Цели:
- введение в познавательную деятельность и активный словарь учащихся термины: “окончание”, “нулевое окончание”, “формы одного и того же слова”;
- формирование способов действий по выделению в слове ( имени существительном ) окончания;
- познакомить с ролью окончания в предложении;
- развивать умение выделять в словах окончания;
- повторять и закреплять изученные орфограммы;
- воспитывать интерес к родному языку.
Ожидаемый результат: научить выделять окончания в именах существительных.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Актуализация знаний.
4. Орфографическая минутка.
5. Работа по теме:
а) работа по учебнику;
б) ФИЗМИНУТКА;
в) р/р работа с предложениями;
г) работа в парах;
д) эстафета.
6. Итог урока.
7. Рефлексия.
Оборудование: учебник “Русский язык. 3 класс” Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова; карточки для работы в парах, рабочая тетрадь.
1. Организационный момент.
Ресурсная поза, которая собирает внимание ребят, мобилизует внутренние силы.
2. Сообщение темы и целей урока.
На доске запись:
У моря - лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот.
- Выпишите парами формы одного и того же слова. (дуб – на дубу, цепи – по цепям)
- Выделите ту часть слова, которой различаются эти слова в парах.
- Что выделили?
- Как вы думаете, над чем же мы будем сегодня работать на уроке?
3. Актуализация знаний.
- Вспомните, что такое окончание?
- Что надо сделать, чтобы правильно выделить окончание в словах?
4. Орфографическая минутка.
(1 ученик работает на доске, остальные в тетрадях)
Запись под диктовку.
Сказка, дуб, бочка, комар, туча, острова.
- Выделение орфограмм.
- Что общего у этих слов? (Из сказки Пушкина)
- Какое слово моет быть “лишним”? (комар – одушевлённое имя существительное)
- На какие группы можно разделить? (одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, в единственном и множественном числе, с окончанием –а и с нулевым окончанием)
5. Работа по теме урока.
а) Работа по учебнику (стр.93 упражнение 15)
Стоит в лесу избушка на курьих ножках.
- Откуда это предложение? (Из русской народной сказки)
- А как у Пушкина написано про избушку? (“Избушка там на курьих ножках стоит без окон без дверей)
- Вернёмся к предложению в учебнике. Какую интонацию услышали в предложении? Как оформим на письме?
Спишите это предложение, комментируя себе, но так , чтобы не мешать соседу.
а) характеристика этого предложения (простое, по цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное)
б) Синтаксический разбор.
- Выполните теперь задание из учебника к этому упражнению. Кто может, делает самостоятельно, кто не может сам, делаем вместе.
- Проверка. Встали у кого правильно.
ФИЗМИНУТКА:
- Если в слове окончание – а, вы хлопаете, если любое другое окончание, то подпрыгиваете.
Река, озеро, пила, утро, звёзды, роса, мячи, ворота, орехи, белка, дерево, острова, корабли, гости.
б) р/р Работа над предложениями.
На доске запись:
Уточка очень любил свою хозяйка.
- Можно ли назвать это предложением? Обоснуйте ответ.
- Измените слова таким образом, чтобы получилось предложение.
- Комментированная запись предложения.
Уточка очень любила свою хозяйку.
- Выделите ту часть слова, которую изменили в словах. Что выделили?
- Попробуйте сделать вывод, для чего окончание служит в предложении?
- А теперь расскажите всё, что мы знаем об окончании.
- Из какой сказки это предложение?
- Кто помнит, что делала уточка в сказке?
Запись под диктовку:
Она ходила с девочкой на речку.
- Выделите орфограммы.
- Подчеркните основу предложения, укажите части речи.
- У имён существительных выделите окончания.
в) Работа в парах.
- У вас на партах задание на карточках. К каждому слову из левого столбика, обозначающее целое, подберите слово из правого столбика, обозначающее часть целого. Соедините слова стрелочкой. Выделите в словах окончания.
Лицо ручка Дверь плавник Зима волна Рыба глаз Море день
- Как соединили?
- Назовите слова с нулевым окончанием; с окончанием – а, с другими окончаниями.
- Встаньте те, кто не допустил ошибок.
г) Эстафета.
- А теперь проверим, как вы научились выделять окончания у имён существительных.
По рядам друг за другом выходим и выделяем в словах окончания. Какой ряд выполнит быстро и правильно.
русалка старуха девица на ветвях у моря окно дуб рыбка для батюшки сказка старик стороны в темнице с тиной остров следы в землянке под елью
6. Итог урока.
- Расскажите, что вы знаете об окончании по плану:
- Что такое окончание?
- Для чего служит окончание?
- Что нужно сделать, чтобы выделить окончание?
7. Рефлексия.
- Что понравилось на уроке? Что показалось сложным?
- Если на уроке было интересно, поднимите зелёные окончания, если было трудно или не интересно, то красные.