Открытый урок в 9-м классе по теме "Подготовка к сочинению-рассуждению о современной молодежи"

Разделы: Русский язык


Вид урока: развитие речи.

Цели урока:

  • формировать у учащихся систему ценностных ориентиров;
  • использовать в обучении компетентностный подход, здоровьесберегающие приёмы работы;
  • готовить учащихся к ГИА по русскому языку.

Задачи урока:

образовательные:

  • сбор и систематизация рабочих материалов к сочинению-рассуждению;

развивающие:

  • формировать навыки операций сравнения, сопоставления;
  • развивать коммуникативные способности учащихся;

воспитательные:

  • формировать культуру работы в команде.

Предварительное домашнее задание: групповое “Проект “Облик современной молодёжи”.

Оборудование: памятка “Виды аргументов”, рабочая карта урока, презентация проекта.

Ход урока

1. Оргмомент.

Актуализация знаний учащихся. Целеполагание.

Учитель. Здравствуйте, ребята и гости. Рада видеть вас и наших гостей на уроке. Надеюсь, он будет интересным и полезным для вас.

Сегодня вы будете вести свои записи в рабочих картах (РКУ), которые есть у каждого на столе. (Приложение 2)

Запишите число, классная работа и тему урока: “Подготовка к сочинению-рассуждению на тему “Современная молодёжь. Какая она?”

Познакомьтесь с предстоящим домашним заданием: напишите сочинение-рассуждение о современной молодёжи. Выразите свою позицию по данной теме. Приведите не менее 2-х аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.

- Попробуйте, исходя из темы урока, а также домашнего задания сформулировать цель и учебную задачу на этот урок.

(Так как предстоит писать сочинение-рассуждение, то целью урока является подготовка к сочинению. Задачи: повторить композицию текста-рассуждения, собрать рабочие материалы к сочинению, подобрать необходимые аргументы, сформулировать свою позицию по теме.)

Учитель. Молодцы, ребята. Спасибо. Урок поможет вам также подготовиться к экзамену по русскому языку в форме ГИА, так как на экзамене вам предстоит писать сочинение-рассуждение.

3. Собирание материалов к сочинению.

- Прочитайте высказывание Конфуция, выделите ключевые слова. Какова его основная мысль? (Записано на доске и в РКУ.)

“К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися мужами”.

Конфуций (китайский философ, ок. 6-5 в.в. до н.э.).

(Конфуций верил в молодое поколение, связывая с ним надежды на будущее. Молодые люди неопытны, но пройдёт время, они наберутся знаний, жизненного опыта, найдут своё место в жизни. Требуется время, чтобы можно было судить об их достоинствах или недостатках.)

- Относится ли это к современной молодёжи?

(Конечно, так как молодёжь, в каком бы веке и в какой стране она ни жила, имеет одинаковые качества – недостаток научных знаний, жизненного опыта, желание познать окружающий мир и себя, найти своё призвание.)

- Как вы думаете, что означают слова “очень может быть”? (Не все молодые станут выдающимися мужами, а только те, кто захотят. Это зависит от самих молодых.)

- А что думает о современной молодёжи наше общество? Предлагаю ознакомиться с результатами работы, которую проделала группа ребят, выполняя проект “Облик современной молодёжи”.

Защита проекта “Облик современной молодёжи”. (Приложение 1)

Выступление проектантов. (Задание учащимся: продолжить сбор рабочих материалов, заполнить РКУ, используя материалы проекта.)

Цель проекта: выяснить общественное мнение о современной молодёжи, создать “портрет” современной молодёжи.

1-я группа. Цель проекта: выяснить мнение жителей города Нижний Ломов о молодёжи. Задача проекта: провести социологический опрос по вопросам:

- Как вы относитесь к современной молодёжи?

- Какие качества, по вашему мнению, ей присущи?

- Можно ли доверить молодёжи управление страной?

Анализ полученных ответов. Выводы. (Всего опрошено 48 человек. Подавляющее большинство респондентов (85,5 %) положительно относятся к молодёжи, считая её культурной, целеустремлённой, ответственной. Другая часть респондентов (14,5%) негативно относится к молодёжи и не доверила бы ей управление страной, так как молодёжь, по их мнению, необразованная, агрессивная, циничная.)

Вопросы 1-й группе.

- К какой возрастной группе относятся респонденты, которые негативно относятся к молодёжи?

- Чем они мотивировали своё мнение?

2-я группа. Цель проекта: выяснить, как освещается жизнь молодёжи на страницах местных СМИ. Задача проекта: проанализировать статьи о молодёжи, представленные в материалах районных газет “Нижнеломовские вести”, “Любимая газета”, “Куранты-Маяк” за период с15-го января по 15-е февраля 2010 года.

Анализ. Выводы. (Проанализировано газетных статей – 54. Из них: 31статья (57%) - о спортивных достижениях молодежи; 19статей (35%)- об участии молодежи в различных творческих конкурсах, олимпиадах, проекте “Танцующая школа”; 4 статьи (8%) - о подростках с девиантным поведением.

Молодёжь в нашем районе талантливая, творческая, спортивная, умная. Ей некогда скучать. Но существуют также и проблемные подростки, которых ничего не интересует, поэтому они совершают асоциальные поступки.)

Вопросы 2-й группе:

- Какие правонарушения и преступления совершают подростки?

- Каково число проблемных подростков в нашем районе?

3-я группа. Цель проекта: выяснить, какой видят молодёжь создатели современных молодёжных фильмов и сериалов. Задача проекта: проанализировать сериалы о молодёжи (“Школа”, “Ранетки”).

Анализ. Выводы. (В телевизионных сериалах “Школа”, “Ранетки” молодежь показана как в положительном ракурсе, так и в негативном. Создатели показывают все плюсы и минусы современной молодёжи.)

Вопросы 3-й группе:

- Чем обусловлен выбор вами именно этих сериалов?

- С позицией какого режиссёра вы согласны, считаете её объективной?

Общий вывод по проекту. Как показывают результаты проекта, современная молодёжь разная: в большинстве своём деятельная, творческая, целеустремлённая, но и безразличная, циничная, эгоистичная.

Пока одни стремятся найти своё место в жизни (постигают азы наук, участвуют в различных проектах, ведут здоровый образ жизни), другие, самоутверждаясь, курят, пьют, бродяжничают, нанося непоправимый вред своему физическому и интеллектуальному развитию.

Поэтому неоднозначно и мнение общества о современной молодёжи: часть населения относится к молодому поколению положительно, видит в нём достойных преемников. Вместе с тем есть такие, кто отказывают молодым в доверии. И те, и другие, на наш взгляд, имеют основания для такого мнения.

Оценивание. Спасибо, ребята. Вы проделали большую работу и все заслуживаете отличной оценки.

4. ФИЗКУЛЬТПАУЗА “Делай, как я!”

(Подготовленный ученик проводит ФМ, произносит речёвку; ученики встают, повторяют за ним движения).

Молодёжь активна, молодёжь дружна! (Руки на поясе, поворот туловища вправо, влево.)

Молодёжь позитивна, молодёжь умна! (Наклон головы назад, потом вперёд.)

Молодёжь культурна, вежлива, скромна! (Руки на плечи, вращение вперёд.)

Молодёжь ответственна за свои дела!(Вращение руками назад.)

Мы поднимем руки, хлопнем дружно в такт! (Руки вверх, 3 хлопка.)

Молодым не до скуки! Пусть всегда будет так!(Руки на поясе, наклон туловища назад, вперёд.)

Учитель. Спасибо. Прошу садиться.

5. Повторение композиции сочинения-рассуждения.

- Вспомните, что такое рассуждение? (Рассуждение – это тип речи, словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли с помощью аргументов.)

- Как строятся тексты-рассуждения? Запишите композицию рассуждения в РКУ. (Тезис —> Аргументы —> Вывод)

- В чём состоит роль тезиса? (Выдвинуть утверждение, требующее разъяснения.)

Рекомендации учителя (есть в РКУ): тезису может предшествовать вступление. В оформлении тезиса можно использовать такие языковые средства: актуальная тема, есть над чем задуматься, существуют разные точки зрения и др.

- Что такое аргументы? Можно ли обойтись без них?

(Аргументы – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли, поэтому обойтись без них нельзя.)

Учитель. Правильно. Рассуждение  – очень важный тип речи: чтобы убедить другого в чем-либо, нужно уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обдуманные выводы. Это же умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны. Существует несколько видов аргументов. Назовите их. (Приложение 3)

Рекомендации. Все приводимые аргументы должны быть убедительны и подтверждать тезис. Нельзя подменять аргументы разъяснением или объяснением. Примеры из текстов художественных произведений или случаев из жизни не должны сводиться к пересказу. Каждый новый аргумент выделяется в отдельный абзац.

Языковые средства: во-первых, во-вторых, однако, есть над чем задуматься, готов поспорить, я считаю и др.

- С какой целью можно использовать в сочинении материалы проекта? (Для аргументации.)

- Какова роль вывода? (В выводе можно подвести итог сказанному, обобщить его.)

Рекомендации: В заключение сочинения-рассуждения могут быть не только выводы и обобщения, но и указания на решение проблемы, призывы к дальнейшим действиям, пожелания.

Языковые средства: иначе говоря, следовательно, таким образом и др.

6. Творческая работа в группах.

Учитель. Выполните творческие задания, которые вы могли бы использовать в своём сочинении, доработав их при необходимости. Защита учащимися творческих работ.

(Задание учащимся: продолжить собирание рабочих материалов в РКУ.)

Задание № 1. Сочините слоган, который можно использовать как эпиграф к сочинению.

(Слоган: “Помни крепко, молодёжь: что посеешь – то пожнёшь!”

Смысл этого слогана в том, что он объясняет нам, молодым, что всё зависит от нас самих. В жизни всегда есть выбор, и только нам решать, каким он будет и какими будем мы.)

Задание № 2. Придумайте возможное начало сочинения.

(Возможное начало: “Довольно часто можно услышать от взрослых: “Что за молодёжь пошла? Вот в наше время молодёжь была другая”. Действительно ли молодёжь стала хуже? Есть над чем задуматься”.

Мы считаем, что такое начало показывает, что молодёжь разная, неоднородная в своей массе. По частным примерам люди судят обо всех молодых. Но мы не согласны с такой оценкой своего поколения и можем это доказать.)

Задание № 3. Сочините возможную концовку сочинения.

(Возможная концовка: “Кому приятно, когда о вас говорят плохо. Но о людях судят по делам. Они красноречивее всего характеризуют нас. Значит, нужно делать добрые дела, чтобы у взрослых не было повода думать о нас плохо”.

Такая концовка проясняет нашу позицию по отношению к современной молодёжи. Человек ответствен за свои поступки, даже если он молодой.)

Задание № 4. Сочините Кодекс поведения молодого человека, в котором бы отражались ваши жизненные ценности.

(Кодекс поведения молодого человека:

Вести здоровый образ жизни. 2. Прислушиваться к советам старших, учиться у них и помогать им. 3. Иметь цель в жизни, знать, чего хочешь, проявлять инициативу, творчество, быть образованными.

Судьба каждого из нас и страны в целом зависит от того, что мы поставим во главу угла в своей жизни. Каких целей и какими средствами будем добиваться. Поэтому мы выбрали здоровье, образование, целеустремлённость.)

Оценивание. Спасибо, ребята. Ваши работы очень интересны. Учитывая творческий подход к выполнению задания, умение чётко выразить и обосновать свою позицию, считаю, что вы заслуживаете отличных оценок.

7. Итоги урока.

Учитель. Вот и подошёл урок к концу.

- Что было на уроке интересным? Был ли он полезен?

Учитель. Спасибо. В РКУ содержатся рекомендации по содержанию и оформлению сочинения? Прошу вас использовать их при написании сочинения.

Что вы думаете о современной молодёжи, узнаем из ваших сочинений. Домашнее задание у вас есть. Благодарю вас за интересный урок.

8. Домашнее задание.

  • Напишите сочинение-рассуждение о современной молодёжи.
  • Выразите свою позицию по данной теме.
  • Приведите не менее 2-х аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.