Система работы классного руководителя в рамках ПНПО

Разделы: Администрирование школы


I. Вступление

Деятельность классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задачи воспитания учащихся вверенного ему класса. С 1 января 2006 года в нашей стране назначено вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, что должно было способствовать обеспечению эффективности государственных вложений в образование и мотивировать педагогов-воспитателей на повышение качества воспитательной деятельности. Предусмотрено, что воспитание как приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

II.Организационные условия деятельности классного руководителя.

В нашем учреждении – 30 классов и 28 классных руководителей. Нормативно-правовая база, обеспечивающая их деятельность состоит из следующего пакета документов (см. Приложение у автора)

Положением о классном руководителе у нас утверждена следующая циклограмма его деятельности (см. Приложение)

ДОКУМЕНТАЦИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

  1. Анализ и план воспитательной работы (дневник классного руководителя) на основе годового плана работы лицея.
  2. План-сетка на каждую четверть.
  3. Социальный паспорт класса.
  4. Протоколы заседаний родительского комитета и родительских собраний, материалы для подготовки родительских собраний.
  5. Разработки воспитательных мероприятий, проводимых с детьми (в т.ч. классных часов).
  6. Отчеты, аналитические материалы.

Взаимодействие классного руководителя со всеми участниками образовательного процесса.

Учителя-предметники – совместная разработка требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе в зависимости от профиля и состава класса, учитывая то, что к лицею прикреплен микрорайон и есть общеобразовательные классы с очень низкой мотивацией к учебе. Привлечение учителей-предметников к работе с родителями, как на «малых педсоветах», так и на родительских собраниях. Привлечение учащихся класса к проведению предметных декад кафедр, созданию предметных проектов. Учителями-предметниками при помощи классных руководителей за последний учебный год в рамках общелицейского проекта «Культура и культурный человек» были реализованы следующие предметные проекты:

  • По физике «Техника на службе искусства»
  • По физической культуре «Физическая культура: здоровье, эмоции, красота»;
  • По русскому языку «Речевой этикет»;
  • По английскому языку «Театр и кино в культурном воспитании человека»;
  • Проект научного общества учащихся «Санкт-Петербург – культурная столица мира».

Педагог-психолог: совместно с ним классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в социум. Классный руководитель координирует связь педагога-психолога с родителями, их консультативную и терапевтическую поддержку. При поддержке педагога-психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности как со своей стороны, так и со стороны других участников образовательного процесса.

Некоторая тематика проведенных занятий совместно с психологом: «Будь толерантным» «Секреты выбора профессии», «Волнуйтесь спокойно, у вас экзамены».

Взаимодействие с педагогами дополнительного образования помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения. Классный руководитель способствует вовлечению школьников в различные творческие объединения не только в лицее, но и в учреждения дополнительного образования района. Данный вид сотрудничества особенно актуален для нашего учреждения, т.к. до нынешнего учебного года в штате лицея было 10 ставок педагогов дополнительного образования и работала целая сеть кружков и объединений.

В этом учебном году остались только кружки хореографии, «Досуг» и «Диктор».

В организации внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятий классный руководитель активно взаимодействует с педагогом-организатором. Согласуя совместную деятельность, классный руководитель привлекает его к проведению мероприятий внутри класса, организует участие своего класса в общелицейских мероприятиях и КТД во внеучебное и каникулярное время.

Традиционными в лицее стали следующие праздники и КТД: День лицея, Праздник осени, День матери, «Встреча добрых друзей», «Отчизны славные сыны», День самоуправления, Неделя науки, Праздник «Виват, знания!».

Наши классные руководители тесно сотрудничают с социальными педагогами, призванными быть посредниками между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.

Социальными педагогами совместно с заместителем директора по воспитательной работе Кокоревой Л.М., классными руководителями и педагогом-психологом разработана схема взаимодействия по направлению социальной защищенности и профилактике негативных привычек и асоциальных явлений среди обучающихся лицея.

Анализ основных направлений деятельности социального педагога, школьного психолога и классного руководителя позволяет выделить общие направления их совместных действий, т.е. моделей помощи семье.

Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогических знаний у родителей. Консилиум совместно с классным руководителем, педагогом-психологом, социальным педагогом и родителями анализирует ситуацию.

Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств. В этих случаях требуется внешняя социальная помощь.

Психотерапевтическая модель используется тогда, когда причины трудностей ученика лежат в области общения, личностных особенностях членов семьи. Он предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в консультациях.

Диагностическая модель основывается на преодолении у родителей дефицита специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики – семья в целом, а также дети с отклонениями в развитии.

Учебная модель носит профилактический характер и направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей и вовлечение их в активное сотрудничество с учителями-предметниками.

Сотрудничая с заведующей библиотекой, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся и способствует формированию у них культуры чтения, отношению к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознанию собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы. Особую роль мы уделяем сохранности библиотечного фонда и фонда учебников, который мы ежегодно пополняем и обновляем за счет средств от оказания платных образовательных услуг.

В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинской сестры лицея. Помимо информирования, медсестра активно сотрудничает с классными руководителями при проведении вакцинации, диспансеризации учащихся, постановке юношей на первоначальный воинский учет. Ее часто приглашают на родительские собрания и классные часы.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья.

Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработке единых требований, организации помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося.Классные руководители активно привлекают родителей к участию в воспитательном процессе в лицее, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в лицее и за его пределами.

III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

Виды деятельности:

  • Формирование классного коллектива.
  • Организация внеклассных и внешкольных мероприятий.
  • Изучение индивидуальных особенностей воспитанников.
  • Анализ социума.
  • Контроль за знаниями и учебными достижениями учащихся.
  • Социализация и адаптация воспитанников.
  • Работа с родителями( семьями) воспитанников.
  • Повышение собственного научного и профессионального потенциала.

Направления работы:

  • Патриотическое воспитание, воспитание гражданственности.
  • Здоровьесбережение, формирование здорового образа жизни.
  • Формирование толерантности.
  • Нравственное воспитание.
  • Эстетическое воспитание.
  • Физическое совершенствование.

Деятельность классных руководителей остается основным направлением в организации внутрилицейского управления. Ежегодно один из педагогических советов посвящается вопросам, связанным с деятельностью классного руководителя.

Два года назад был проведен единый методический день на тему «Классный час как одна из ведущих форм деятельности классного руководителя». В качестве открытых мероприятий были представлены: классный час – устный журнал «Берегите время» в 5 классе; классный час – воспоминание «Все мы родом из детства» в 10 классе; классный час – диспут «Нужны ли карманные деньги подростку?» в 11 классе; классный час – путешествие «Осень» во 2 классе и др. Предшествующее анкетирование учителей, обучающихся, родителей и последующее обсуждение итогов методического дня показало, что классный час является одной из основных форм деятельности классного руководителя, и он необходим учащимся.

В минувшем учебном году прошел педсовет-исследование «Роль эффективного взаимодействия классного руководителя с учителями-предметниками в управлении образовательным процессом». Созданные проектно-аналитические группы провели анализ анкетирования всех участников образовательного процесса, доклада и выступлений, выпустили методические бюллетени. Тема проектной работы групп : «Корректировка сложившейся практики взаимодействия классного руководителя и учителей предметников». Выработанные методические рекомендации, предложенные циклограммы по корректировке совместной деятельности позволили устранить все возникающие недоразумения.

И, наконец, 2 ноября этого года прошел педагогический совет «Инновационные формы воспитательной деятельности классного руководителя», на котором был проведен подробный анализ проведенных открытых воспитательных мероприятий в ходе празднования Дня лицея 19 октября. С большим успехом проходят классные часы по параллелям в начальной школе в виде устных журналов, презентации проектов по различным направлениям деятельности. Но есть классные руководители, которые предпочитают традиционные формы проведения воспитательных мероприятий и классных часов.

На этом же педсовете была модернизирована и принята существовавшая у нас ранее схема анализа воспитательного мероприятия.

АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ.

Ф.И.О. организатора мероприятия ____________________

Название мероприятия ______________ Дата ______________

Что оценивается Баллы(1-5)
Компетентность педагога и уровень его эрудиции.  
Степень демократичности в общении с воспитанниками.  
Внешний вид, культура речи, мимика и жесты.  
Активность воспитанников в процессе проведения мероприятия.  
Их заинтересованность в течение всего времени проведения.  
Степень инициативности и творчества самих воспитанников.  
Степень дисциплинированности и ответственности воспитанников.  
Степень актуальности содержания.  
Целесообразность и познавательная ценность содержания.  
Новизна и оригинальность содержания.  
Соответствие содержания возрастным особенностям воспитанников.  
Эстетичность оформления.  
Рациональное использование времени.  
Общий стиль и культура общения всех участников мероприятия.  
Степень участия воспитанников (что преобладает: участие или присутствие и почему)  
Социальная и педагогическая значимость мероприятия.  
Степень эмоционального и воспитательного воздействия.  
Степень обучающего и развивающего значения данного мероприятия.  
ИТОГО:  

Выводы и рекомендации

IV. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.

Оценка деятельности классных руководителей входит в состав итогового анализа воспитательной деятельности лицея и строится на основе следующих принципов:

Принцип оценивания самого процесса и результатов деятельности. Отсроченность результатов воспитания обусловливает значительную сложность при проведении мониторинга воспитательной работы. Поэтому изучение и оценивание эффективности деятельности классного руководителя может опираться в первую очередь на процессуальные характеристики его работы: обоснованности сформулированных задач, полноте и соответствию задачам разработанных планов, наличие в планах воспитательной работы различных ресурсов для своей деятельности, объему выполненных планов, качеству анализа собственной деятельности.

Сложность сравнения результатов воспитательной работы. Каждый ученический класс по-своему уникален, а значит, деятельность классного руководителя приходится на различные периоды в социально- психологическом развитии коллектива. Отсюда сравнивать успехи классного руководителя лицейского и общеобразовательного класса достаточно проблематично. Объектом сравнения в данном случае могут быть только адекватность целей воспитательной работы ситуации, сложившейся в классе, соответствие содержания планов целям воспитательной работы и т.д.

Принцип общественной экспертизы. Эффективность работы классного руководителя должна стать предметом деятельности Управляющего совета, методических и социально- психологических служб, родительской общественности.

Принцип непосредственного оценивания. Мониторинг деятельности классного руководителя осуществляет непосредственно заместитель директора по воспитательной работе Кокорева Л.М.

Ею разработаны аналитические таблицы для сбора и анализа итоговой информации.

4.1. Оценка деятельности классного руководителя.

Критерии Показатели (%) Метод оценки
Охваченность учащихся внеурочной деятельность ·Занятость в кружках, секциях, объединениях Анализ листа занятости учащихся
Профилактика правонарушений ·Количество учащихся, состоящих на всех видах учета Данные по профилактике
Организация воспитательной деятельности ·Количество проведенных внеклассных мероприятий;
·Количество посещений учреждений культуры, экскурсий, походов;
·Участие класса в общелицейских мероприятиях;
·Участие класса в районной программе «Я – Щелковец, юный гражданин»;
·Участие класса в районных конкурсах и соревнованиях (непосредственное участие самого классного руководителя);
·Рейтинг классного руководителя.
·Отчет классного руководителя;
· Анализ посещения;
· Анализ проведенного общешкольного мероприятия;
· Анкетирование «Классный руководитель глазами воспитанников и родителей».
Документация классного руководителя ·Качественное оформление плана воспитательной работы (умение ставить цели, планировать работу, осуществить ее, анализировать и ставить задачи) ·Проверка планов воспитательной работы;
Творческая индивидуальность классного руководителя. ·Участие в классного руководителя в мероприятиях по ВР и обмену опытом (в рамках лицея, района).  

4.2. Мероприятия, проводимые с классом.

№ п/п Мероприятия количество
1. Классные часы (указать темы)  
2. Внеклассные мероприятия (указать тему, форму проведения)  
3. Посещение театра  
4. Посещение кинотеатра  
5. Посещения музея и выставки  
6. Экскурсии по области  
7. Родительские собрания( тема, форма проведения)  

4.3.Участие в общелицейских мероприятиях.

№ п/п Мероприятия Оценка за участие (1-5 баллов)
1.    

4.4.Социальная защита детей и профилактика правонарушений.

№ п/п Кол-во рейдов в семью Кол-во учащихся, стоящих на внутришкольном учете Кол-во правонарушений Кол-во конфликтных ситуаций Взаимодействие с педагогом-психологом, cоц. педагогом Принятые меры
1.            

4.5.Участие классного руководителя в творческих конкурсах по воспитательной деятельности.

  В лицее В районе
Педсовет, совещание    
Семинары    
Мастер-класс    
Конкурсы    

4.6. Анализ планов воспитательной работы классных руководителей.

Раздел плана Требования к планированию Степень реализации
1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся класса с анализом воспитательной работы за предыдущий период Аналитическое обоснование решенных воспитательных задач, выявленные проблемы. Примерная схема анализа:
  • Какие цели и задачи ставились.
  • Какие педагогические средства использовались для решения задач.
  • Результаты воспитательной работы.
  • Наиболее эффективные педагогические средства.
  • Решенные проблемы.
  • Цели и задачи дальнейшей работы.
 
2. Ведущие организационно-педагогические задачи. Задачи должны вытекать из характеристики класса. Формулировки задач должны быть достаточно конкретны, и они должны быть немногочисленны.  
3. Основные направления и содержание работы с учащимися. Целесообразно выделить следующие основные направления: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг».  
4. Взаимодействие с учителями-предметниками. Координационная работа, организация малых педагогических советов, работа не только с педагогически запущенными, но и с одаренными детьми.  
5.Взаимодействие с родителями. Конкретные темы родительских собраний и сроки их проведения, работа с родительским активом, консультации родителей по вопросам воспитания.  

Конечно, методика несовершенна и требует доработки. Рассматривая процесс оценки качества процесса воспитания, а значит, и деятельности классного руководителя, следует отметить, что в педагогической науке до сих пор не существует универсальной методики ее проведения, безоговорочно востребованной практикой.

В различных методиках оценки высказывается идея о том, что ребенок – цель, объект, субъект воспитательной системы, ее результат и показатель эффективности. Поэтому уровень воспитанности учащихся- основной параметр оценки качества процесса воспитания.

Анализируя все эти издания, можно сделать вывод, что каждое ОУ, исходя из своих конкретных условий, должно выработать свои критерии и методы оценивания деятельности классного руководителя.