Бережное отношение к своему здоровью, ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного педагогического воздействия. В нашей (коррекционной) школе проводится комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся. В центре внимания ставятся вопросы физического воспитания, так как физическая культура – это универсальное средство укрепления и сохранения здоровья детей с ограниченными возможностями.
Весь распорядок дня таких детей буквально пронизан разнообразными физическими занятиями. Это и выполнение утренней гимнастики, и занятия ритмикой, подвижные игры на свежем воздухе, спортивные часы и т.д. Кроме уроков физкультуры, которые являются основной формой физического воспитания в коррекционной школе, разработана система внеклассных занятий. Внеклассные мероприятия провожу в различных формах: мастер – класс, часы здоровья, спортивные праздники, дни здоровья.
Предлагаю один из вариантов проведения “Дня здоровья”.
Они не только снимают у учащихся нарастающее в процессе учебного года утомление, повышают их работоспособность. “Дни здоровья” популяризируют физическую культуру, прививают школьникам любовь к ней, вовлекают в систематические занятия тем или иным видом спорта в кружках и секциях, сплачивают учащихся в дружный коллектив, помогают познать богатство и красоту родного края.
Важным условием проведения таких дней является массовость и личный пример педагогов. К проведению “Дней здоровья” тщательно готовится весь педагогический коллектив. Тогда они проходят организованно, интересно и результативно. На протяжении последних 5 лет они были проведены в следующих формах: туристические соревнования по прохождению определенного маршрута, массовые кроссы, физкультурные праздники, спортивные развлечения, игры, массовые соревнования между классами.
Цели и задачи:
- формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни;
- развитие двигательных и творческих способностей учащихся;
- приобщение учащихся к занятиям физической культурой и спортом;
- воспитание чувства товарищества, коллективизма.
В программу Дня здоровья входит:
- Выставка плакатов и рисунков на тему: “Мы за здоровый образ жизни”.
- Уроки здоровья.
- Утренняя зарядка.
- Линейка, посвященная Всемирному Дню здоровья.
- Спортивные мероприятия.
- Выпуск листков здоровья.
- Экскурсии по экологическим тропам.
- Участие в городских акциях: “Пешком на работу!”; “Стоп, гипертония!”.; “Сбрось лишнее!”; “Внимание! Дети!”.
Оформление: В рекреации вывешены работы учащихся 5–10 классов, принявших участие в конкурсе рисунков и плакатов на тему: “Мы за здоровый образ жизни” (в “День здоровья” специально созданная комиссия их оценивает и отмечает лучшие).
Ход мероприятия
В этот день во всех классах на первом уроке проводятся Уроки здоровья. Затем – линейка, посвященная Всемирному Дню здоровья. Спортивный праздник проходит на школьном стадионе и начинается с проведения для всех классов утренней зарядки.
Потом классные руководители с учителем физкультуры, судьями проходят полосу препятствий. После этого начинается спортивный праздник для учащихся. Преодолев полосу препятствий, классы участвуют в городских акциях: “Стоп! Гипертония!”, “Сбрось лишнее!”.
Заканчивается день выпуском листков здоровья и экскурсиями по экологическим тропам.
Уроки: “Путешествие в страну здоровья”
Рис. 1 | Рис. 2 |
Утренняя зарядка.
Рис. 3 | Рис. 4 |
Рис. 5
Линейка.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня, 7 апреля, жители Земли отмечают Всемирный день здоровья. Он отмечается с 7 апреля 1948 года, когда был принят Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Каждый год ВОЗ посвящает одной из наиболее актуальных проблем медицины.
В 2009 году Всемирный день здоровья был посвящен теме: “Спасем жизни. Обеспечим безопасность людей в чрезвычайных ситуациях”. Девиз 2010 года – “Урбанизация и здоровье”.
Урбанизация или ускоренный рост городов несет с собой автомобильные пробки, загазованность воздуха, слабый иммунитет и низкую физическую активность. Повысить устойчивость организма к влиянию неблагоприятных факторов измапо отношению томобильные пробки, загазованность воздуха и низкую физическую активность. можно с помощью ежедневной физической зарядки и соблюдения санитарно-гигиенических правил.
На нашу встречу мы пригласили Доктора Пилюлькина.
Доктор: Здравствуйте, ребята! Вы, конечно же, узнали меня. Я – Добрый
Доктор Пилюлькин. А где же мои помощники?
(Стук в дверь. Выбегает Лентяй)
Лентяй: Я не хочу мыть уши и шею. И руки не хочу мыть перед едой. И
ноги никогда не вытираю. Уходи, уходи, докторишка отсюда!
Доктор: Вижу это не мои помощники. Это лентяй!
Рис. 6 | Рис. 7 |
Лентяй: Почему же сразу лентяй! От чистоты можно заболеть. Вот послушайте:
Жил на свете мальчик странный -
Просыпался поутру.
И бежал скорее в ванну
Умываться. Я не вру.
Хотите – верьте, хотите – нет.
Руки мыл зачем-то с мылом,
А лицо мочалкой тер...
На руках все пальцы смыл он,
Щеки в дырах до сих пор.
Хотите – верьте, хотите – нет.Тут к нему позвали разных
Самых лучших докторов,
И диагноз был таков:
“Если мальчик будет грязным -
Будет он всегда здоров!”
Доктор: Ребята! Неправда это. Только в обществе грязнулек такое бывает. Дети, которые всегда следят за своей чистотой, никогда не болеют, а если и болеют, то очень редко.
Ведь если мы будем мыть руки перед едой, будем умываться утром после сна и когда будем ложиться спать, коротко стричь ногти, чистить зубы, носить чистую, опрятную одежду, наше тело будет чистым, крепким и здоровым!
Лентяй: (все время кривляется): Фи, ногти подстригать, да они такие красивые – черные! Фи, руки мыть. Фи, зубы чистить. Фи, ноги вытирать. А ведь так приятно пройтись по лужам! Фи, одежду чистить. Да, рубашка грязная и в дырах. Это же сейчас так модно!
Доктор: Вот сейчас приедут мои помощники! Они покажут тебе как ребят плохому учить!
(Выбегают по очереди помощники доктора.)
Помощник 1: Я прибыл из страны Здоровья, а город мой Режим дня. Все жители этого города живут по режиму.
Режим, ребята, много значит:
Поможет он решить задачи,
Когда ложиться, и вставать,
Когда тетрадку открывать,
Чтобы садиться за уроки,
Когда гулять идти, когда...
Ответ получишь ты тогда,
Когда изучишь ты режим,
И станет он тебе родным.
Помощник 2: А я прибыл из города под названием “Физкультура”. Все жители этого города любят заниматься физкультурой.
Я бегу быстрее ветра,
Коля прыгнул на два метра,
Маша плавает как рыбка,
На губах у нас улыбка,
Кто ответит почему?
Может мостик сделать Шура.
По канату лезу я,
Потому что с физкультурой
Мы давнишние друзья.
А вы, ребята, любите заниматься физкультурой? Подтянитесь, расправьте плечи, втяните животы, поднимите подбородок. Молодцы!
Лентяй: Ох! Еще и живот втягивать, подбородок вытягивать? Так же надорваться можно.
Помощник 2: Знаем мы, ребята, что случится с лентяями!
Откуда берутся лентяи?
Может лентяи с Луны прилетают?
Откуда берутся грязнули?
Может грязнуль с Сатурна столкнули?
Время листает календари,
Пишет новые словари.
Слов там таких не найдешь:
“Трусость” и “ложь”.
Исчезнут слова как дым:
“Ябеда” и “подхалим”.
Но может история выйти такая:
Старый словарь где-нибудь откопают.
В споре сойдутся ученые мира:
Что означает “лентяй” и “задира”?
Что означает “неряха”, “завистник”, “болтун”?
Куда они делись – на Марс, на Нептун?
А может, в созвездии Львов
Разгадка загадочных слов?
Лентяй: Нет, не хочу на Марс! Я хочу остаться здесь, с вами. Я буду мыться, причесываться и зарядку делать!
Помощник 2: Ну, что ребята прощаем его? Вот сейчас еще третий брат подъедет, послушаем, что он нам расскажет.
Помощник 3: А я прибыл из города, который называется “Зарядка”.
Я хочу, друзья, признаться,
Что люблю я по утрам
Физзарядкой заниматься,
Что советую и вам.
Всем зарядку делать надо –
Много пользы от нее,
А здоровье – вот награда
За усердие твое.
Утро в этом городе начинается с зарядки! А вы, ребята, умеете делать зарядку? (Дети хором отвечают – да!) А это мы сейчас проверим.
Учитель физкультуры дает команду: “На зарядку становись!”, и выполняет комплекс утренней зарядки вместе со всеми детьми и педагогами школы.
Преодоление полосы препятствий.
Полоса препятствий представляет собой набор последовательно расположенных препятствий различного назначения для развития физических качеств, смелости, воли. Это маятник, волчатник, переправа, лабиринты и многое другое. Длина дистанции может варьироваться.
Я не требую от ребят – уложиться в определенное время. Всегда надо помнить, что школа у нас – коррекционная и контингент – дети с ограниченными возможностями здоровья, а полоса препятствий для них – это зона повышенной трудности и опасности. Главное – научить детей преодолевать все препятствия, поверить в свои силы и возможности!
Участники соревнований.
В соревнованиях принимают участие учащиеся 5–10 классов (мальчики и девочки) и один взрослый в каждом классе (классный руководитель или воспитатель ГПД). Все участники должны быть допущены к соревнованиям врачом.
Сроки и место проведения соревнований.
Спортивные мероприятия проводятся на школьном стадионе или в спортивном зале (в зависимости от погодных условий).
Условия проведения.
Соревнования среди команд классов проводятся в 7 этапов по трем возрастным группам: 5–6 классы; 7–8 классы; 9–10 классы.
Этапы
- Бег по кочкам.
- Маятник.
- Навесная переправа.
- Перенос пострадавшего.
- Метание гранаты.
- Прыжки в длину с разбега.
- Прыжки со скакалкой.
Оборудование и инвентарь:
- для этапа “Бег по кочкам”: рисуют круги на асфальте во дворе школы;
- для этапа “Маятник”: канат, маты;
- для этапа “Навесная переправа”: гимнастическая скамейка, маты барьеры;
- для этапа “Перенос пострадавшего”: носилки;
- для этапа “Метание гранаты”: 4 гранаты;
- для этапа “Прыжки в длину с разбега”: прыжковая яма;
- для этапа “Прыжки со скакалкой”: скакалки.
Бег по кочкам выполняется с высокого старта на асфальтовом покрытии, на котором изображены круги d = 25 – 30см – “кочки”. Вот по этим “кочкам”, прыгая с одной на другую, надо перейти “болото”.
Рис. 8 | Рис. 9 |
Маятник: на дереве закреплен канат. С его помощью надо переправиться через “пропасть” (мат). Не перепрыгнул – упал в пропасть!
Рис. 10 | Рис. 11 |
Навесная переправа: на местности перевернута гимнастическая скамейка (бревно), на краях она надежно закреплена, под ней – маты. Это “речка”. Задача учащихся – пройти через “речку” по бревну и не потерять равновесие, а то окажешься на дне.
Рис. 12 | Рис. 13 |
Перенос пострадавшего: “санитары” на носилках переносят “раненых” до следующего этапа полосы препятствий.
Рис. 14 | Рис. 15 |
Метание гранаты: необходимо попасть в цель – “окоп” (обозначенное место).
Рис. 16
Прыжки в длину с разбега в прыжковую яму выполняются всеми учащимися.
Рис. 17 | Рис. 18 |
Прыжки со скакалкой выполняют все желающие, судьи подсчитывают количество прыжков за 1 минуту.
Рис. 19 | Рис. 20 |
Руководство проведением соревнований.
Общее руководство проведением дня здоровья осуществляет администрация школы. Непосредственное руководство возлагается на учителей физкультуры и заместителя директора по воспитательной работе.
Определение победителей.
Победители определяются на основании протоколов, подписанных судьями, представителем оргкомитета.
Награждение.
Команды классов, занявшие первые 3 места в каждой группе, награждаются исходя из возможностей школьного наградного фонда. Администрация школы и оргкомитет могут по итогам дня здоровья отметить индивидуально отличившихся участников.
Городская акция “Стоп, гипертония!”
Рис. 21 | Рис. 22 |
Городская акция “Сбрось лишнее!”
Рис. 23 | Рис. 24. |
Достигнутые результаты.
Результатом проводимой работы является:
- рост мотивации к занятиям физической культурой у учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- позитивная динамика “качества знаний” по предмету;
- возросшая активность детей – инвалидов в участии в различных спортивных соревнованиях, спартакиадах на равных со здоровыми детьми.