Школьная перепись-2009: Сколько нас?

Разделы: География, Внеклассная работа, Экология


Введение.

Население, его характеристики непрерывно меняются через процессы рождаемости, смертности, формирования и распада союзов, миграции. Меняется численность населения. Пока мы с вами рассуждаем, численность населения Земли увеличилась примерно на полторы сотни человек.

Меняется распределение людей по разным типологическим группам: по полу, возрасту, по уровню образования, по этнической принадлежности и т.д. и т.п. Кто-то умирает, кто-то, наоборот, появляется на свет, кто-то меняет место жительства, кто-то вступает в брак, кто-то разводится… Словом идёт беспрерывный процесс изменений населения, его характеристик, структур и демографических процессов.

Вместе с тем население всегда остаётся самим собой, именно этим, данным населением, обладающим определёнными существенными характеристиками. Чтобы изучать население, надо постоянно отслеживать его характеристики.

Следовательно, необходима система учёта и сбора демографических данных, которая бы позволяла давать точную и полную картину, как состояния населения, так и тенденций его изменений за тот или иной период времени.

При изучении географии России нас заинтересовала процедура переписи населения. Мы решили провести миниперепись в нашей школе.

Целью нашей работы было проследить демографические изменения в нашей школе за последние годы.

Задачи:

1. Изучить историю переписи населения.

2. Составить программу переписной компании в школе, перечень вопросов переписного листа.

3. Собрать команду и познакомить с элементами переписной компании и её значимости в обществе.

4. Собрать информацию, обработать данные.

Методы.

1. Анализ литературных источников.

2. Письменный опрос, заполнение переписного листа.

3. Обработка данных.

Источники данных о населении:

Демография, как и любая другая наука, не может существовать без информации о населении и о процессах, которые в нём совершаются. Данные о населении необходимы как в научных, исследовательских целях, так и в целях практических, для прогнозирования населения и выработки различных планов и программ.

Информация о населении разделяется на первичную, исходную, и вторичную, преобразованную с помощью специальных процедур и проанализированную специалистами тех или иных отраслей знания.

Вторичная демографическая информация в виде статистических публикаций, разработочных таблиц, статей, научных монографий, представляющих в своей совокупности итог специальной аналитической и публикаторской работы.

Но базой этой работы являются первичные данные, обобщая и анализируя которые демограф строит свои умозаключения и делает выводы о характере и тенденциях демографических процессов, предположения об их будущих изменениях.

Демографическая информация, как первичная, так и вторичная, должна соответствовать некоторым основным требованиям.

Прежде всего демографическая информация должна быть полной, детальной и многоаспектной.

Другими важнейшими требованиями к демографической информации являются её достоверность и систематичность.

Демографическая информация должна собираться, обобщаться, публиковаться и анализироваться не время от времени, а систематически, с установленной для каждого её вида периодичностью.

Перепись населения

Перепись населения – это “единый процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикации или распространения иным образом демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определённое время ко всем лицам в стране или чётко ограниченной части страны.

Исторический экскурс

Учёты населения имеют весьма длительную историю. Первые упоминания о них уходят в глубь веков. Так, учёты проводились ещё в Древнем Египте, Древней Иудее, Месопотамии, Индии и других странах.

Факт проведения учётов населения в Древней Иудее нашёл отражение в библии. Одна из книг Ветхого завета посвящена по существу описанию правил поведения и результатов одного из таких учётов.

В период раннего средневековья учёты населения также имели фискальные цели. Поэтому учитывались не отдельные люди или семьи, а домохозяйства.

Становление капиталистических отношений, складывание в Европе централизованных государств потребовали наличия точных и надёжных данных обо всех социально – экономических процессах, в том числе и о населении; был поставлен вопрос о проведении основанных на новых принципах переписей населения.

Первая из таких переписей была проведена в США в 1790 г. Затем последовали переписи населения в Швеции, Финляндии, Великобритании, Франции, Норвегии, Дании. Эти переписи на протяжении весьма длительного времени были далеки от совершенства. Однако в первые десятилетия XIX в. Постепенно накапливался опыт, закладывались основы организации переписей населения, принципы формирования их программ.

В нашей стране начало учётов населения относится к IX в. В период монголо-татарского ига в отдельных русских княжествах проводились учёты населения с целью определения размера дани.

Последняя подворная перепись была проведена при Петре I в 1710 г.

С 1871 года в России переходят к научно организованным переписям, которые регулярно проводятся во всех городах.

Заключение

Перепись – это специальная статистическая операция сбора, обобщения и анализа демографических, экономических и социальных данных.

Благодаря соблюдению принципов всеобщности, наличием программы, конфиденциальностью переписи населения являются источником наиболее точных и надёжных данных о населении.

Данные переписи могут использоваться в самых разных областях государственной и общественной жизни. Перепись  населения даёт как бы мгновенный портрет общества, его фотографию, позволяющую судить о состоянии общества, его экономики, социальной сферы, дающую возможность более эффективно решать те или иные проблемы.

Миниперепись, проводившаяся под девизом “Сколько нас? И кто мы?”, дала возможность более тесно познакомиться с процедурой переписи, помочь нашим педагогам в сборе статистической информации.

По окончании переписной компании была выпущена брошюра статистических данных, который мы используем на уроках географии, истории, обществознания

Степень демократической зрелости общества, степень развитости гражданских институтов выражается в том, проводятся ли в стране, как и с какой регулярностью переписи населения. Регулярное проведение является важнейшим признаком демократического общества, стремящегося отразить и учесть интересы всех составляющих его социальных групп.

В результате переписи мы выявили самые распространённые в нашей школе имена: Лейля, Динар, Айзат, Элвира, Алия и фамилии: Асадов, Галеев, Лукманов.

 Список литературы

  1. Газета “Мэктэп сулышы”.
  2. Статистический отчёт 2000-2009.
  3. Газета “Сарман ” 2000-2009.
  4. Меднов В.М “Основы демографии” 2003 г.
  5. “Статистический сборник материалов по переписи населения России” 2002 г.

Приложения 1–6

 Презентация