор карточек для каждой группы, стол с блюдами русской кухни – приготовлены с помощью и при участии родителей.
Ход урока
1. Организационный момент. (Звучит русская народная музыка.)
– Ребята, у нас сегодня необычный урок. Оглянитесь вокруг: мы сейчас не в классе, а в русской избе.
(Дети сидят за столами группами по 5 человек. Одна группа – это научные работники – учащиеся класса, хорошо работающие с дополнительной информационной литературой. Хозяин с хозяюшкой – учащиеся 3 “А класса”. Бабушка Аграфена – родительница класса, которая подобрала информацию о кашах и приготовлении каши, провела с детьми игру “Угадай кашу”. Входят Хозяин с Хозяюшкой с хлебом – солью.)
Xозяин: Здравствуйте, гости дорогие!
Хозяйка: Хлеб-соль вам!
Xозяин: Сейчас трапезничать будем.
Учитель: Ребята, что нам предложил Хозяин? (Трапезничать.)
– От какого слова образовано слово “трапезничать”? (Трапеза.)
2. Знакомство с новым материалом.
а) – Попробуйте объяснить значение слова “трапеза”. (Пища, еда, угощение, блюдо.)
Учитель: Сегодня моими помощниками является группа “научных работников”. Давайте спросим у них, правильно ли ответили на вопрос с научной точки зрения.
Научный работник: Правильно. Трапеза с греческого языка – кушанье
(Слайд 1).
Учитель: – Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня?
Учитель: Тема нашего урока: “Русская трапеза” (Слайд 2).
– А может быть, вы знаете блюда русской кухни?
Учитель: A без чего не обходилась ни одна трапеза в русской семье? (Без хлеба.)
а) Хлеб – это главная пища русских людей.
– Хлеб – батюшка – так важно называли хлеб. (Слайд 3, 4).
– А что вы знаете о хлебе?
– Какой хлеб вы покупаете в магазине, в булочной?
– Чьи мамы или бабушки пекут хлеб дома?
– А что нам расскажут о хлебе Научные работники?
1-й научный работник: Хлеба были разные. На Руси с древнейших времен пекли из кислого заквашенного теста. Закваской служили дрожжи, квасная или пивная гуща, годился кусочек старого теста. Так как основной зерновой культурой была рожь, то и пекли, в основном, черный хлеб. (Хозяйка выносит на подносе черный хлеб, ставит на стол.) (Слайд 5).
2-й научный работник: Но там где сеяли пшеницу, выпекали белый хлеб.Самым
лучшим считался хлеб, выпеченный из пшеничной муки,
(хозяйка выносит белый хлеб, ставит на стол). Таким образом, качество хлеба
и, соответственно, его стоимость , были различными: круглый хлеб – коврига
-подешевле, а сдобный пшеничный хлеб, каравай, – подороже. (Слайд 6).
б) Учитель: – Хлеб любили есть мягким, а сухой резали и подсушивали. Что получалось? (Сухарики) (Слайд 7).
Хозяин: – Хозяйка выноси и ставит на стол румяные сухарики.
в) Фрагмент из м.ф. “Колобок”:
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел....
– Как вы думаете, почему я вспомнила эту сказку? (Ответы детей.) м/ф по DVD (Слайд 8).
Научный работник: Колобки – это круглые хлебцы . Их обычно пекли из остатков муки от пирогов и хлебов.(Слайд 9 )
Учитель: Хлеб в старину ставили на самое почетное место. О важной роли хлеба говорят пословицы и поговорки, созданные нашими предками. Хозяйка: Предлагаю вам игру. Кто больше вспомнит пословиц и поговорок о хлебе.
Задание каждому столу. Работа в группах.
г) Древним русским блюдом из молотого зерна были блины.
(Хозяйка выносит блины и ставит на стол.) (Слайд 10 ).
Учитель: Какой праздник без блинов не праздник? (Масленица.)
– Почему именно блин является символом этого праздника? (Похож на Солнце.)
2) – Какое еще любимое блюдо русских людей? (Каша.) (Слайд 11,12).
Учитель: Что вы знаете о каше? (Ответы детей.)
– Кто это к нам стучится? Кто-то пришел в гости.
– Вы любите принимать гостей?
Хозяйка: Да это бабушка Аграфена пришла в гости.
– Давайте спросим, что она знает о каше.
(Заходит Бабушка Аграфена, в этой роли – родительница, которая сама нашла информацию о кашах, о способах приготовления каш, провела игру “Угадай любимую кашу ”.)
Бабушка Аграфена: Да, каше очень много лет, она старше хлеба. Сначала ее варили из лесных орехов. Как только человек стал сеять рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, он научился очищать зерно, а зерна варить. Это было самое любимое среди русских людей кушанье. “Каша – матушка”, – говорили в старину. Кашу использовали и в будни, и в праздники. Ни одно хорошее застолье не обходилось в старину без каши. Даже на царских пирах она занимала почетное место. Известно более 100 видов каши.
– А какие каши знаете вы?
– Давайте поиграем: кто последний назовет кашу, тот и победил.
(Приз-пакетик каши быстрого приготовления.)
– Технология приготовления каши у наших предков была всегда одинаковой. Но я
вам пока секрет не открою. Хочу узнать, кто из вас умеет варить кашу?
(Учащиеся рассказывают.)
– Раньше кашу засыпали в кашник – горшок, заливали водой , запаривали 5
часов. По нашим меркам это долго, зато каша получалась знатная.
– А чем полезна каша? Какая каша самая полезная? (Ответы детей.)
Учитель: А что на это скажут нам научные работники?
Научный работник: Лучшей кашей специалисты назвали гречневую, она снижает уровень сахара в крови и очень полезна. (Слайд 14).
Научный работник: На втором месте своеобразного научного хитпарда оказалась овсяная каша, она изгоняет лишний холестерин из организма, ее рекомендуют при заболеваниях печени, диабете…(Слайд 12).
Научный работник: На третьем месте каша рисовая, но только из длинных зернышек (Ккруглые зерна содержат слишком много крахмала.) (Слайд 13).
Вот такие целебные свойства имеет каша.
Бабушка Аграфена: Кто любит есть кашу? Проверим, насколько вы любите кашу. Угадаете ли вы на вкус, с закрытыми глазами, свою любимую кашу? (Игра “Угадай кашу”.)
(Учащемуся закрывают глаза, дают ложку с кашей, нужно угадать, какая каша.)
3) Учитель: Еще одна сохранившаяся доныне традиция русской кухни – горячие жидкие блюда.
– Какие блюда вы знаете?
Ни одна кухня в мире не может похвастаться таким разнообразием: щи, похлебки, солянки, уха, рассольник, окрошка, ботвиньи и многое другое. (Слайд 15, 16, 17, 18, 19.)
Научный работник: Такая пища и от голода спасет, и от холода: похлебав горячих щей, быстро согреешься, а если они густые и наваристые, так сыт полдня. Не зря в России главный столовый прибор – ложка. (Слайд 20).
Научный работник: На Руси самой народной ложкой, конечно, была деревянная. Ею ели не только простые люди, но и купцы и бояре. Сначала деревянные ложки были грубоватыми, незатейливыми. Но позднее мастера научились придавать им форму, расписывать.
Научный работник: В старину люди носили ложки в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Даже Петр 1, идя в гости, приказывал брать с собой ложку. Он ел деревянной ложкой, украшенной слоновой костью.
Учитель: А кто умеет варить щи? Сейчас мы это и проверим.
Работа в группах. На столе у каждой группы лежат карточки с названиями продуктов, которые необходимы для приготовления щей.
Задание: расположить продукты в том порядке, в каком нужно для приготовления щей.
Учитель: Выручала русских крестьян и тюря.
– Кто знает, что такое тюря?
Научный работник: Тюря – кусочки черного хлеба, размоченного в квасе или в молоке. (Слайд 21).
– Кто хочет попробовать приготовить тюрю?
(2-е учащихся готовят тюрю: 1-й учащийся с квасом 2-й учащийся с молоком.)
Пока дети готовят тюрю, остальные работают в тетрадях.
Задание: с 16 № 34 (рабочая тетрадь)
Работа в группах.
– Прочитайте текст. Проанализируйте его и сделайте вывод: как питались летом крестьянские семьи двести лет назад?
В пост:
5 час. утра – чай с хлебом,
9 час. утра – то же,
12 час. дня – редька с квасом; иногда рыба, хлеб,
5 час. вечера – чай с хлебом,
9 час. вечера – остатки обеда,
В мясоед:
5 час. утра – чай, молоко, калачи (хлеб),
9 час. утра – то же,
12 час. дня – щи, молоко, черный хлеб, квас,
5 час. вечера – чай, молоко, калачи (хлеб),
9 час. вечера – остатки обеда.
Вывод: каждая группа делает свой вывод
Итог урока.
Чтобы подвести итог нашему разговору, давайте попробуем накрыть стол как в старые русские времена. Блюда должны соответствовать русской кухне. У каждой группы должен получиться свой особенный стол. (На каждом столе карточки с названиями блюд, на обратной стороне – описание блюда.)
Учитель – Как вы думаете, одинаково ли питались простые крестьяне и богатые люди?
Домашнее задание:
- Дома прочитаете о том, как проходили пиры на Руси стр.
- Составить рассказ о блюдах мам и бабушек.
- оформить книгу рецептов домашней русской кухни (по желанию).