Разработка открытого урока истории в 8-м классе по теме "Гражданская война в США: причины и итоги"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока.

  • Образовательные: дать представление об экономическом и социально-политическом развитии США в первой половине XIX века, показать различия в развитии Севера и Юга, рассмотреть причины и итоги Гражданской войны.
  • Воспитательные: сформировать у учащихся отношение к рабовладению как к безнравственному явлению, противоречащему христианским нормам морали и положениям Декларации Независимости.
  • Развивающие: продолжить формировать умения работать с исторической картой, иллюстративным материалом, текстами документов, схемами, диаграммами, составлять конспект текста учебника, оценивать исторические явления, устанавливать причинно-следственные связи.

Основные понятия: рабовладение, расизм, сегрегация, аболиционизм, конфедерация, гражданская война, гомстед.

Оборудование урока: карта «США в конце XVIII – первой половине XIX вв», учебники Н.В.Загладина «Всеобщая история. История Нового времени. XIX – начало XX века», школьные атласы, компьютеры, интерактивная доска, презентация Power Point, тексты документов, интерактивные контурные карты.

План урока

  1. Повторение темы «Образование США», пройденной в 7 классе. Презентация, слайд №1. Вопросы: Когда появились первые переселенцы в Америке? Каковы результаты войны за независимость? Когда образовались США? Каковы основные положения Декларации Независимости?
  2. Изменение территории США к середине XIXвека в результате экспансии США на территории Северной Америки. Рабовладельческий Юг и свободный от рабства Север. Презентация, слайд №2. Вопросы: В чем заключаются различия природных условий Севера и Юга? Как они отразились на социально-экономическом развитии Севера и Юга? Север – семейная ферма, Юг – плантационное хозяйство, основанное на рабском труде. Что такое плантация? Запад – неосвоенная территория, вожделенная для всех штатов.
  3. Различия Севера и Юга. Презентация, слайды №3 и №4. Промышленный Север, где происходит развитие капитализма, строительство городов, железных дорог, и аграрный Юг, где господствует крупное землевладение и развитие капитализма затруднено.
  4. Один ученик получает задание на интерактивной контурной карте. Залить штаты Конфедерации, штаты, примкнувшие к Конфедерации, штаты, принявшие сторону Севера и Союзные штаты Севера определенным цветом. Результат – наглядное изображение раскола страны, находящейся в ситуации гражданской войны.
  5. Сущность рабовладения, его безнравственность. Сообщения учащихся, подготовленные дома по эпизодам книги Г.Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». Слайд №5. Вопросы: Как относятся рабовладельцы к рабам? Как к дорогой собственности. Почему рабовладение безнравственно? Т.к. противоречит не только христианским нормам морали, но и положениям Декларации Независимости, за которую боролись сами американцы.
  6. Почему рабовладение неприемлемо ни в каких видах? Почему невозможен компромисс в этом вопросе? Учащиеся работают с текстами документов №1 и №2. Вопросы: Почему «хороший» рабовладелец не стал благодетелем для рабов? Какое влияние оказывает рабовладение на самих хозяев? Оно развращает их, уродует их души, не ведет к процветанию их хозяйства. Значит, неисполнение христианских норм физически вредит человеку, о чем писали современники событий. Документ №3: Как объяснить смысл высказывания писательницы-южанки? Действительно, рабовладение оставило плохое наследство – расизм и сегрегацию вплоть до конца XX века. Документ №4. Какие сведения можно извлечь из газетных объявлений?
  7. Итак, рабовладение неприемлемо. Но оно все же сохраняется. В чьих интересах? Беседа. Слайд №6. Диаграмма. Вопросы: Какова доля плантаторов, которые держатся за институт рабства? 2,5%. Кто составляет основную массу населения Юга? Малоземельные и безземельные фермеры. Могут ли они конкурировать с плантацией? Могут ли обрести больше земли? Нет, она принадлежит плантаторам. Что они предпринимают? Поднимают восстания (Джон Браун), убивают плантаторов, уходят на Север или на Запад. Происходит отток населения, а это неблагоприятно для Юга. Чего желают плантаторы? Новых земель на Западе (почвы истощаются, экстенсивный путь развития с/х). Здесь столкновение интересов плантаторов и фермеров, предпринимателей и рабочих Севера и Юга. Следовательно, рабство на Юге тормозит развитие капитализма во всей стране.
  8. Новый, 16й президент США Авраам Линкольн видел главную опасность в расколе страны, и борьбу за отмену рабства связывал с борьбой за единство страны. Слайд №6. Вспоминаем, повторяем. Вопрос: В каких странах Европы происходил процесс объединения и создания Национального государства? В Италии и Германии. Что такое национальное самосознание? Почему объединение страны необходимо для ее развития и процветания?
  9. Гражданская война 1861-1865 гг. Определение понятия. Слайд №7. Вопрос: В чем причины войны Севера и Юга? 1.Борьба за отмену рабства. 2. Борьба за Западные земли. 3. Борьба за сохранение единства страны. Записываем определение и причины в тетрадь.
  10. Раскол страны. Образование Конфедерации Южных штатов. Конструктор исторических карт. Проверка задания на компьютере.
  11. Отделение 11 южных штатов от Союза. Вооруженные столкновения. Война неизбежна. Слайд №8. Главнокомандующие сторон. Потери в войне. Трагедия семей, запустение земель, разорение фермеров и плантаторов.
  12. Перелом в войне. Мероприятия президента А.Линкольна, явившиеся итогами войны. Работа с документами №5, №6, №7. Записываем итоги в тетрадь. Слайд №9. Вопросы: Какие последствия могли иметь эти законы? В чем их значение? Читаем в учебнике раздел «Восстановление Юга». Стр.135-138. Продолжаем выписывать итоги войны, составляя конспект прочитанного текста.
  13. Закрепление. Вопросы: Что такое гражданская война? В чем состояли причины гражданской войны в США? Каковы итоги Гражданской войны? Какое значение для развития США имела отмена рабства?
  14. Домашнее задание. П.13. По тексту учебника дописать итоги Гражданской войны в США.

Список использованной литературы

  1. Алексис де Токвиль. Рабство в окружении демократии. О положении афроамериканцев в XIX веке.  Газета «История» Издательского дома «1 сентября» №37/2003 https://his.1sept.ru/article.php?ID=200303707
  2. И.Супоницкая. Север и Юг: два общества в одной Америке. Газета «История» Издательского дома «1 сентября» №37/2003, №38/2003 https://his.1sept.ru/article.php?ID=200303706
  3. И.Супоницкая. Почему началась Гражданская война в США? Материалы к урокам. Библиотечка «Первого сентября». Серия «История». Выпуск 6. М., «Чистые пруды», 2005.
  4. Хрестоматия документов. http://ufalaw.narod.ru/1/igpzs/xrestomatiya/10.htm
  5. Журнал «Личности». Авраам Линкольн. Выпуск 59. 2010г.

Приложение 1 (документы к уроку)