Цель урока:
- обобщение сведений об однородных членах предложения, известных учащимся по курсу начальной школы;
- закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;
- развитие умения опознавать однородные члены (ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, составлять схемы предложений с однородными членами;
- воспитание любви к родному языку, к природе.
Работа по развитию речи: конструирование предложений, составление связного высказывания на грамматическую тему, расширение словарного запаса учащихся.
Повторение: строение и грамматическое значение простого предложения.
Оборудование: учебники, тетради, карточки-подсказки, иллюстрация с изображением зимы, карточки с деформированным текстом.
Ход урока
1) Психологическая организация класса.
- Здравствуйте, дети, садитесь!
- Ребята, посмотрите внимательно, на доске среди букв зашифровано слово. Найдите его.
- Кто расшифровал? (радость)
б а с ю т а м о р а д о с т ь л в е ц к у
- Что выражает это слово? (Чувство)
- Давайте именно с этим чувством, с радостным настроением начнем наш урок.
- Ребята, сегодня мы с вами вновь отправимся в путешествие по удивительной стране короля Синтаксиса в гости к однородным членам предложения.
- А что нам уже известно об однородных членах предложения? Выяснить это нам поможет домашнее упражнение. Откройте тетради и прочитайте первое предложение.
Сильно страдают от голода и холода певчие птицы.
- Есть ли в этом предложении однородные члены? Назовите их. Каким членом предложения являются эти слова?
Используется алгоритм (карточка-подсказка)
1 .Относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним членом предложения.
2. Они отвечают на один и тот же вопрос.
З. Являются одинаковыми членами предложения.
4. Равноправны друг к другу и соединены между собой сочинительной связью.
- Прочитайте, пожалуйста, из домашнего упражнения последнее предложение.
Лазоревки, чижи, чечетки целыми стайками посещают эти бесплатные столовые.
- В этом предложении говорится о том, что птицы посещают бесплатные столовые. Какая столовая имеется ввиду? (Люди делают кормушки, скворечники, вывешивают из окна кусочки хлеба и сала на ниточке, чтобы птицы не умерли с голода).
- В какое время года это происходит? (Зимой)
- Да, ребята, мы должны заботиться о птицах, особенно зимой, так они беззащитны и подвержены опасностям, а мы, люди, можем им -помочь, и природа нас за это всегда вознаградит прекрасным птичьим пением. Давайте вернемся к нашему предложению и назовем в нем однородные члены. Какими членами предложения они являются?
Вывод: однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
2) Оформление рабочей тетради.
- Итак, сегодня мы продолжим разговор об однородных членах предложения. На доске записана фраза:
Дети рисуют, играют, спорят, смеются, поют, говорят.
- Ребята, найдите в этом предложении однородные члены. Как они связаны между собой? Запомните!
Если стоят однородные члены, Их запятой раздели непременно!
3) - Ребята, посмотрите внимательно на доску. Все ли там в порядке? Перед вами шуточное стихотворение. Прочитайте его про себя и подумайте, чего в этом тексте не достает (Знаков препинания).
Едят там вилками компот
там пьют из чашек бутерброд
из хлеба с сыром там котлеты
из мяса свежего конфеты
с начинкой сладкий суп с фасолью
в тарелках все там варят с солью
в реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют дети на стене
висят картина и часы. . >". ..
- Расставьте знаки препинания. Какие признаки имеет предложение? Как последнее предложение связано с нашей темой? (В нем есть однородные члены предложения). Назовите их.
- Каким членом предложения они являются? Подчеркните, составьте схему.
4) Работа по картине.
- Какое время года изображено на картине? (Зима) Как вы это определили? (Приметы зимы: снег лежит, солнце неяркое, ветки покрыты инеем, речка чуть замерзла)
- А за окном, какое время года? (Тоже зима)
- Ребята, какая бывает зима, подберите прилагательные. (Белоснежная, добрая, злая, холодная, теплая, морозная, суровая, сердитая, лютая, ненастная, пушистая)
- А какая зима на нашей картине? (Добрая, морозная, белоснежная, пушистая)
- Давайте поиграем в игру "Распространи предложение". Нужно составить простое предложение по
этой картине, где будут только главные члены предложения. (Наступила зима.)
- Каким является предложение, В котором нет второстепенных членов. (Нераспространенным)
- Давайте распространим это предложение, добавляя каждый раз по одному слову. (Наступила зима. Наступила белоснежная зима. В городе наступила белоснежная зима. В нашем городе наступила белоснежная зима.)
- В полученное предложение добавьте однородные члены предложения. (В нашем городе наступила белоснежная зима и принесла много радости детям.)
- Запишем предложение на доске и выполним синтаксический разбор.
5) Психотренинг.
- Сейчас я предлагаю вам сесть поудобнее, расслабиться, послушать прекрасную музыку Чайковского из альбома "Времена года" (зима), а я прочитаю вам стихотворение А.С.Пушкина.
. - Постарайтесь представить, что вы художники, в руках у вас кисти. Попробуйте устно нарисовать картину того, о чем услышите.
- Итак, закрыли глаза, вдохнули воздух, выдохнули, вы художники, слушайте.
Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою.
- Откройте глаза. Поэт написал стихотворение о зиме, композитор сочинил музыку на зимнюю тему, а вы были художниками. Что изобразили вы на своей воображаемой картине? Поделитесь своими впечатлениями.
- Что помогло вам создать такие яркие В картины зимней природы? Какие члены предложения?
6) Письмо по памяти.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным дождем.
Вывод: в одном предложении может быть несколько групп однородных членов. (1 группа -однородные обстоятельства; 2 группа - однородные сказуемые)
7) Индивидуальная работа.
На столах конверты с карточками, на которых записаны слова. Из данных слов составить предложение и выполнить синтаксически разбор.
Пушистый снег ложится на поля, на кусты, на деревья. Морозная луна освещала сад, дорожки и беседку.
8) Работа по учебнику.
Упражнение №227, стр. 105.
- Ребята, прочитайте вслух пятое предложение, соблюдая правильную интонацию.
Относитесь к родному языку бережно и любовно, думайте о нем, изучайте его, любите его.
- Чем осложнено это предложение? Запишите это предложение в тетради, подчеркните однородные члены и составьте схему.
- Подведение итогов.
- Выводы по уроку.
- Оценки.
- Домашнее задание: параграф 27, №229.
9) Рефлексия.
- Довольны ли вы тем, как прошел урок?
- Было ли интересно?
- Были ли вы активны?
- Было ли трудно?
- Сумели ли вы показать свои знания?