Автоматизация звука Ш в слогах и словах

Разделы: Логопедия


Цели занятия

Коррекционные:

  • закрепление навыка правильного произношения звука Ш в слогах, словах ;
  • развитие фонематического восприятия;
  • совершенствование мелкой моторики, переключаемости движений;
  • развитие речевого дыхания;
  • выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • активизировать подбор слов с учетом позиции звука;
  • расширение и активизация словарного запаса.

Обучающие:

  • развитие памяти, внимания, мышления;
  • развитие ритмических способностей;
  • учить спрягать глаголы в настоящем времени.

Воспитывающие:

  • воспитание усидчивости;
  • умение доводить начатое дело до конца.

Оборудование: Предметные картинки, массажный мяч, поезд - вагончики, пирамидка.

Ход

1. Организационный момент

Задание:

- Давай подуем на кораблики, как будто в море началась буря. Дуй сильно, но, только не надувая щек.

Задание:

А теперь сделаем артикуляционную гимнастику:

  1. Лопатка - Иголка
  2. Качельки
  3. Чашечка
  4. Маляр
  5. Лошадка
  6. Грибок
  7. Гармошка

    2. Введение в тему занятия

    Задание:

    • Как шипит змея? Пальчиком веди по дорожке и произноси звук Ш на одном дыхании.

    3. Закрепление звука в слогах

    Задание:

    • Повтори слог ША (ШО, ШУ, ШИ) разбирая пирамидку.
    • А теперь собирая пирамидку произноси слоги АШ, ОШ, УШ, ЫШ.
     Задание:
    • Дорисовывая забор возле домика проговаривай слоги АША (ОШО, УШУ, ЫШИ, ОША, УШО, ЫША).

    4. Пальчиковая гимнастика.

    МЫ – шоферы
    Едем, едем на машине,
    Нажимаем на педаль.
    Газ включаем, выключаем,
    Смотрим пристально мы вдаль.
    Дворники счищают капли.
    Вправо, влево. Чистота! Волосы
    ерошит ветер.
    Мы шоферы - хоть куда!

    5. Закрепление звука в словах

    Задание:- Я буду произносить начало слова (слоги), а ты должен найти подходящуюкартинку. Проговори слоги и слова, выделяя звук Ш.
    ША – ША - ША (шапка)
    ШУ – ШУ - ШУ (шуба)
    ШЕ - ШЕ - ШЕ (шея)
    ША - ША - ША (шахматы)

    Задание:

    Отгадай загадки.

      1. Зелены мы, как трава, наша песенка: «КВА-КВА!» (лягушка).
      2. Длинный хвост, а сама крошка, боится очень кошки (мышь).
      3. Мохнатенькая усатенькая, ест, пьёт и песенки поёт (кошка).
      4. Два брюшка, четыре ушка (подушка).
      5. На квадратиках доски
        Короли свели полки. Нет для боя у полковНи патронов, ни штыков (шахматы).
      6. Черна, а не земля,
        Пушиста, а не снег,
        Греет, а не печка (шуба).

    Подумай, что общего в этих словах отгадках. Я произнесу их еще раз. Какой звук встречается в этих словах?

    Да, в этих словах есть звук Ш.

    Задание:

    - Я буду начинать рифмовку, а ты должен найти нужную картинку, чтобы рифмовка получилась законченной.

    • УШ - УШ - УШ - я пойду открою............................ ДУШ
    • ЫШ - ЫШ - ЫШ - у воды шумит.............................. КАМЫШ
    • ШИН - ШИН - ШИН - на шкафу большой .. . ........... КУВШИН
    • ОШКА - ОШКА - ОШКА - на окошке...................... КОШКА
    Задание:

    Давай поиграем с поездом. Разложи картинки по вагончикам. В первый вагон слова где звук Ш в начале слова, во второй в середине, в третий в конце слова.

    Массаж ладошек

    - Давай поиграем с массажным мячиком. Возьми мячик в правую руку. Представь, что это не мячик, а мягкая ароматная слива.

    Сливу я держу в руке,                         кладут мячик на правую ладошку
    Зажимаю в кулаке                               крепко сжимают его
    Отпускаю, разжимаю                         раскрывают ладонь
    И ладошками катаю                            катают мячик между ладошками

    Переложить в другую руку.

    Задание:

    Давай поиграем со словом ШАГАТЬ, КУШАТЬ. Будем изменять его (Я - шагаю, ОН - шагает, ОНА - шагает, МЫ - шагаем, ВЫ - шагаете, ОНИ - шагают)

    6. Итог.

    Молодец! Мы сегодня научились правильно говорить звук Ш в словах. Много играли. В группе и дома старайся говорить правильно.