Тип урока: Повторительно-обобщающий.
Вид урока: Пресс-конференция. Практическая работа.
Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверки уровня усвоения учебного материала средствами технологии группового самостоятельного обучения.
Задачи по содержанию.
- Образовательные:способствовать пониманию закономерностей зонального поясного характера изменения природных условий в Антарктиде и Арктике.
- Развивающие:продолжить обучение методами географических исследований: системный подход — выделение климата как ведущего элемента в системе ПТК Антарктиды; сравнительный подход — выявление сходства и различия географических объектов Арктики и Антарктики.
- Воспитательные:формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе группового и самостоятельного обучения школьников.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование урока: Выставка творческих работ учащихся «Антарктида», визитные карточки материка, выставка книг об Антарктиде, учебное электронное издание «География. Наш дом – Земля»(медиаучебник) для учащихся 7 классов, 2002 г. в., фрагмент видеофильма BBC «Природа Антарктики и Арктики».
Настенная карта «Физическая карта мира».
Учебники, атласы, тетради, компьютер, мультимедио.
Класс заранее был разделен на семь групп, каждое из которых получило и подготовило определенное задание: подготовка сообщения по теме с использованием медиаучебника по географии для учащихся 7 класса: «Земля-Наш общий дом»:
1-я группа – геоположение и геология Антарктиды ; 2-я – аспекты изучения гляциологии на материке ; 3-я –зообиологические особенности Антарктиды ; 4-я –особенности погоды и климата на континенте ; 5-я - полярные исследования Антарктиды ;6-я- проект хозяйственного использования Антарктиды; 7-я - проект хозяйственного освоения Арктики.
Ход урока
Видеофрагмент фильма ВВС на 1 мин 30 сек.
Тема урока: Природа Антарктиды. (Презентация).
Ребята, Вам было дано опережающее задание: прочитать текст параграфа 37 и разобрать его. Сегодня мы сформируем знания по южному континенту, представления о природе Антарктиды и проведем практическую работу «Сравнение природы Арктики и Антарктики».
Раздача бланков практической работы.
В течение урока заполнить и сдать бланки с выполненной практической работой (приложение №8).
Нередко задают вопрос: Для чего необходимо изучать Антарктиду?
Мы ещё мало знаем этот огромный ледяной континент, что скрывается под его ледяной бронёй, какие богатства таят его недра, как протекают в этой области земного шара различные геофизические процессы связанные так или иначе с процессами, развивающимися на всей планете. Сегодня на уроке присутствуют учёные побывавшие на ледяном континенте, чтобы принять участие в пресс-конференции «Природа Антарктиды».
Вы, ребята, можете им задать интересующие вас вопросы.
Вопрос учащегося: Каковы результаты геологических исследований Антарктиды и перспективы разработки месторождений полезных ископаемых на материке?
Вопрос учащегося: Что за наука гляциология, какие виды исследований по ней проводятся на материке? (Приложение №2)
Вопрос учащегося: Расскажите о станции «Восток» и показателях погоды подтверждающих, что Антарктида — самый холодный и суровый материк Земли? (Приложение №3)
Вопрос учащегося: Какие полюса имеются в Антарктике? (Приложение №4) Какое снаряжение нужно брать для путешествия по материку?
Расскажите об органической жизни Антарктики и почему, именно императорского пингвина - считают символом Антарктиды? (Приложение №5)
Просмотр видеосюжета о природе Антарктики (на 7 минут) и окончание заполнения практической работы и их сбор.
Можно для подсказки в ходе практической работы дать мультевидеосюжет по Северному Ледовитому океану: (климат ; Свойства вод, течения.). вывод о природе Антарктиды
Итак, ребята, мы узнали, что природа Антарктики развивается в суровых, экстримальных условиях. Всё растёт и развивается очень медленно. Количество пищи ограничено. Природа очень медленно будет восстанавливаться при её нарушениях, а может вообще не восстановиться. Она очень уязвима !
Поэтому приняты документы по сохранению тонкого равновесия в природной среде Антарктики: запрещение испытаний оружия, запрещение охоты на животных и птиц,
конвенция по сохранению морских животных, правила по охране биологических ресурсов Антарктики, программа по исследованию и охране биологических ресурсов Антарктики.
Ребятами были составлены проекты практического использования Антарктиды и Арктики в различных областях человеческой деятельности, давайте прослушаем проекты учащихся.
Проект использования Антарктиды (Приложение № 6)
Проект использования Арктики (Приложение №7)
Какую оценку прослушанным проектам дадут полярник и геолог ?
полярник – учитывая, что за каждые шесть месяцев в полярный день Антарктиду уже сегодня посещают 10 тысяч туристов проект актуален и может быть принят для дальнейшей разработки.
Геолог – этот проект буровых установок активно использовался при разрабортке Штокманского нефтяного месторождения в акватории Баренцева моря.
Запишите домашнее задание: параграф 37. По желанию подготовить: проекты практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана или сообщение на тему: Как сегодня можно воспринять слова знаменитого путешественника Дж. Кука во время плавания 1772 -1775 годы, что если и будет открыт южный материк, всё равно он не принесёт пользы ни мореплаванию, ни географии, ни биологии, ни другим наукам.
Давайте ответим на вопросы гостей пресс- конференции, чтобы показать наши знания:
А - Геолог задаёт первую группу вопросов по ФГП материка:
- Как называется южная полярная область, включающая Антарктиду с прилегающими к ней островами и южные части океанов примерно до 50-60 южной. широты. ? (Антарктика).
- Какова площадь Антарктиды? (14 млн. км2 ).
- Какова крайняя точка материка и её координаты? (мыс Сифре 63°южной широты и 58° западной долготы)
- Назовите самый широкий и глубокий пролив, отделяющий Антарктиду от Южной Америки. (Пролив Дрейка).
- Что означает слово «Антарктида» в переводе с греческого языка? («Анти» - против, «Артикос» - северный. Антарктида - против севера).
Б – Полярный исследователь задаёт вторую группу вопросов по истории исследования материка:
- Кто и когда открыл Антарктиду? (Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев в 1820 году).
- Когда и кем впервые был покорен Южный полюс? (норвежец Руаль Амундсен 14 декабря 1911 года).
- Какой путешественник достиг полюса вторым и погиб? (англичанин Роберт Скотт 18 января 1912 года).
- Какому государству принадлежит Антарктида? (Антарктида не принадлежит ни одному государству).
- Как назывались шлюпы русских мореплавателей, на которых они плыли, когда открыли Антарктиду? («Восток» и «Мирный»).
- Айсберг – это ……(материковый ледник, сползающий в воду )
В – Гляциолог задаёт третью группу вопросов по рельефу материка:
- Как называется платформа, лежащая в основании материка? (Антарктическая платформа).
- Какова средняя величина материка с учетом ледникового покрова? (Средняя высота материка с учетом ледникового покрова приблизительно 2040 м).
- Какие горы протянулись от моря Уэддела до моря Росса? '(Трансантарктические горы).
- Какова высота самого высокого массива материка? (Массив Винсон, его высота - 5140 м).
- Какова абсолютная высота глубочайшей впадины материка? (-2555 м).
- В состав какого древнего материка входила Антарктида? (Древний материк Гондвана).
Г – Климатолог задаёт четвёртую группу вопросов по внутренним водам материка:
- Сколько процентов пресных вод Земли содержится в ледяном покрове Антарктиды? (80% пресных вод Земли).
- Какой крупный остров в северном полушарии покрыт мощной ледяной шапкой, напоминающей ледяной щит Антарктиды? (Остров Гренландия).
- Как называются ледники, расположенные в пределах материковых отмелей морей? (Шельфовые ледники).
- Как называется один из самых крупных на Земле ледников, который находится в Антарктиде? (Ледник Бирдморо. Его длина -200 км, а ширина - 40 км).
- Чем удивительны озера Антарктиды? (Одно - незамерзающее, в другом - температура +8 °С, в третьем - +22 °С, хотя оба покрыты льдом).
- Название самого крупного шельфового ледника на территории Антарктиды. (Ледник Росса).
Большое спасибо гостям урока за интересные дополнительные сведения , ребятам класса за работу на уроке.
Комментарии оценок за урок.