Цели урока:
1. Образовательные:
- систематизировать знания учащихся по теме;
- продолжить работу по закреплению понятий: функции, график функции, свойства функции.
2. Развивающие:
- содействовать в ходе урока развитию наглядно-образного мышления;
- способствовать развитию интереса к учебному материалу.
3. Воспитательные:
- воспитывать умение и потребность учиться; показать связь математики с окружающим миром.
Тип урока: урок повторения, закрепления, ЗУНов с использованием ЦОРов и ИКТ.
Оборудование урока:
- раздаточный материал, наглядные пособия, опорный конспект;
- презентации, доска, тетрадь, учебник и задачник (автор А.Г.Мордкович).
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель объявляет план урока.
II. Учащиеся записывают в дневник домашнее задание.
Изучить опорный конспект и выполнить из задачника №№ 208-210аб, 213аб.
III. Беседа учителя.
1. Впервые функция вошла в математику под именем «переменная величина» в труде французского математика и философа Рене Декарта «Геометрия» (1637).
Функция – это одно из основных математических и общенаучных понятий, выражающих зависимость между переменными величинами.
Каждая область знаний: физика, химия, биология, социология, лингвистика и т.д. – имеют свои объекты изучения, устанавливает свойства и, что особенно важно, взаимосвязи этих объектов.
В различных науках и областях человеческой деятельности возникают количественные соотношения, и математика изучает их в виде свойств чисел.
Например, в соотношении у = х2 геометр или геодезист увидит зависимость площади у квадрата от величины х его стороны. А физик, авиаконструктор или кораблестроитель может усмотреть в нем зависимость силы у сопротивления воздуха или воды от скорости х движения. А математика изучает зависимость у = х2 и ее свойства (например: если х увеличить в два раза, то у увеличивается в 4 раза) в отвлеченном виде. И где бы затем эта зависимость не появилась, сделанное абстрактное математическое заключение можно применять в конкретной ситуации к любым конкретным объектам.
Полезные синонимы термина «функция»: соответствие, отображение, преобразование, оператор, функционал и т.д.
С развитием науки понятие функции уточнялось и обобщалось.
Основные понятия: независимая величина – аргумент; зависимая величина – функция, однозначность соответствия и др.
2. Актуализация знаний.
Мы будем изучать только числовые функции, где область определения и область значений являются числовыми множествами. Чтобы успешно изучить этот материал одного желания недостаточно, надо владеть опорными знаниями, умениями и навыками, а именно (учитель читает с доски, заранее подготовленную запись):
Опорные ЗУНы (ключевые компетенции):
а) умение «читать графики»;
б) «узнавать» графики функций вида:
у = кх + b, у = х3, у = ах2, у = , у = , у = а(х – m) 2 + n, у = |х|;
в) различать целые, дробные выражения, выражения с корнями и уметь находить области определения выражений;
г) решать уравнения (линейные, квадратные);
д) решать неравенства (линейные, квадратные);
е) решать системы уравнений и неравенств.
3. Знакомство с опорным конспектом (у каждого ученика имеется распечатка).
Учитель: Положите перед собой свои опорные конспекты по данной теме, в них приводятся примеры соответствий, являющихся функцией, давайте посмотрим эти соответствия.
Опорный конспект по теме «Функция».
1.Определение. Каждому числу х Х по определенному правилу f ставится в соответствие единственное число у У. Пишут у = f(х)
Примеры:
а) Каждому человеку соответствует его единственное имя.
б) Каждому посетителю кинотеатра соответствует (указанное в билете) единственное место в зале.
в) У каждого ребенка – единственная мама (биологическая).
2. Область определения функции D(f) – это значения, которые может принимать переменная х.
Функция y = f(x) | |
График | Формула |
D(f) = [–5;7] |
1) у = A(x), где A(x) – целое выражение. Например: у = 2х +11, у = 3х2 – 5х + 7, у = 3х5 – х3 + 1. D(f) = (–; +). 2) у = Р(х), где Р(х) – дробное выражение, D(f) – это все х, при которых Р(х) имеет смысл. Например: у = . Эта дробь имеет смысл, если х + 3 0, х -3 D(f) = (–;–3) (–3;+). 3) у = ; D(f) – это все х, при которых В(х) ≥ 0 . Например: у = , 2х – 3 0, х 1,5. D(f) = [1,5;+). 4) у = D(f) – это все решения системы |
D(f) = [–6;–2)(–2;9) |
|
График может состоять из одной
точки (х; у) координатной плоскости. D(f) = {x} |
3.Область значений функции E(f) – это значения, которые может принимать переменная у.
Е(f) = [–7;5] |
Е(f) = (–;5] |
IV. Решение кроссворда.
У учащихся на столах имеется этот кроссворд. (Приложение 1)
V. Устная работа с помощью опорного конспекта.
Установить соответствие между формулой и графиком функции. (Приложение 2)
У каждого учащегося карточка с заданием (такая же таблица на доске).
На доске ее заполняет тот учащийся, который быстрее и верно (по мнению самого учащегося) справился с этим заданием, затем учитель демонстрирует верные ответы из приложении № 2:
VI. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа проводится по раздаточным карточкам в форме теста на 2 варианта. При необходимости учащиеся пользуются опорным конспектом.
1 вариант. 1) Является ли данное соответствие функцией? (Ответ «да» или «нет».) |
|
а) Ответ:
|
б) Ответ:
|
в) Ответ:
|
г) Ответ:
|
2) Найти область определения и область значений функции с помощью графика: | |
1) D(f) =
E(f) =
|
2) D(f) =
E(f) =
|
3) D(f) =
E(f) =
|
4) D(f) =
E(f) =
|
2 вариант. 1) Является ли данное соответствие функцией? (Ответ «да» или «нет».) |
||
а) Ответ:
|
б) Ответ:
|
|
в) Ответ:
|
г) Ответ:
|
|
2) Найти область определения и область значений функции с помощью графика: | ||
1) D(f)
=
E(f) =
|
2) D(f) =
E(f) =
|
|
3) D(f) =
E(f) =
|
4) D(f) =
E(f) =
|
Ответы к самостоятельной работе.
1 вариант | 2 вариант | |
№ 1 а | да | да |
б | нет | нет |
в | нет | да |
г | нет | нет |
№2 1 | D(f) = [–3;+); E(f) = [0;+) | D(f) = (–14;9); E(f) = [–8;12] |
2 | D(f) = [–4;8); E(f) = [–3;5] | D(f) = [–3;4]; E(f) = [–3;3] |
3 | D(f) = (–14;9]; E(f) = [–8;12] | D(f) = [–14;9]; E(f) = [–8;12] |
4 | D(f) = (–14;9); E(f) = [–8;12] | D(f) = (–14;9); E(f) = [–3;5] |
5 | D(f) = [–3;4]; E(f) = [–3;3] | D(f) = [–6;5); E(f) = (–7;4] |
6 | D(f) = [–6;10]; E(f) = [–5;7] | D(f) = [–6;5]; E(f) = [–7;4] |
7 | D(f) = (–6;5); E(f) = [–7;4] | D(f) = [–6;10]; E(f) = [–5;7] |
8 |
D(f) =
(–;–2)
(–2;+) E(f) = (–;–4) (–4;+) |
D(f) =
(–;2)
(2;+) E(f) = (–;0) (0;+) |
VI. Физкультурная минутка.
Зарядка и комплекс упражнений для глаз.
VII. Игра-конкурс.
Делимся на три команды – «альфа»; «бэтта»; «гамма»; выбираем капитанов команд. Учитель выдает бэйджики с названием команды каждому капитану.
Учитель: В русском языке есть поговорка «Не зная броду, не суйся в воду», как ее можно истолковать применительно к теме «функция»?
Ответ: нельзя вести разговор о функции, не зная ее области определения) – команды давшие варианты ответов получают дополнительный 1 балл.
А теперь смотрим все на доску. Функции заданы аналитически, т.е. формулой.
Вам необходимо сначала в тетради найти D(f), а затем выйти к доске и записать ответы.
Условия конкурса.
Получив верный ответ, член команды выходит к доске и записывает верный ответ рядом с заданием. Экспертами являются капитаны команд. У каждого задания своя цена. После командного состязания конкурс капитанов. Дополнительные баллы тем командам, где участвовало большее количество учащихся.
На доске: найти D(f)
«альфа» | «бэтта» | «гамма» | |||
ответы | ответы | ответы | |||
1) у = 2х2 + 8х – 11 | 1) у = х2 – 9х + 7 | 1) у = –х2 + х – 20 | |||
2) у = | 2) у = | 2) у = | |||
3) у = | 3) у = | 3) у = | |||
4) у = | 4) у = | 4) у = | |||
5) у = | 5) у = | 5) у = | |||
Для капитанов | Для капитанов | Для капитанов | |||
у = | у = | у = |
Также на доске заготовлена таблица для записи результатов и подведения итогов игры.
Стенд результатов игры: максимально 30 баллов + дополнительные баллы.
«альфа» | «бэтта» | «гамма» | ||||
Цена задания (в баллах) | итог | итог | итог | |||
1) 2 | 1) | 1) | ||||
2) 3 | 2) | 2) | ||||
3) 4 | 3 | 3) | ||||
4) 5 | 4) | 4 | ||||
5) 7 | 5) | 5) | ||||
Для капитанов | Для капитанов | Для капитанов | ||||
9 |
Капитаны команд имеют таблицы с фамилиями членов своей команды, в которой проставляют членам команды отметки за участие и передают учителю (это либо «4», либо «5», либо отметка не ставится вообще).
Ответы есть у учителя для быстроты подведения итогов игры.
«альфа» | «бэтта» | «гамма» | |||
Номер задания | ответы | Номер задания | ответы | Номер задания | ответы |
1 | R | 1 | R | 1 | R |
2 | х 7 | 2 | х 4 | 2 | х 10 |
3 | х –2 | 3 | х –5 | 3 | х –3 |
4 | [–4;4] | 4 | [–9;9] | 4 | [–6;6] |
5 | (–;–4] [3;+) | 5 | (–;–2] [3;+) | 5 | (–;–3] [5;+) |
Для капитанов | |||||
х > –1 | х > –5 | х > –2 |
VIII. Интересные факты из нумерология.
IX. Рефлексия.
Учащимся учитель предлагает заполнить карточки самоанализа изученного материала и сдать учителю.
Усвоил(а) хорошо | Иногда ошибаюсь | Пока усвоил плохо | |
Понятие «функция» | |||
Область определения функции | |||
Область значений функции | |||
Что такое график функции? |
X. Итоги урока.
Благодарю всех, кто проявил активность и интерес к уроку, а значит, вооружился определенным набором знаний и умений по данной теме. Результаты самостоятельной работы вы узнаете на следующем уроке.