Методы преподавания математики с применением учебно-методического комплекса А.Г. Мордковича

Разделы: Математика


Если рассмотреть статистику последних лет, то по окончании школы все выпускники поступают в вузы. Это означает, что старшеклассники хотят стать той частью российской молодежи, которая в качестве основных приоритетов своего ближайшего будущего выбирает дальнейшее образование.

Моя методика преподавания основана на применении учебно-методического комплекта А.Г.Мордкович и др. Этот комплект отличается от "традиционных" учебных пособий доступным для школьников изложением материала. Анализ результатов уровня учебных возможностей обучающихся позволяет мне сформировать в каждом классе три группы, различающиеся высоким, средним и низким темпом продвижения в изучении учебного материала. Содержание учебного материала учебника соответствует следующим уровням усвоения: средний уровень, выше среднего и повышенный уровень. Это позволяет мне успешно организовать дифференцированную работу на уроке с учащимися. Такую методику работы предлагает автор учебника А.Г.Мордкович. В конце каждой темы дается домашняя контрольная работа, которая позволяет детям осуществить самоконтроль и самооценку своей учебно-познавательной деятельности. Это дает мне возможность скорректировать навыки учащихся перед контрольной работой. При этом каждому ученику в соответствии с уровнем его знаний и познавательной мотивации предоставляю возможность самостоятельно выбирать уровень и темп работы.

В методике преподавания математики есть три ключевых вопроса: Что преподавать? Как преподавать? Зачем преподавать? На мой взгляд, главный из этих вопросов - последний, но именно он долгое время был у нас не самым актуальным. Для сегодняшних прагматичных российских школьников на первое место выходит вопрос - зачем. Вопрос "зачем, что-то изучается в том или ином школьном учебном предмете" связывается с социальным заказом, которое делает общество образованию. На сегодняшний день обществу требуются люди способные самостоятельно добывать и перерабатывать информацию. Поэтому необходимо не учить математике, а учить математикой. Поскольку в наше время математика является языком современного естествознания и экономики, то важно на уроках обеспечить интегративную связь с такими предметами, как физика, информатика, экономика. Этого можно добиться подбором задач физического и экономического содержания, разъяснением физического, геометрического и механического смысла используемых понятий. Так, например, при изучении процентов мы решаем задачи на сложный банковский процент и задачи на процентную концентрацию растворов и смесей, а при прохождении производной мы разбираем задачи из механики. Для развития логического и абстрактного мышления значительную часть времени на уроках и при самостоятельной работе учеников занимает решение интересных нестандартных задач: задачи на целые числа, задачи, в которых число неизвестных превышает число уравнений, задачи, имеющие графическое решение.

Одной из основных целей математического образования должно быть воспитание умения математически исследовать явления реального мира. Значит, нужно научить школьников составлять математические модели реальных ситуаций, а для этого они должны владеть математическим языком, описывающим указанные модели. Обращение к примерам из жизни дает мне возможность формировать у учащихся информационную компетенцию.

Особый интерес вызывают у детей задания с практическим содержанием, представляющие собой реальные жизненные ситуации. Примерами таких задач могут служить задания из части В тренировочных тестов для подготовки к ЕГЭ.

Некоторые из этих задач могут решать даже пятиклассники (В1 и В2) Например:

В1: Сырок стоит 7 руб. 30 коп. Какое наибольшее число сырков можно купить на 56 рублей?

В1: Магазин открывается в 9 часов утра, а закрывается в 10 часов вечера. Обеденный перерыв длится с 14 до 15 часов. Сколько часов в день открыт магазин?

Систематически укрепляя и развивая познавательный интерес, я формирую основу положительного отношения к учебе. Под влиянием избирательной направленности личности на предметы и явления окружающей действительности у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

"Математика в школе - гуманитарный учебный предмет" - это один из лозунгов курса проблемно-развивающего обучения А. Г. Мордковича, поэтому математика - это общекультурный предмет, который позволяет правильно ориентироваться в окружающей действительности и "ум в порядок приводить". Целью моей деятельности является формирование средствами математики компетенций, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе. Владение математическим языком и математическим моделированием позволит учащемуся лучше ориентироваться в природе и обществе. Математика по своей внутренней природе имеет богатые возможности для воспитания мышления и характера учащихся. Уроки математики способствуют развитию речи обучаемого даже в большей степени, чем уроки русского языка и литературы.

Крупнейший российский математик В.И. Арнольд писал: "Наш мозг состоит из двух полушарий. Левое отвечает за умножение многочленов, языки, шахматы, интриги и последовательности силлогизмов, а правое - за пространственную ориентацию, интуицию и все, необходимое в реальной жизни. У математиков - исчислителей гипертрофировано левое полушарие, обычно за счет недоразвития правого: Доминирование математиков этого типа и привело к тому засилию аксиоматическо-схоластической математики, на которое общество естественно и законно реагирует отрицательно. Мягкое моделирование требует гармоничной работы обоих полушарий мозга". Думаю, что преподавать в постоянном режиме жесткого моделирования легко - не надо думать ни о целеполагании, ни о мотивации, ни о пропедевтике, ни о психолого-педагогических законах обучения и развития. Использовать же в преподавании режим мягкого моделирования трудно - это требует от учителя творческого подхода. Считаю, что общеобразовательной школе должен превалировать режим мягкого моделирования.