Вступительное слово
Толерантность в социологии (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Любой классный руководитель, прежде чем написать план воспитательной работы, определяет себе примерные направления работы с классным коллективом. Тема толерантности входит в перечень обязательных направлений.
Предложенное занятие имеет четкую структуру КТД (Коллективно-творческой деятельности), но содержание каждый педагог может варьировать, исходя из собственных целей. Еще один положительный момент данного занятия его возрастная вариативность. Для учеников младших классов возможна помощь учащихся старшей школы или их родителей.
Для знакомства с традициями других стран я выбрала «Обряд чаепития», так он является знаком приглашения к беседе, дружбе.
Выбор стран для ознакомления с традициями был продиктован сами детьми. Ученики класса углубленно изучают английский язык, поэтому была выбрана Великобритания. Одна из девочек класса долгое время жила в Японии, именно этим объяснился выбор этого государства.
Если в классе есть ребята из бывших республик СССР, то возможно знакомство с их национальными традициями.
Для подготовки так же можно использовать карточки с названиями стран.
Возможна и серия занятий по данной тематике, например:
- Приветствие.
- Национальные игры.
- Празднование дня рождения, Рождества или Нового года.
Тем и решений очень много. Я хочу поделиться одним из вариантов. Буду рада, если мое занятие поможет в сплочении и приобщении детей к традициям народов мира!
Цель: Знакомство детей с церемонией чаепития в разных странах.
Задачи:
- Познакомить уч-ся с традициями проведения чаепития в разных странах.
- Создать условия для воспитания чувства уважения к традициям народов разных стран.
- Развивать познавательный интерес.
- Развивать аналитическое мышление через подбор материалов и анализ текстов.
- Развивать речь учащихся.
- Воспитывать культуру общения и культуру поведения.
- Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Форма проведения:
- Подготовка в форме КТД.
- Мероприятие в форме чаепития по микрогруппам.
Время: Подготовка 1-2 нед. Само мероприятие: 1-1,5 часа.
Место проведения: кабинет, с подготовленными к чаепитию столами. Можно составить по 2 стола для каждой микрогруппы и расположить по всей площади кабинета.
Реквизит: каждая микрогруппа приносит необходимые ей предметы быта: скатерть, чашки, самовар, сахарницу, молочник, посуду, и готовит национальные кулинарные изделия, одевает национальные костюмы (элементы костюмов). Музыкальное сопровождение: национальная музыка Японии, Великобритании, России.
Предварительная подготовка:
- Деление класса на 3-4 микрогруппы по 5-6-7 чел.
- Каждая микрогруппа выбирает себе страну (возможно, с помощью жребия).
- Каждая микрогруппа должна подготовить сообщение о самой стране ее географии, национальности, языке, о традициях церемонии чаепития. Сообщение не должно превышать 10 мин.
- Во время подготовки командир каждый микрогруппы отчитывается учителю о действиях своей микрогруппы.
- Непосредственно перед проведением мероприятия необходимо подготовить кабинет:
- расставить столы или обозначить место проведения церемонии (положить ковер);
- воссоздать атмосферу той страны, о которой пойдет речь;
- расставить посуду, разложить продукты;
Ход мероприятия
I. Орг. момент (1-2 мин.)
Дети в национальных костюмах заходят в кабинет и рассаживаются по микрогруппам.
II. Основная часть.
У: Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы с вами, не покидая здания школы, побываем в разных странах. Мы посетим Запад и Восток. А как встречают обычно гостей?
Д: Гостей приветствуют и приглашают пить чай.
У: Как вы думаете, у всех ли народов существует подобный ритуал?
У: Откуда пошла традиция пить чай? Как происходит церемония чаепития в других странах?
У: Легенда о появлении чайного куста
О появлении на земле чайного куста сложено немало преданий. В одном из них говорится, что это растение обязано своим рождением легендарному проповеднику буддизма, мудрецу Та-мо. Мудрец прибыл с миссией в Китай и дал обет семь лет, не сходя с места и не смыкая глаз, молиться во славу Будды и китайской грамматике. Предаваться размышлениям о божьей милости и бытии. Та-мо усердно молился, но на пятом году бдения сон все-таки сморил проповедника. Очнувшись, мудрец, вне себя от гнева на собственную слабость, вырезал веки, чтобы они никогда больше не слипались, и бросил их на землю. Там, где они упали, вырос диковинный куст. Та-мо попробовал отвар из его глянцевитых листочков и убедился в целебной силе напитка – он отгонял сон, придавал бодрость и энергию.
Кустик и отвар назвали одним словом – "ча", что означает "молодой листочек". Иероглиф, передающий это значение, – один из древнейших в Китае.
Давайте закроим глаза и представим, что мы летим на самолете. (Вкл. национальную музыку Великобритании). Попробуйте определить, в какую страну мы прилетели?
Д: В Англию, в Великобританию.
2.1. Выступление микрогруппы по церемонии в Великобритании. (15-20 мин) (Приложение 1) Во время выступления дети из других команд могут прийти в гости к «англичанам».
У: Подкрепившись, мы можем путешествовать дальше.
Займите свои места. Закройте глаза. (Вкл. Японская музыка)
Наш самолет приземляется …. В Японии.
2.2. Выступление микрогруппы по церемонии в Японии (15-20 мин) (Приложение 2)
Во время выступления дети могут прийти в гости к «японцам».
У: Возвращаемся! Мы побывали на западе и Востоке.. Какая страны имеет в своей культуре и западные и восточные мотивы?
Займите свои места. Закройте глаза. (Вкл. Русская национальная музыка) В гостях хорошо, а дома лучше. Мы прилетели! Кто определил к кому в гости мы отправимся сейчас?
2.3. Выступление микрогруппы по церемонии чаепития в России. (15-20 мин) (Приложение 3)
Во время выступления дети могут прийти в гости к команде, готовящей чаепитие по-русски.
III. Подведение итогов (5-10 мин.)
У: Мы вернулись в школу!
- Вам понравилось путешествие?
- Что произвело впечатление в Великобритании?
- Чем поразила нас самая восточная страна Япония?
- Какие национальные русские традиции представили нам? Вы были знакомы со всеми обычаями нашей страны? Что нового вы узнали о своей стране?
- Какие традиции вы бы хотели воспроизвести в своей семье?
- Какие национальные блюда вам понравились больше всего?
- Хотели бы вы продолжить путешествие по разным странам? Может быть, следующую необычную поездку мы посвятим обряду приветствия?