Цели:
- Систематизировать знания о формах существования химического элемента на примере кремния, способствовать формированию знания о свойствах кремния, его оксидов, силикатов.
- Сформировать представление о силикатной промышленности: производстве керамики, стекла, цемента (с использованием видеоматериала, отснятого на Красноярском цементном заводе.).
- Совершенствовать умение давать характеристику химическому элементу-неметаллу по его положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; продолжать формировать умения составлять уравнения химических реакций.
- Развивать логическое мышление, умение выделять главное при выполнении заданий, самостоятельность.
- Формировать у учащихся интерес к изучению химии при раскрытии применения продукции силикатной промышленности в народном хозяйстве.
Оборудование:
- Презентация, видеоматериал, компьютер, проектор, экран.
- Коллекция «Природные соединения кремния».
- Изделия из керамики, стекла, цемента.
- Инструкционные карточки. Схема «Природные соединения Si, их применение».
- Пробирки, пробиркодержатель, штатив для пробирок.
- Реактивы: растворы НСl и Na2SiO3
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Наш урок мы начнём с игры в вопросы и ответы. (Вопросы дополнительно представлены в презентации, слайд № 1.).
- На берегу речки дети строят замки, лепят фигурки из …… (песка).
- В стихотворении С. Михалкова «Что у вас?» дети говорят:
«- А из нашего окна Площадь Красная видна!
А из вашего окошка
Только улицы немножко».
Хрупкое, прозрачное, тонкое, защищает наш дом от холода и непогоды.
О нём говорят: «В избе мёрзнет, а на улице нагревается». Что это? (Стекло).
- В горах далёких Шао Линь
Копали глину – коалин
Из этой глины с давних пор
В Китае делали….. (фарфор).
Уч-ся дают ответы на вопросы.
Уч-ль. Вы правильно ответили на мои вопросы.
Вопрос: А теперь подумайте и скажите: Что объединяет названные вами материалы?
(Ответ: в их состав входят соединения кремния).
Уч-ль: И тема нашего урока называется: «Кремний. Силикатная промышленность».
Сегодня мы с вами познакомимся со строением кремния, его свойствами и обзорно с силикатной промышленностью.
Объяснение нового материала с использованием презентации.
1. Кремний, распространение в природе (сл. № 2.)
Кремний (лат. silicium) – Si.
Русское название «кремний» происходит от греч. (кремнос) – «утёс, скала».
По распространенности в земной коре кремний занимает второе место после кислорода. Земная кора более чем на четверть состоит из его соединений. В природе Si существует только в связанном виде.
Наиболее распространены оксид кремния (IV) SiO2 или кремнезём и его разновидности, а также силикаты – соли кремниевой кислоты.
2. Природные соединения кремния (сл. № 3.)
Работа с учебником. Учащиеся самостоятельно ищут в учебнике материал о природных соединениях кремния и называют их.
Объяснение уч-ля.
3. Открытие кремния. (сл. № 4.)
Йенс Якоб Берцелиус (1779-1848 гг.) Шведский химик.
Впервые получил кремний в свободном состоянии в 1824 году
4. Характеристика кремния. (Работа уч-ся в процессе беседы по пунктам плана; краткая запись характеристики кремния на доске - как результат совместной работы с учащимися)
Ребята, сейчас вы, опираясь на ранее полученные знания, охарактеризуете кремний как атом и простое вещество по плану указанному в презентации. (сл. № 5)
- Номер группы, периода.
- Порядковый номер, массовое число.
- Заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов.
- Схема строения электронной оболочки.
- степени окисления комментирует учитель, опираясь на схему строения атома Si изображённую на доске)
- Формула высшего оксида, его характер.
- Формула высшего гидроксида.
- Формула летучего водородного соединения.
5. Физические свойства кремния (сл. № 6)
Уч-ль: Какие же физические свойства кремния? (Монолог учителя + демонстрация презентации
6. Получение кремния (сл. № 7.)
Уч-ль, материал презентации сообщает о лабораторном и промышленном способах получения кремния.
7. Химические свойства Si (работа со схемой – сл. № 8, инд. работа уч-ся)
Уч-ль: Ребята, используя схему «Химические свойства Si» составьте и запишите в тетрадь соответствующие уравнения реакций.
Правильность выполнения задания уч-ся проверяют по записям ранее написанным на доске
8. Оксид кремния (IV) SiO2 (Объяснение с использованием слайда № 9.)
Уч-ль. В результате горения кремния образовался оксид кремния(IV).
Он обладает специфическими физическими свойствами, каковы они и с чем связаны вы узнаете из данного слайда. Слайд № 9.
9. Химические свойства SiO2
Запись уравнений реакций взаимодействия SiO2 с HF, NaOH, СaO, СaСO3 на доске.
(уч-ся называют возможные продукты реакции).
Уч-ль обращает внимание учеников на то, что кремнезем SiO2 в воде нерастворим, поэтому кремниевую кислоту получают побочным путем, растворяя кремнезем в щелочах. Предлагает запомнить состав силикатного клея.
10. Качественная реакция на силикаты (сл. № 11). Демонстрация опыта. Уравнение реакции записано на доске.
11. Силикатная промышленность. Краткий обзор отраслей и продукции силикатной промышленности
Керамика.
Фарфор = каолин+ глина + кварц + полевой шпат. Родина фарфора – Китай, где фарфор известен уже в 220г. В 1746 г –налажено производство фарфора в России
«Фаянс»-от названия итальянского города Фаэнца. Где в 14-15веках было развито керамическое ремесленничество.Фаянс – отличается от фарфора большим содержанием глины (85%), более низкой температурой обжига.
12. Применение соединений кремния
Природные соединения кремния - песок (SiO2) и силикаты используются для производства стекла и цемента. Из стеклянных нитей, которые в 20 раз тоньше человеческого волоса, изготовляют ткани.
Стекло – хрупкий, прозрачный материал, способен размягчаться и при застывании принимает любую форму. Стекло получают варкой шихты (сырьевой смеси, состоящей из песка, соды и известняка) в специальных стекловаренных печах.
Основные реакции, протекающие при плавке шихты
1. Na2CO3 + SiO2 = Na2SiO3 + CO2
2. CaCO3 + SiO2 = CaSiO3 + CO2
3. Na2SiO3 + CaSiO3 + 4SiO2 = Na2O * CaO * 6SiO2 - формула оконного стекла
При добавлении оксида свинца получают хрусталь.
Цемент
Цемент – мелкоизмельчённый клинкер с минеральными добавками.
Клинкер - шарики тёмно-серого цвета получают спеканием глины и известняка в специальных вращающихся печах
Производство цемента во вращающейся печи на Красноярском Цементном заводе (видеофильм).
13. Учитель: Ребята, вы получили разнообразную информацию о кремнии и силикатной промышленности. Давайте закрепим знания. (Фр. опрос)
- С помощью какого реактива можно обнаружить в растворе силикат?
- Можно ли сказать, что кремний входит в состав полудрагоценных камней?
- Какое свойство кремния используют в солнечных батарейках?
- Чем занимается силикатная промышленность?
- Можно ли стеклом склеить бумагу?
Уч-ль. Молодцы, вы хорошо отвечали на вопросы
14. Лабораторный опыт. Ознакомление с природными соединениями кремния.
(Работа в парах, контроль и помощь учителя).
Ребята, перед вами коллекция природных соединений кремния.
Ваша задача рассмотреть соединения кремния, определить их названия и заполнить таблицу, которая помещена в инструкционной карточке.
Лабораторный опыт. Ознакомление с природными соединениями кремния.
Цель: Ознакомиться с образцами природных соединений кремния.
Образцы: силикаты
Алгоритм выполнения опыта.
- Рассмотрите образцы природных силикатов.
- Заполните таблицу.
Название минерала | Формула и название основной составной части | Внешний вид | Применение |
- Сделайте вывод о главной составной части силикатов.
- Формулы природных соединений кремния:
- Яшма SiO2
- Кварц SiO2
- Кремнезём SiO2
- Агат SiO2
- Гранит SiO2
- Песчаник SiO2
- Нефелин Na (ALSiO4)
- Полевой шпат K2O x AL2O3 x SiO2
- Каолин AL2O3 x 2SiO2 x 2H2O
- Асбест H2Mg3Si2O9
- Флогопит H2Mg(Si3AlO10) [ (F, OH)2
Лабораторный опыт. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности
Цель: Ознакомиться с продукцией силикатной промышленности.
Оборудование: Пронумерованные образцы. Алгоритм выполнения задания:
- Рассмотрите образцы продукции силикатной промышленности.
- Заполните таблицу.
Вид продукции | Номер образца | Свойства материала и его применение |
Силикатный кирпич | ||
Фарфор | ||
Фаянс | ||
Цемент | ||
Оптическое стекло | ||
Хрусталь | ||
Оконное стекло |
15. Подведение итогов, домашнее задание.
Д\з. Параграф 30, упр. № 4, 5, стр. 144.